Регистрация

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сочинение мелодии на заданный текст (подготовительная к школе группа)

  • 24 марта 2018

Составила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26 «Радость» Богданова Флера Гумаровна

Нефтеюганск 2018г. 

     

Актуальность.

     В песенном творчестве немалую роль играет интуиция, но в то же время оно не может протекать без интенсивной мыслительной работы. Так, при создании музыкального произведения автор, по словам А. Н. Сохора, «решает мыслительные задачи, в известной мере аналогичные задачам учёного, творца в любой области. Он тоже ставит определённую эвристическую задачу и ищет пути к её решению, действуя методом отбора, сопоставляя достигнутое с целью, к которой он движется, отыскивая внутренние связи между найденными интуитивно результатами и развивая эти результаты с помощью логических методов».

     Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться  в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается  инициативность и самостоятельность.

     В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов,  сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).  

     К сожалению,  одной  из  проблем,  с которой  сталкиваюсь, является низкая способность детей:

•    в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются 

использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.

     Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным. 

     Использование в своей работе различных методов и приемов данной технологии  «Моделирование на основе имен признаков», «Да-нет», «Морфологическая таблица», «Круги Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей  и развитию творческих способностей. 

Для решения поставленных задач:

•    формировать у детей: 

    понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;

    умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии на заданный текст;

•    развивать: 

    музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;

    мыслительные действия: моделирование, группировка;

    творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;

    интерес к песенному творчеству;

    музыкальную память;

разработала игры:

•    «Умные нотки» (на основе пособия «Имена признаков») - формирование у детей понятия, что отобранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеристикам объекта. Изменение имени признака объекта есть основной инструмент решения творческой задачи;

•     «Угадай темп» (линейная «Да-нет») - совершенствование умения детей сужать поле поиска;

•    «Круги Луллия» - закрепление названия песен,  систематизирование знаний детей о средствах музыкальной выразительности;

•    «Наоборот» - расширение словарного запаса, закрепление музыкальных терминов;

и игровые приемы: 

•    моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;

•    «Пришел в гости волшебник…»: волшебники Разделяй-ка и Объединяй-ка – помогают найти связи между долгими и короткими звуками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант  сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.

Задачи:

формировать:

•    у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта; 

•    умение составлять алгоритм, используемый  при  сочинении мелодии по заданному тексту;

развивать:

•    музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;

•    мыслительные действия: моделирование, группировка;

•    творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;

•    интерес к песенному творчеству;

•    музыкальную память.

Предварительная работа:

•    освоение модели «объект-имя признака- значение имени признака»: 

    первый шаг:  «Расскажи про объект – песню  по признакам, которые   ты знаешь»;

    второй шаг: «Расскажи про  объект – песню по признакам, которые  ты узнаешь на схемах»;

    третий шаг: «Я назову признак, а ты опиши по нему объект».

•    Проведение:

    игр и упражнений  на автоматизацию признаков и их значений: «Умные нотки», «Угадай темп», «Вышивание музыкальных узоров», «Художник», «Музыкальные бусы»;

    семинара-практикума для родителей по теме «Сочиняем песенку всей семьей»;

•    Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.

Оборудование и материалы: 

•    мультимидийный экран,  видеосюжеты; морфологическая таблица;  картинки - значение имени признака  для фланелеграфа; музыкальные инструменты;  музыкально-дидактические пособия;  маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационно-мотивационный.

(Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.

(Фрагмент из мультфильма «Вини Пух и его друзья»)

Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Вини Пух сочинил ему песенку.

(Фрагмент из мультфильма: Вини Пух поет песенку)

Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже  хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.

(Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)

Пятачок: Но я не умею сочинять, как Вини Пух. Помогите мне, ребята!

2. Проблемно-деятельный.

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку?

                                                        Что такое песня? Из чего она состоит?

Дети: Из мелодии и слов.

(Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице)

Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как  сочинить песенку?

Дети: У нас есть умные нотки, они  помогут нам. 

Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?

Дети: О ком, о чем поется в песне.

(Ребенок выкладывает нотку  на морфологической

 таблице)

Музыкальный руководитель:  Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте: 1. На улице две курицы с петухом дерутся

                                                  Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

                                          2. Маленький ослик, любим мы тебя. 

                                              Маленький ослик, с днем рождения.

Какой текст выберите, первый или второй? Почему?

Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.

Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Ритм. 

(Ребенок  выкладывает ноту)

Музыкальный руководитель:  Ребята,  прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?

Дети: Долгие и короткие звуки. 

Музыкальный руководитель: Чтобы записать 

ритмический рисунок текста, долгие звуки  

отметьте шлепками, а короткие - хлопками. 

(Дети выполняют задание).  Определите и 

запишите, сколько долгих и коротких звуков в 

слове «маленький»; «ослик» и т.д.

(Дети записывают на альбомном  листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).

 

 

Музыкальный руководитель:  Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?

(Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).

Музыкальный руководитель:  Для чего  вы составили ритмический рисунок текста?

Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.

(Ребенок выкладывает карточки с  ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Жанр. 

(Ребенок  выкладывает ноту)

Музыкальный руководитель:  В каком жанре будет  песня?

Дети: В танцевальном жанре,  потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.

Музыкальный руководитель:  Какие танцы вы знаете?

Дети: Вальс, полька.

Музыкальный руководитель:  Какой танец выберите? Почему?

Дети: Полька, потому что это веселый танец.

(Дети самостоятельно выбирают диск,

 включают магнитофон)

Танцевальная импровизация

 на музыку С.Рахманинова 

«Полька».

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:  Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?

Дети (выкладывают картинки): Хлопки,  притопы, кружение.

Музыкальный руководитель:  Кто выберет следующую нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Настроение.

(Ребенок  выкладывает ноту)

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет мрачная? 

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет злая?

Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет грустная?

.Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет в минорном ладу?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет  в мажорном ладу (выкладывает картинку).

Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто  выберет  нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Темп.

(Ребенок  выкладывает ноту)

Музыкальный руководитель:  Я загадала темп песенки, а вы угадайте. Поиграем в игру «Да –нет». Вы должны задать как можно меньше вопросов.

(слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка -  собачка – утка – черепаха). 

Ребенок: Это справа от лошадки?

Музыкальный руководитель: Да.          

Ребенок: Это слева от утки?

Музыкальный руководитель:  Да.

Дети: Это собачка.

Музыкальный руководитель:  Какой темп я загадала? Почему?

Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как  скачет лошадка.  Утка движется медленно,  черепаха очень медленно - такой темп не подойдет к нашей песенке.

(Ребенок выкладывает картинку и  выбирает нотку).

Ребенок: Назовите эту ноту.

Дети: Высота звука.

(Ребенок  выкладывает ноту)

Музыкальный руководитель:  Поиграем в игру «Эхо». 

(Дети слушают, а затем  пропевают  звуки на слог «ля» 

и рукой показывают высоту звука). Какие звуки вы  

пропели?

Дети: Высокие, средние, низкие  (выкладывают карточки).

Музыкальный руководитель:  Какие «помощники умной головы» помогли вам выполнить это задание?

Дети: Наши уши.

Музыкальный руководитель:  Юные композиторы,  возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к  сочинению мелодии.

(Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя 

музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, 

ксилофон)

 

3. Рефлексивно-оценочный.

Музыкальный руководитель:   Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?

(Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку) 

Музыкальный руководитель: Посмотрите, осталась последняя нотка. Она спрашивает: «Для чего эта песенка и где ее можно спеть?»

Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика 

Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее 

настроение. 

Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения  

ослика Иа; в группе – друзьям; дома - маме, папе, бабушке, 

дедушке.

Музыкальный руководитель: Кто споет 

свою песенку? 

 

Модель сочинения песенки

 

 

 

 

 (Дети исполняют свои песенки, аккомпанируя 

себе и друзьям на музыкальных инструментах 

(металлофон, мелодика, треугольник, барабан,

 колокольчики); используя танцевальные 

движения польки; атрибуты (шляпки, шарфики, 

цветные галстуки);игровой прием «Выступление 

по телевизору» ) 

Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!

Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!

Музыкальный руководитель: Ребята, что  за странные звуки? 

(обращает внимание на экран) Кто это?

Дети: Мажор и Минор.

Музыкальный руководитель: О чем они спорят? 

Минор: Ребята, я хочу, чтобы  ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.

Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?

Дети: В мажорном. 

Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса). Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете  на следующем занятии. До свидания, ребята. 

(Дети прощаются, уходят из зала)

 

В процессе песенного творчества у детей появился интерес к сочинению песен. Дети так увлеклись этим занятием, что оформили «Нотные тетради» для записи своих мелодий.  

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!