Регистрация

Сборник задач по теме: Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

  • 10 июня 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

"Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий"

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА                                                   

на заседании методического совета  от "___" _______ 2019 г.                        

Протокол № ____                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

Сборник задач по теме:

Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

 

 

 

Выполнила:

Тарасова Ольга Анатольевна,

методист,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2019

Содержание

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………...……………...3

СБОРНИК ИГР……………………………………………………..….…4-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….....………….. ….8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …9

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит
о том, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой –
не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца.
И тут же звучит объяснение: "Одному дано, а другому – нет". Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. 

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания. 

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. 

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, прививая детям вкус
к творчеству. 

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Развитие творческого воображения и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение развивать просто необходимо, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать? 

Игра – эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей
с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества.
В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи.

Данный дидактический материал предлагает описание тризовских игр, которые можно включать в занятия или конкурсные программы.  Игры   разделены по блокам. Каждый блок преследует определенную цель. Педагог в своем занятии может использовать одну или несколько игр из определенного блока, в соответствии с целью занятия. Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет.

Цель - использование дидактического пособия как средства формирования творческого мышления ребёнка.

 Сборник игр

 

Цель: научить систематизировать и выделять существенные свойства предметов, делить объекты на группы по заданному основанию. Сформировать умение выбирать основание для классификации предметов
с противоположными свойствами по заданным признакам. 

 

Игра "Аукцион"

Все обучающиеся стоят. Педагог показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает обучающимся по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если обучающийся повторяет уже сказанное или затрудняется ответить,
он садится. В конце игры остается один обучающийся-победитель. 

 

Игра "Цепочка". 

(Проводится в кругу). Педагог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Обучающийся возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему обучающемуся. И т.д. 

Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная. 

 

Игра "Поезд". 

Обучающиеся называют любые слова. Педагог записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство. 

Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары. 

Пример: На доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д. 

 

Цель: научить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления. 

 

Игра "Паутинка". 

Педагог называет два предмета (явления). Обучающиеся по-очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме. 

Пример: Сено и авторучка 

Варианты ответов: 

а) ручка выпала и затерялась в сене; 

б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена; 

в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой; 

г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка
с водой внутри. 

 

Игра "Четвертый лишний". 

На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и аргументировать, почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: "Помидор – лишний. Это овощ, а все остальное фрукты). 

Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др.

 

Игра "Путаница". 

Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа записывает
на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем педагог наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например, "стол летает", "мороженое танцует", "облако стреляет" и т.д. 

Нужно:

а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц; 

б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например, объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет. 

 

Цель: развивать ассоциативное мышление, привить навыки выхода
за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией. 

 

Игра "Теремок"

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для "приобретения билетов в сказочную страну" (или на машину времени, или в страны Загадок). 

В теремке живет …. Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож. 

Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д. 

 

 

Игра "Отгадай-ка". 

Обучающийся выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет задан. 

 

Игра "Превращение". 

Представить, что класс заколдовали и превратили, например, в (море, лес, город, стройка, театр и т.д.). Каждая группа получает название того,
во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе. 

Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных…). Перечисляется, что в классе похоже на перечисленные объекты. 

 

Игры "Ассоциации" или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности. 

Педагог называет предмет или явление, а обучающиеся приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов: 
в пространстве: глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь. 
во времени: утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д. 

б) Ассоциации по подобию: 

Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т.д. 

Море – пустыня, остров, государство. 

Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос. 

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник 

Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер. 

в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты) 

экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга. 

 

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь. 

 

Игра "Суд". 

Обучающиеся делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда "прокуроров" указывает на отрицательные стороны объекта, а другая "адвокаты" - на положительные. Ответы оцениваются баллами
или фишками. 

 


          Игра "Спор". 

Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия. 

Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно
на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики. 
 

Такой подход к обучению повышает интерес обучающихся, формирует творческие способности, рационализаторское мышление. уверенность в себе и в своих силах.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Г.Альтшуллер. - Москва: Книжный мир, 2002. –57 с.
  2. Иванов Г.И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов (сборник)/ Г.И. Иванов. – Москва: ИГ "Весь", 2012. – 120 с. 
  3. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990. – 67 с. 
     
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!