Регистрация

«Дом, который построил Джек»: урок ИЗО во 2 классе ДШИ

  • 10 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Представляю разработку урока (занятия) по изобразительному искусству во 2 классе художественного отделения ДШИ. Возраст детей 8-9 лет. Так как, 2015 год в Российской Федерации был объявлен годом литературы, мы изучали много произведений писателей и поэтов, рисовали к ним иллюстрации и тематические картины. Тема предложенного урока: «Дом, который построил Джек» (по мотивам произведения С. Я. Маршака).

На основе предложенной разработки урока возможно провести занятия по рисованию любого архитектурного сооружения, замка, многоэтажного дома, городского ансамбля. Урок не раз прошёл апробацию, подходит для любого возраста детей, а также для разновозрастных групп. Лёгок в проведении, используется минимальное компьютерное обеспечение (компьютер, проектор). К конспекту прилагается слайдовая презентация.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Удачно составленная постановка  секрет успеха творческого процесса. Главная задача педагога  вдохновить юных художников к творчеству, не бояться трудностей, способствовать любви к реальному, научить видеть в застывшей, статичной форме динамику мира, который завораживает и привлекает своей красотой. Результаты этого ощущения мира  в детских работах, ярких, теплых и открытых для новых впечатлений.

Предмет, класс: Изобразительное искусство.

Тема урока: «Дом который построил Джек».

Цель: Создание образа строящегося, растущего, меняющегося архитектурного сооружения.

Задачи: 

  • организация ритмической закономерности в композиции;
  • освоение приемов составления сложных форм;
  • открытие выразительных возможностей масштаба, ритма подобных элементов, легких и тяжелых цветов;
  • развитие фантазии, воображения, образного мышления;
  • осуществление межпредметных связей;
  • формирование эстетики рабочего процесса.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (видеоряд, мультфильм), практические (проблемно-поисковые, самостоятельная работа), индуктивный метод.

Наглядные пособия для учащихся:Видеоряд «Новостройка», наглядно демонстрирующий понятия «ритм», «масштаб» в природе, архитектурные сооружения различной формы, примеры работ по данной теме, мультфильм «Дом, который построил Джек» .

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, оснащённый проектором.

Литературный ряд: стихотворение С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек».

Задание: выполнить рисунок строящегося, растущего, меняющегося архитектурного сооружения по мотивам произведения С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек», используя знания по композиции.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Цель: Настроить учащихся на познавательную деятельность.

Фронтальная форма организации деятельности учащихся. Преподаватель контролирует наличие учебных принадлежностей, организует и настраивает на работу, информирует.

2. Теоретическая часть.

Беседа о жизни и творчестве С. Я. Маршака.

Сегодня наш урок посвящен творчеству известного детского поэта и писателя Самуилу Яковлевичу Маршаку. Слышали вы о таком писателе? Может быть кто-то из вас помнит какие-то его стихи? Много его произведений вы, конечно же знаете. Это «Усатый-полосатый»,»Робин-Бобин Барабек», «Кошкин дом»,«Веселая азбука»,сказка «12 месяцев», «Веселые чижи». Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Детские стихи Маршака были легкими, он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов, рассказывал, что сочинял стихи в детстве очень быстро, много над ними не думал. Маршак не помнил, почему начал писать, что именно побудило его к этому.

Одним из ярких детских воспоминаний стал утренник, когда Самуил Маршак впервые рассказывал стихотворение. Он ходил между рядов зрителей размеренным шагом, четко и громко читая стихи, но его остановили и объяснили, что нужно стоять смирно на месте. Маршак вспоминал, как сильно он был удивлен и даже расстроен. Уже во взрослой жизни, читая свои стихи, Маршак вспоминал тот случай с детства, каждый раз огорчаясь и смущаясь одновременно.

Стихи Маршака читать интересно не только детям, но и взрослым. По ним можно проследить всю жизнь писателя. К размышлениям о семье и доме в более взрослом возрасте добавляются отношения с друзьями, впечатления об улицах города, далее добавляются даже литературные вымыслы, философские мысли о жизни… Маршак писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, жизни, чувствах, детских и взрослых.

Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте, когда пришло осознание того, что честность, открытость и легкая рифма находят живой отклик у детей. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему недоставало веселых, небольших произведений, приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых.

Сообщение цели и задачи урока.

Сегодня же, я хочу предложить вам нарисовать композицию по его замечательному стихотворению «Дом, который построил Джек». Слышали вы о таком? Сейчас, я предлагаю вам, посмотреть отрывок из мультфильма «Дом, который построил Джек» и прослушать стихотворение.

Просмотр кадров из мультфильма «Дом, который построил Джек» по одноименному английскому стихотворению в переводе Маршака. Союзмультфильм, 1976г.

Объяснение нового материала. 

Итак, мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма, прослушали стихотворение. И теперь нам предстоит придумать тот самый дом, который построил Джек. В мультфильме вы видели, как представил этот дом художник, который рисовал этот мультфилм, мультипликатор. А как вы представляте себе этот дом?

Мы знаем, что в нем поселилось достаточно много персонажей – это весёлая птица-синица, кот, пес без хвоста, корова безрогая, старушка седаяи, сам Джек. У каждого из жителей дома есть своя история – птица-синица ворует пшеницу из чулана, кот ловит птицу, пес треплет кота, корова боднула пса, старушка доит корову. Все это вы можете показать на своем рисунке, а можете придумать какую-то новую историю их жизни в доме.

Но прежде чем мы начнем с вами рисовать, я хочу у вас спросить с чего строится дом? Конечно же, с проекта. Поэтому перед тем как начать, нужно вначале придумать каким будет этот дом, из каких материалов, какими средствами вы будете пользоваться.

Просмотр слайдовой презентации. (Приложение 1)

Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (СЛАЙД 2). Если проанализировать любое архитектурное сооружение (а дом ведь, безусло, архитектурное сооружение) мы можем видеть что любое здание – это модульная конструкция, т. е. она слагается из каких-то модулей, фигур, блоков, и эти фигуры постоянно повторяются в разных вариациях. Т.е. мы можем представить себе замок из кубиков, где кубики – это модули, которые вы можете расставлять каком-то порядке. (Слайд 3). Это может быть, допустим, кубик, за ним – пирамидка, снова кубик, опять пирамидка, то есть идет какое-то чередование – РИТМ.(СЛАЙД 4).

Вспомним геометрические фигуры: элементы геометрических фигур можно найти в любом здании. Рассмотрим Кельнский собор и Пизанский собор. (СЛАЙД 5). Посмотрите, какие геометрические фигуры вы можете определить в рисунке этих архитектурных строений? (СЛАЙД 6, 7). Т.е. архитектор, продумал каким будет его сооружение и выбрал для себя несколько элементов. Он не стал использовать все фигуры которые он знает, а ограничился лишь несколькими. Как вы думаете почему? Правильно, для того чтоб его строение было целостным, и носило единый строй. ЦЕЛОСТНОСТЬ в композиции это один из основных законов композиции.

Вы видите как чередуются те или иные геометрические фигуры, форма их остается неизменной, а изменяется только величина – МАСШТАБ. (СЛАЙД 8). Посмотрите, как изменяются фигуры? Какие фигуры остались внизу, а какие наверху? Внизу более большие фигуры, чем выше поднимаются вверх наши модули, тем они становятся меньше, легче. А как вы думаете, почему? Если бы внизу, наоборот были бы самые маленькие фигурки, а наверх строители принесли бы самые большие что бы случилось с таким зданием? Правильно, оно бы рассыпалось, так как стало бы неустойчивым. Итак, УСТОЙЧИВОСТЬ, очень важное понятие для строящегося дома.

Эти слова на доске, я записала для вас не зря, они будут вашими подсказками.

Давайте посмотрим на фотографии современных сооружений воспользовались ли архитекторы правилами композиции, такими как ритм, масштаб, целостность, устойчивость. (СЛАЙДы 9, 10, 11).

3. Практическая работа учащихся

Сейчас я предлагаю вам начать. Прежде чем начать, подумайте, каким будет ваш дом, какие элементы для него вы будете использовать. Сначала нарисуйте рисунок карандашом, и только когда будете полностью уверены, принимайтесь за маркеры. (СЛАЙД 13).

После того как вы у себя на листе построите дом, его можно заселять. Вспомните, кто живет в этом доме, где располагаются жители в данный момент и чем занимаются. Дом постепенно будет заполняться деталями –лестницами, балконами, террасками, какими-то переходами, коридорами и т. п. все что позволит вам ваша фантазия. Рисуя маркерами, не забывайте использовать разные его возможности. Как можно рисовать маркерами? линии, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое). (СЛАЙД 12).

Существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений.

КОНТРАСТ – Более светлый предмет изображаем на тёмном фоне, а тёмный соответственно на светлом. Не изображаем людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели. То же самое в принципе касается и предметов. Но тут важно следующее правило.

РАВНОВЕСИЕ – Объекты, расположенные в разных частях рисунка, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону. Например, если на картинке будет присутствовать много-много мелких объектов, хаотично разбросанных по листу, то взгляду зрителя будет не за что "зацепиться". А значит, и изображение в целом рискует стать неинтересным. Равновесие – это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой.

4. Итог работы

  • Выставка работ;
  • подведение итогов;
  • аключительное слово.

Ребята, сегодня вы проделали большую работу. Вы побывали в роли настоящих архитекторов, а это значит, что вы не только нарисовали свой рисунок, но и грамотно его построили. Вы продумали каждую свою линию, штрих, для того чтобы ваше здание вышло красивым, эстетичным и внутри и снаружи, целостным и, конечно же, практичным. Несмотря на то, что все вы работали в одинаковых условиях, каждый из вас создал неповторимый рисунок, и все вы отлично справились с заданием. Я поздравляю вас с прекрасным завершением, желаю вам дальнейших творческих успехов. Спасибо за урок/

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе ДШИ

Автор: Решетникова Айгуль Ириковна, преподаватель изобразительного искусства первой категории Детской школы искусств, г. Благовещенск, республика Башкортостан. Стаж работы 6 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 10.10.2015 в 23:42

Айгуль Ириковна, привет башкирскому городу Благовещенску из башкирского города Стерлитамак. Не чувствую себя вполне компетентной оценивать вашу работу, поэтому надеюсь, что под вашей работой оставит профессиональный комментарий кто-нибудь более подкованный в изобразительном творчестве. Совершенно не умею рисовать, поэтому мне кажется сложной поставленная перед детьми цель. Но презентация №2 опровергает мои подозрения, ведь дети-то в школе искусств способные. Разработка меня заинтересовала. На данный момент из минусов могу указать пунктуационные ошибки в оформлении работы, а другие недочёты приобретут или не приобретут значение только в сравнении с последующими конкурсными работами.

Айгуль Ириковна 16.10.2015 в 22:37

Добрый вечер, Ева Владимировна! Очень любим Ваш город и ежегодно приезжаем в художественную школу г. Стерлитамака, участвуем в конкурсах, учимся профессиональному мастерству. На самом деле, цель абсолютно не кажется сложной детям, которые готовы творить, умеют и любят фантазировать. Я проводила уроки с аналогичной целью с детьми разных возрастов: самые маленькие ученики -дети 5-6 лет, самые взрослые - 15-16. И те, и другие, прекрасно справляются с заданием. Конечно же темы уроков были разные, от замков заколдованной королевы, принцессы или хитрого короля, до архитектурных городских ансамблей будущего и космических станций. Но принцип работы один: уметь видеть в сложной фигуре простые и, компонуя простые формы, получать сложные, интересные, неповторимые.

Никитина Ева Владимировна 25.10.2015 в 01:12

Охотно верю. Спасибо за комментарий к моему отзыву. Не каждый участник этого конкурса проявляет интерес к мнениям о своей работе...

Адамбаева Людмила Анатольевна 11.10.2015 в 15:45

Добрый вечер, Айгуль Ириковна. Рада была познакомиться с представленным конкурсным материалом. Сразу для себя отмечу грамотное оформление текстовой части: точная формулировка цели, выполняемые задачи, обозначение сопровождающих средств и материалов. Нельзя оставить без внимания и интегративность урока. Хорошая задумка - привязать творчество С.Я. Маршака к теме по изобразительному искусству "Новостройка". Познакомившись с уроком, работами учащихся я могу уверенно сказать, что у меня бы тоже получилось, хотя "художник" из меня посредственный. Урок очень познавателен, интересен, деятелен. Присутствует работа с определениями, что обогащает словарь наших детей. В процессе работы использовалась информация, работающая на несколько анализаторов учащихся, что позволило достичь цели урока. Мне понравилось. Небольшая рекомендация - использовать проблемные ситуации или вопросы для формулирования цели урока самими учащимися. Желаю успехов в конкурсе. С уважением, Людмила Анатольевна.

Айгуль Ириковна 16.10.2015 в 22:16

Людмила Анатольевна, спасибо Вам, за такой приятный отзыв! Обязательно учту Ваши рекомендации.

Шахова Ольга Вячеславовна 12.10.2015 в 22:24

Айгуль Ириковна,очень понравились работы ваших воспитанников. С поставленной задачей они справились отлично.
в Вашей работе мне не хватило более подробного описания организационного момента. А именно мотивации.
Вызывает вопрос и заключительное слово педагога.На мой взгляд, ребята (в возрасте 8-9 лет) могут сами подвести итог занятия.
Удачи в конкурсе!

Айгуль Ириковна 16.10.2015 в 22:19

Спасибо!

Галина Павловна 28.10.2015 в 08:48

Уважаемая Айгуль Ириковна! Радостно увидеть на конкурсе грамотно составленную структуру занятия, а потому и результат прекрасный. Несколько раз пересматривала презентацию, обратила внимание, что целостность в детских композициях присутствует, неповторимость тоже, благодаря умелому разъяснению педагога до выполнения практической работы. Цель занятия достигнута. Желаю Вам удачи в конкурсе!

Айгуль Ириковна 14.11.2015 в 17:00

Большое спасибо, Галина Павловна, за такой позитивный отзыв! Очень и очень приятно!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:47

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!