Регистрация

«Зимушка-зима. Приметы зимы».

  • 23 октября 2018

Конспект занятия

Тема: «Зимушка-зима. Приметы зимы».

          Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство любви к родной природе.

          Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

          Я белым покрывалом всю землю накрываю,

          Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

Воспитатель:  О каком времени года мы будем сегодня говорить?

Дети: О зиме.

             Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.

Воспитатель:  Назовите приметы зимы. (Ответы детей).

          У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

Воспитатель:  Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).

          Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.

Воспитатель: Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

Воспитатель:   Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

          Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

          Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

- Как называют в народе декабрь? (хмурень).

- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

- Отдохнём? (да).

                                      Физкультминутка.

          Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

          Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Присаживайтесь.

Воспитатель:  Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

          Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.

                           Показываю картинку зайца.

          Медведи сладко спят в берлогах.

                     Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.

          Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

                              Показываю картинку белки.

          Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.

                             Показываю картинку лисы.

          Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.

                           Показываю картинку волка.

Воспитатель:  Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

Воспитатель:  На кого охотится лиса? (на мышей).

Воспитатель: Что делает медведь? (спит).

Воспитатель: Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).

 Воспитатель:        Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

                    Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

                    Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

                    Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

                    Стайка алых снегирей облепила деревце.

 Воспитатель:          Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

Воспитатель:  Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

 Воспитатель:        Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

                       Показываю картинки птиц.

Воспитатель:  Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

Воспитатель: Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

          Зимой и у детей много забав.

Воспитатель: Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).

 Воспитатель:         Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.

                                Дети садятся за столы.

           Перед работой разомнём наши пальчики.

                          Пальчиковая гимнастика.

               Этот пальчик дедушка,          показываем большой палец.

               Этот пальчик бабушка,             - - - - -      указательный

               Этот пальчик папочка.              - - - - -      средний

               Этот пальчик мамочка              - - - - -      безымянный

               А вот этот пальчик - я               - - - - -      мизинец

               Вот и вся моя семья.              сжимаем и разжимаем кулачки.

                            Дети под музыку рисуют.

          Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.

 Воспитатель:   А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

          Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

Воспитатель:  Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

- Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

          Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

          Итог занятия:

- О чём мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось больше всего?

          Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!