Регистрация

Программа «Основы рукопашного боя»

  • 9 февраля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба, утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 145, Методических рекомендаций, утвержденных   приказом   Министерства спорта РФ   от   17.03.2010   №   197, Федеральных   законов   "О   физической   культуре   и   спорте   в   Российской Федерации"   от 4.12.2007   № 329-ФЗ и Федерального Закона «О внесении изменений   в   Федеральный   закон   "О   физической   культуре   и   спорте   в Российской   Федерации"   от   6.12.2011   №   412-ФЗ,    учебных   Программ   по рукопашному бою.

Программа является модифицированной, разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей "Основы рукопашного боя" Щербакова А. Н., педагога и Случаевой А. В., методиста ГОУ ДОД Детско-юношеского центра Красногвардейского района Санкт-Петербурга "Красногвардеец".

Актуальность. Предназначение программы рукопашного боя заключается в содействии ребенку в его социализации. Программа ориентирована на детей, и учитывает три ключевых направления деятельности:

• поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);

• поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);

• обеспечение условий для организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

Педагогическая целесообразность. В ходе занятий физической культурой с раннего возраста у детей вырабатывается стойкий иммунитет к неправильному образу жизни. Происходит отвлечение детей от пагубного влияния улицы.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в непосредственном вовлечении детей в практическую отработку правильных и своевременных действий по самозащите в случаях посягательства на жизнь и здоровье. Главное это не просто повторить уже знакомый прием, но и правильно применить то или иное действие в неординарной ситуации. Дети учатся самостоятельно анализировать ситуацию и быстро принимать необходимые меры по самозащите.

Целью Программы является создание условий для привлечения детей к занятиям физической культурой.

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с основными приемами рукопашного боя;

- дать представление о формах поведения в тех или иных ситуациях.

Развивающие задачи:

- создать необходимые условия для физического развития обучающихся;

- создать необходимые условия для развития координированности, выносливости, силы и уверенности в себе.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях;

- оказать содействие в воспитании силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Основной упор при занятиях делается в первую очередь на ловкость, гибкость и координацию движений, физической силы и выносливости. Являясь основой всего дальнейшего обучения детей рукопашному бою, эти качества нуждаются в постановке и проработке в первую очередь. Также на занятиях по рукопашному бою мы обращаем внимание на развитие таких качеств, как самодисциплина, ответственность за себя и других, выработка логического мышления и чувства команды, когда общий результат не менее важен, чем личный результат каждого.

  Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Педагог руководствуется в своей деятельности следующими принципами и подходами:

  а) Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки.

Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих, моделировании уровня   подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры   тренировочного   процесса   в различных циклах, внесении коррекций, обеспечивающих достижение   конечной   целевой   установки – достижении конкретных спортивных результатов.

 б) Индивидуализация спортивной подготовки.

Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей   конкретного   обучающегося, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.

в) Непрерывность и цикличность процесса подготовки.

Цикличность   спортивной   подготовки   проявляется   в необходимости   систематического   тренировочного   процесса   и   одновременного изменения   их   содержания   в   соответствии   с   закономерностями   тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.

г) Возрастание нагрузок.

Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки ребенка основывается   на   принципе   их   возрастания, где   объемы   и   способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания   нагрузок определяются   в   зависимости   от   этапа   подготовки, возраста   и   спортивного мастерства обучающегося.

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей: 7-10 лет. Особенности набора детей – собеседование.

Формы и режим занятий.

72 занятия (3 раза в неделю по 1 академическому часу).

Формы организации деятельности: коллективная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по программе ребенок будет знать:

- основы техники по общей физической подготовке;

- методы оценивания ситуации;

- методы диагностирования противника (нахождение слабых точек).

- основы самостраховки: правильное падение, кувырки, перекаты.

- технику выполнения основных стоек, блоков, ударов.

В результате обучения по программе ребенок будет уметь:

- выполнять различные специальные упражнения для координации движений, подвижности, необходимой для боя, сохранения равновесия, вырабатывания реакции и т.д.;

- выполнять приемы самообороны.

Способы определения результативности.

Тестирование. Анализ правильности выполнения упражнений.

Форма подведения итогов реализации программы.

В конце года проводится соревнование.

Учебно-тематический план 

п/п

 

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1

1

-

 2

Общая физическая подготовка.

15

3

12

 3

Гигиена, закаливание, питание и режим борца

1

1

-

 4

Разминка.

9

-

9

 5

Растяжка.

9

-

9

 6

Моральная и психологическая подготовка борца.

 

1

1

-

7

Скоростно-силовая подготовка.

11

-

11

8

Основы рукопашного боя.

24

5

19

 9

Соревнование.

1

-

1

 

Итого:

72

11

61

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 Занятия по освоению теоретического материала программы проводятся в виде бесед, пояснений педагога на практических занятиях. Практический материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях.
         При проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований педагог обязан строго соблюдать меры по предупреждению травм и обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования.
         Учебно-тренировочный процесс в каждой группе планируется на основе данной программы и учебного плана.  Помимо тренировочных занятий по расписанию обучающиеся должны ежедневно   заниматься   утренней   зарядкой   и   самостоятельно   выполнять задания   педагога по   совершенствованию   отдельных   элементов   техники   и развитию необходимых физических качеств.

           Особое внимание в тренировочном процессе по рукопашному бою следует уделять воспитательной работе с обучающимися. Занятия должны воспитывать у них высокие морально-нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие, развивать их общественную активность. 

Воспитательная работа

  Главные направления воспитательного процесса:

• государственно-патриотическое (формирует   патриотизм, верность Отечеству);

•   нравственное (вырабатывает   чувство   долга,   честь,   совесть,   уважение, доброту);

• профессиональные качества (волевые, физические);

•  социально-патриотическое   (воспитывает   коллективизм,   уважение   к спортсменам других национальностей);

•  социально-правовое (воспитывает законопослушность);

• социально-психологическое   (формирует   положительный   морально-психологический климат в спортивном коллективе).

  Основные формы воспитательной работы:

- индивидуальные и коллективные беседы;

- проведение встреч обучающихся с профессиональными спортсменами;

- празднование Дней защитников Отечества, Дня Победы;

- показательные выступления юных спортсменов перед школьниками;

- рассказ о   жизни   сильнейших спортсменов   России   и   пропаганда   побед   отечественного   спорта   на международной арене в прошлом и настоящем.

Рекомендации по проведению практических видов занятий.

На занятиях по рукопашному бою используются такие формы организации деятельности учащихся как групповая, индивидуальная, командные соревнования, соревнования личного первенства.

Используются такие методы обучения как:

-Словесные методы обучения;

-Наглядные методы обучения;

-Практические методы обучения

Список литературы для педагога

Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 1994.

Верхошапский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.

Севастьянов В.М. и др. Рукопашный бой (истории развития, техника и тактика). М.: Дата Стром, 1990.

Список литературы для обучающегося

Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.; ФиС 1991 г.

Бибик С.З. "Рукопашный бой": Красноярск, 1991.

Бурцев Г.А., Малышенков С.Г., Смирнов В.В., Сялиулин З.С. "Основы рукопашного боя": Москва, Военное издательство, 1992.

Захаров Е.Н. "Ударная техника рукопашного боя": Москва,2003.

Козак В.В. "Рукопашный бой" Москва Военное издательство, 1987.

8. Цзен Н.В., Пахомова Ю.В. "Психотренинг: игры и упражнения": Москва 1988.

 

 

 

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!