Регистрация

Конспект НОД «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

  • 18 марта 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Составила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26 «Радость» Богданова Флера Гумаровна. Нефтеюганск 2018 г.

Актуальность

В песенном творчестве немалую роль играет интуиция, но в то же время оно не может протекать без интенсивной мыслительной работы. Так, при создании музыкального произведения автор, по словам А. Н. Сохора, «решает мыслительные задачи, в известной мере аналогичные задачам учёного, творца в любой области. Он тоже ставит определённую эвристическую задачу и ищет пути к её решению, действуя методом отбора, сопоставляя достигнутое с целью, к которой он движется, отыскивая внутренние связи между найденными интуитивно результатами и развивая эти результаты с помощью логических методов».

Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться  в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается  инициативность и самостоятельность.

В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов,  сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).  

К сожалению,  одной  из  проблем,  с которой  сталкиваюсь, является низкая способность детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.

Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным. 

Использование в своей работе различных методов и приемов данной технологии «Моделирование на основе имен признаков», «Да-нет», «Морфологическая таблица», «Круги Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей  и развитию творческих способностей. 

Для решения поставленных задач:

•    формировать у детей: 

    • понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
    • умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии на заданный текст;

•    развивать: 

    • музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
    • мыслительные действия: моделирование, группировка;
    • творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;
    • интерес к песенному творчеству;
    • музыкальную память;

разработала игры:

• «Умные нотки» (на основе пособия «Имена признаков») – формирование у детей понятия, что отобранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеристикам объекта. Изменение имени признака объекта есть основной инструмент решения творческой задачи;

• «Угадай темп» (линейная «Да-нет») – совершенствование умения детей сужать поле поиска;

• «Круги Луллия» - закрепление названия песен, систематизирование знаний детей о средствах музыкальной выразительности;

• «Наоборот» – расширение словарного запаса, закрепление музыкальных терминов;

и игровые приемы: 

• моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;

• «Пришел в гости волшебник…»: волшебники Разделяй-ка и Объединяй-ка – помогают найти связи между долгими и короткими звуками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»

Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант  сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.

Задачи:

формировать:

  • у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта; 
  • умение составлять алгоритм, используемый  при  сочинении мелодии по заданному тексту;
  • развивать:
  • музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
  • мыслительные действия: моделирование, группировка;
  • творческую активность в сочинении  мелодии на заданный текст;
  • интерес к песенному творчеству;
  • музыкальную память.

Предварительная работа:

•    освоение модели «объект-имя признака- значение имени признака»: 

    • первый шаг:  «Расскажи про объект – песню  по признакам, которые   ты знаешь»;
    • второй шаг: «Расскажи про  объект – песню по признакам, которые  ты узнаешь на схемах»;
    • третий шаг: «Я назову признак, а ты опиши по нему объект».

•    Проведение:

    • игр и упражнений  на автоматизацию признаков и их значений: «Умные нотки», «Угадай темп», «Вышивание музыкальных узоров», «Художник», «Музыкальные бусы»;
    • семинара-практикума для родителей по теме «Сочиняем песенку всей семьей»;

•    Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.

Оборудование и материалы: мультимидийный экран,  видеосюжеты; морфологическая таблица; картинки - значение имени признака  для фланелеграфа; музыкальные инструменты; музыкально-дидактические пособия;  маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационно-мотивационный.

(Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.

(Фрагмент из мультфильма «Винни Пух и его друзья»).

Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Винни Пух сочинил ему песенку.

(Фрагмент из мультфильма: Винни Пух поет песенку).

Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже  хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.

(Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)

Пятачок: Но я не умею сочинять, как Винни Пух. Помогите мне, ребята!

2. Проблемно-деятельный.

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку? Что такое песня? Из чего она состоит?

Дети: Из мелодии и слов.

(Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как  сочинить песенку?

Дети: У нас есть умные нотки, они  помогут нам. 

Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?

Дети: О ком, о чем поется в песне.

(Ребенок выкладывает нотку  на морфологической таблице).

Музыкальный руководитель:  Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте:

1. На улице две курицы с петухом дерутся
Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

2. Маленький ослик, любим мы тебя. 
Маленький ослик, с днем рождения.

Какой текст выберите, первый или второй? Почему?

Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.

Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Ритм. 

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  Ребята,  прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?

Дети: Долгие и короткие звуки.

Музыкальный руководитель: Чтобы записать ритмический рисунок текста, долгие звуки  отметьте шлепками, а короткие - хлопками. (Дети выполняют задание).  Определите и запишите, сколько долгих и коротких звуков в слове «маленький»; «ослик» и т.д.

(Дети записывают на альбомном  листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).

Музыкальный руководитель:  Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?

(Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).

Музыкальный руководитель:  Для чего  вы составили ритмический рисунок текста?

Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.

(Ребенок выкладывает карточки с  ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Жанр. 

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  В каком жанре будет  песня?

Дети: В танцевальном жанре,  потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.

Музыкальный руководитель:  Какие танцы вы знаете?

Дети: Вальс, полька.

Музыкальный руководитель:  Какой танец выберите? Почему?

Дети: Полька, потому что это веселый танец.

(Дети самостоятельно выбирают диск, включают магнитофон. Танцевальная импровизация на музыку С.Рахманинова «Полька»).

Музыкальный руководитель:  Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?

Дети (выкладывают картинки): Хлопки,  притопы, кружение.

Музыкальный руководитель:  Кто выберет следующую нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Настроение.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет мрачная? 

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет злая?

Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет грустная?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).

Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку):  Твоя песенка будет в минорном ладу?

Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет  в мажорном ладу (выкладывает картинку).

Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто  выберет  нотку?

Ребенок: Что означает эта нота?

Дети: Темп.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель:  Я загадала темп песенки, а вы угадайте. Поиграем в игру «Да – нет». Вы должны задать как можно меньше вопросов.

(слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка -  собачка – утка – черепаха). 

Ребенок: Это справа от лошадки?

Музыкальный руководитель: Да.          

Ребенок: Это слева от утки?

Музыкальный руководитель:  Да.

Дети: Это собачка.

Музыкальный руководитель:  Какой темп я загадала? Почему?

Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как  скачет лошадка.  Утка движется медленно,  черепаха очень медленно – такой темп не подойдет к нашей песенке.

(Ребенок выкладывает картинку и  выбирает нотку).

Ребенок: Назовите эту ноту.

Дети: Высота звука.

(Ребенок  выкладывает ноту).

Музыкальный руководитель: Поиграем в игру «Эхо». 

(Дети слушают, а затем  пропевают  звуки на слог «ля» и рукой показывают высоту звука).

Какие звуки вы пропели?

Дети: Высокие, средние, низкие  (выкладывают карточки).

Музыкальный руководитель:  Какие «помощники умной головы» помогли вам выполнить это задание?

Дети: Наши уши.

Музыкальный руководитель:  Юные композиторы,  возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к  сочинению мелодии.

(Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, ксилофон).

3. Рефлексивно-оценочный.

Музыкальный руководитель:   Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?

(Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, осталась последняя нотка. Она спрашивает: «Для чего эта песенка и где ее можно спеть?»

Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее настроение.

Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения  ослика Иа; в группе – друзьям; дома – маме, папе, бабушке, дедушке.

Музыкальный руководитель: Кто споет  свою песенку? 

Модель сочинения песенки.

(Дети исполняют свои песенки, аккомпанируя себе и друзьям на музыкальных инструментах (металлофон,мелодика, треугольник, барабан, колокольчики); используя танцевальные движения польки; атрибуты (шляпки, шарфики, цветные галстуки); игровой прием «Выступление по телевизору»). 

Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!

Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!

Музыкальный руководитель: Ребята, что  за странные звуки? (Обращает внимание на экран) Кто это?

Дети: Мажор и Минор.

Музыкальный руководитель: О чем они спорят? 

Минор: Ребята, я хочу, чтобы  ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.

Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?

Дети: В мажорном. 

Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса). Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете  на следующем занятии. До свидания, ребята. 

(Дети прощаются, уходят из зала).

В процессе песенного творчества у детей появился интерес к сочинению песен. Дети так увлеклись этим занятием, что оформили «Нотные тетради» для записи своих мелодий.  

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:54

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:25

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!