Коротаева Евгения Владиславовна
Наш гость: Коротаева Евгения Владиславовна, доктор
педагогических наук, профессор Уральского педагогического университета,
действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Уральского отделения Российской академии образования. Евгения
Владиславовна является представителем
педагогической династии, насчитывающей около 150 лет педагогического стажа.
Тема: О школе, о науке «Педагогика», о трудностях и радостях педагогической профессии, о современных студентах, о Дне Учителя и о многом другом...
Дети-66.ru: Евгения Владиславовна, где Вы учились? Что помните из школьной жизни? Какие уроки любили?
Коротаева Е.В.: Я училась в трех школах: обычной; после переезда в другой район – в английской (это было престижно и по тем временам), а потом снова два года в обычной школе № 76 г. Свердловска. И самые светлые воспоминания именно об этих последних годах.
В «спецшколу» после школы-новостройки в рабочем районе я, честно говоря, просто не вписалась: мое знание английского не шло ни в какое сравнение со знаниями детей, которые уже четыре года были погружены в языковую среду. Кроме этого, амбициозность и холодность учителей, отчужденность учеников, преимущественно детей высокопоставленных чинов, – все представлялось мне чуждым…
Наверное, этот опыт детства помог мне сделать правильный выбор уже в зрелом возрасте. Когда я увидела, что сын-первоклассник никак не вписывается в режим английской школы, то без всякого сожаления прямо в середине года перевела его в обычную школу. И ни разу мы с ним об этом не жалели.
По поводу любимых предметов – я всегда была ярко выраженным гуманитарием. Даже физика мне становилась ближе и понятнее, если я изучала ее с точки зрения философских законов, а не по математическим формулам. Поэтому альтернатива поступлению на филологический факультет УрГУ просто не рассматривалась!
– Вы несколько лет работали в школе учителем русского языка и
литературы. О чем Вы думали, идя на первый урок?
– О, это отдельная думка – про «первые» уроки. Их на самом деле было очень много: и общение с детьми в пионерском лагере, где я работала вожатой, и урок на первой педагогической практике, и урок истории, а не русского языка, которым встретили в школе «по распределению», и первый открытый урок для директоров школ города и области, и первая лекция в колледже, и первое занятие в вузе, и первое заседание кафедры…
Словом, каждая новый профессиональный этап выдвигал свое небольшое испытание. Но, честно говоря, все же работа в школе – особая: та искренность, та реактивность – эмоциональная, познавательная, с которой встречаешься в ученическом классе, – больше нигдн не встречались в такой полноте и непосредственности. Поэтому спасибо судьбе за возможность пройти все профессиональные ступеньки, сравнить их и познать особую специфику каждой, осознать их глубокую взаимосвязь.
– Вы являетесь представителем педагогической династии. Кто из ваших «предков» оказал наиболее сильное профориентационное влияние?
– Чувствую гордость за нашу семейную династию. Если мой отец был погружен в изучение дворянский ее кровей (бабушка – Валентина Львовна – потомственная дворянка), то мне интереснее был профессиональный подход. И бабушка, и мама, и мамина сестра, и я – все мы самыми тесными узами связаны со школой. Конечно же, самое сильное впечатление в этом отношении от моей мамы, Зинаиды Федоровны: учителя истории, директора школы, заведующей Октябрьским райОНО г. Свердловска. Для нее характерно исключительно честное отношение к делу и удивительная педагогическая самоотдача. Когда-то на ее день рождения написала ей такие строки:
С тобою, мама, многому училась,
То соглашаясь, то во всем виня...
Не все во мне, наверно, получилось,
И за несбытое – прости меня.Я стала старше, тоже стала мамой...
Но как тебе все было по плечу?
Ты для меня была надежной, самой,
Я для тебя такой же стать хочу.
– Как Вы пришли в науку педагогику? Кто был Вашим научным руководителем?
– Когда-то само слово «наука» было для меня чем-то абстрактно-отчужденным. Кто-то учился в аспирантуре, кто-то писал диссертации, но мне казалось, что все это ко мне не имеет никакого отношения…
И вот я оказалась в педагогическом институте. Слово за слово, год за годом – и вот я уже аспирантка замечательного ученого, чудесного человека Августа Соломоновича Белкина. Не менее важна для меня тема диссертации – ситуация успеха в учебной деятельности. Спасибо моему руководителю за такой подарок. Его я до сих пор зову своим «научным папой», благодарная за обе мои диссертации, за чуткое руководство, за процесс взращивания меня от ассистента до заведующего кафедрой педагогики и психологии детства.
– Сегодня Вы – заведующая кафедрой, доктор педагогических наук. Какие дисциплины Вы читаете студентам?
– Здесь, наверное, было бы правильнее уточнить, что я читаю и что я хотела бы читать (так актеров спрашивают – а какую роль вы бы хотели сыграть?). Читаю в большей степени дисциплины, касающиеся педагогики. И нужно сказать, что за время работы здесь открыла особую область педагогики дошкольного и младшего школьного детства. Теперь мое педагогическое образование стало полным, поскольку, в итоге, я занимаюсь всеми уровнями образования – от дошкольной до вузовской и послевузовской ступени.
А вот хотелось бы освоить и читать многое из того, что лежит в области пересечения педагогики и психологии: психодидактику, социальную психологию, семейную педагогику, конфликтологию в образовании. И материалы к этим дисциплинам потихоньку собираются в отдельные папочки. Думаю, что все еще сбудется, и мое педагогическое образование еще наполнится объемом. И это правильно, потому что один из мыслителей сказал: «В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться».
– С какими трудностями Вы сталкивались в своей работе?
– Трудности трудностям – рознь. Одни связаны с людьми, и здесь каждый раз приходится искать особое решение, как сейчас принято говорить, «индивидуальный маршрут», а есть объективные, не связанные с субъектами. Вот, например, новые шкалы оценивания или подготовка тестов по читаемым дисциплинам. Это все равно нужно сделать, но при этом нужно найти наиболее оптимальный путь: чтобы было сделано не для отчета, а так, чтобы эта сторона деятельности могла «работать» на качество процесса обучения. Вот это и занимает время, мысли и чувства…
Но, как известно, мы растем – и профессионально, и личностно – именно в ситуациях преодоления. Так что стараюсь относиться к этому как к жизненному тренингу…
– Изменились ли студенты за последние 10 лет?
– Конечно, изменились! И я говорю об этом без сожаления, как порой это бывает, когда «бойцы вспоминают минувшие дни…». Изменилось все вокруг, говоря научным языком, вся социокультурная ситуация. И неправомерно перекладывать за это ответственность на сегодняшних студентов: дескать, они более безалаберные, безответственные и пр.
Да, школа сегодня не учит детей учебе как каждодневному труду. Да, профильные образовательные программы, как оказалось, имеют свои недостатки, касающиеся узкой направленности тех сведений, которые получают школьники. Вместо целостного представления о мире, о человечестве получают «точечные» знания о математике или литературе. Но все это – та ситуация, в которой мы живем и работаем.
Коли наши студенты чего-то не усвоили ранее, значит, нам добавляется еще одна (две, три) задачи, в том числе и воспитательные. Следовательно, от нашего педагогического мастерства зависит качество образования в вузе. Но это вовсе не означает, что я согласна нянчиться с нашими студентами. Все же я стою на позициях субъект-субъектного обучения: да, я, преподаватель, делаю многое, но я в полном праве ожидать от студента, что, увидев и оценив мои усилия, он тоже начнет осознанно и ответственно относиться и к своей жизни, и к своей учебе. Это и есть взросление. Это и есть основа для взаимного уважения.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог?
– Обычно я избегаю подобных вопросов и на просьбу почитать лекцию на тему «Портрет настоящего педагога (учителя)» всегда находила форму корректного отказа. А почему? Прежде всего, невозможно уложить профессионализм в пять-семь качеств. Кроме того, стоит учитывать и личностный аспект: кто-то не обладает игривой импровизационностью, яркой креативностью, однако достоин уважения за постоянство, за систему работы, качественность результатов и пр. Кого же из них назвать «настоящим педагогом»? Да еще и наши дети – такие разные, кто-то находит общий язык с одним учителем, а кто-то – с другим. Так пусть они и будут разными, наши педагоги. А подобные профессиональные «портреты» напоминают прокрустово ложе (или что-то лишнее, или до чего-то не дотянул). Думаю, что более продуктивен лозунг: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!».
– Что Вам нравится в Вашей работе? Что является самым интересным?
– Нравится – «ситуация вызова», если обратиться к психологическим терминам. Попробую пояснить. Педагогическая деятельность чрезвычайно противоречива в своей основе: с одной стороны, она более чем строго регламентирована (как вы знаете, у нас есть даже Федеральное агентство по НАДЗОРУ за образованием, словно больше не за чем надзирать…), а с другой – вся практика педагогики построена на постоянной импровизации: разница настроений в классе: сегодня – одно, а завтра – иное; ситуация постоянного сокращения учебных часов; неожиданные просьбы подменить заболевшего учителя, педагога; необходимость быстро перестроить урок, если… (никто в классе не выполнил домашнее задание, отговорившись вчерашней медкомиссией; оказывается на урок внепланово приходит завуч) и прочая и прочая…
Вот это и есть «вызов» – challenge, что можно перевести как «трудность, которая делает тебе честь…». И вот адекватная мобилизация, состояние готовности к таким сюрпризам, умение найти верное решение на некорректный запрос сверху, это то, что делает нас мастером. Так что действительно быть профессионалом – это самое трудное, ответственное, интересное и… креативное.
– О чем Вы думаете, идя в университет? А – из университета?
– «Ответы приходят и уходят. А вопросы остаются…»
– Чем Вы любите заниматься дома?
– Хитрый вопрос. Хитрость его в том, что ответ предполагает какую-то область моих личных интересов. Но так сложилось, что дома я люблю заниматься научной работой: подготовка статей, монографий, учебных пособий, рецензий, редактирование диссертаций моих соискателей и аспирантов. Это – очень большая по объему и ответственная работа, но мне действительно нравится этим заниматься! В свое время муж, ревнуя меня к этой деятельности, сказал фразу о том, что у меня работа и хобби слились в одно. Но мне не бывает скучно. Конечно же, это не отменяет моих иных увлечений: посещения театров, путешествий, чтение книг, – в этом я отдыхаю, получаю те эмоции, которых не добираю в научной области. Такое разнообразие помогает понять и ощутить полноту жизни.
– Ваши пожелания в профессиональный праздник «День учителя»?
– Можно сказать стихами (была и такая «болдинская» страничка в моей биографии)?
Средь суеты, дел самых разных,
Среди вопросов – быть? Не быть?..
Сентябрьский лист приносит праздник,
Который трудно отменить.Скажи-ка «школа» – и возникнет
За этим вереница слов:
Доска, дневник, урок, учитель
И вздох: «Опять ты не готов…».Да, школа – целая эпоха
(Хоть, может, и не Ренессанс):
Тетрадь, звонок и суматоха,
Когда бежишь из класса в класс.Не позабыть и не отбросить
Как листик из календаря…
Пусть говорят – не только в осень –
«Спасибо вам, учителя…».
– Благодарим Вас за участие в интервью!
Оценка статьи:
(голосов: 12, сумма баллов: 60)
Авторизация
Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, введите адрес вашей электронной почты и пароль. Если нет — зарегистрируйтесь.
Забыли пароль?
Не волнуйтесь, нажмите сюда чтобы восстановить свой пароль.
Как оформить работу для публикации?
Уважаемые пользователи портала!
Внимательно изучите правила оформления конкурсных и внеконкурсных работ.
Для детей

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. В. Белинский
Лучшие статьи недели
Конкурс месяца
VI Всероссийский дистанционный конкурс «Педагогическое вдохновение»
VI Всероссийский дистанционный конкурс педагогической публицистики и литературного творчества «Педагогическое вдохновение – 2015» завершен. Поздравляем победителей, лауреатов и всех участников конкурса!
Поиск по сайту
Для педагогов

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. Писарев



.jpg)
.jpg)


.jpg)
.jpg)


