Регистрация

Профессионально-ориентированная образовательная среда поддержки развития детского технического творчества на основе сетевой интеграции инфраструктурных ресурсов образовательных организаций

  • 3 февраля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


государственное казенное учреждение

дополнительного образования

"ВОЛГОГРАДСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

Картинки по запросу фон

 

 

 

 

 

 

Инновационная программа

 

Профессионально-ориентированная образовательная среда поддержки развития детского технического творчества

на основе сетевой интеграции инфраструктурных ресурсов образовательных организаций.

 

Разработчик:

Тарасова Ольга Анатольевна – руководитель программы, старший методист.

 

 

 

Картинки по запросу фон роботы

 

 

 

Волгоград, 2016

 

Актуальность

Разработанная инновационная программа профессионально-ориентированной образовательной среды поддержки развития детского технического творчества на основе сетевой интеграции инфраструктурных ресурсов образовательных организаций (далее – программа) направлена на актуализацию, стимулирование и поддержку прикладной и исследовательской проектной деятельности обучающихся образовательных организаций Волгоградской области в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Повышение эффективности образовательных программ в этих областях сопряжено с проблемами острого дефицита, испытываемого организациями дополнительного образования региона, в современном оборудовании и материально-техническом обеспечении, учебно-методических разработках и специализированной информационной ресурсной поддержке.

Наиболее эффективным, на сегодняшний день, представляется решение этих проблем с позиции реализации комплексного подхода, который направлен на интеграцию ресурсных возможностей различных образовательных площадок, работающих в рамках реализации программ дополнительного образования в г. Волгограде и Волгоградской области, и факультета довузовской подготовки Волгоградского государственного технического университета.

Предлагаемый проект инновационной программы разработан с учетом Концепции развития дополнительного образования детей и направлен на актуализацию и поддержку проектной деятельности школьников и молодежи в рамках развития приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации. Реализация основных положений предлагаемой программы позволит повысить эффективность процессов и механизмов профессиональной ориентации обучающихся, их адаптации к темпам социальных и технологических перемен, актуализировать их потребность в научно-исследовательской и прикладной деятельности в области технического творчества. Формируемая в рамках данной программы профессионально-ориентированная образовательная среда позволяет реализовать целостную систему поддержки образовательной траектории обучающегося в системе "дополнительное образование-вуз" и направлена на популяризацию и развитие рабочих и инженерных специальностей.

Актуальность, перспективность и значимость предлагаемой инновационной программы определяется, в том числе, и задачами Федеральной программы развития образования на 2016 - 2020 годы, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г.
№ 497, среди которых обозначены задачи по реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях и развитие эффективной системы дополнительного образования детей. Среди ожидаемых результатов реализации данной Федеральной программы обозначено "создание сети региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники…". В этой связи комплекс ожидаемых результатов предлагаемой программы по развитию инфраструктурного сетевого взаимодействия образовательных площадок детского технического творчества находится в соответствии с целями и задачами Федеральной программы по развитию образования и направлен на достижение ее основных индикационных показателей.

Рассматривая систему дополнительного образования детей как наиболее гибкую образовательную площадку, фактически являющуюся инновационной площадкой для отработки эффективных образовательных моделей и перспективных технологий будущего, предлагаемая программа направлена на развитие и совершенствование структуры, информационного, кадрового, материально-технического и иного сопровождения высокотехнологичных образовательных программ, решающую задачи опережающего обновления содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.

Основными прикладными направлениями практической реализации предлагаемой профессионально-ориентированной образовательной среды являются:

- роботизированные беспилотные устройства и робототехника;

- электронные и электротехнические устройства;

-техническое моделирование и прототипирование технических устройств.

- организация областных конкурсов, выставок, соревнований слетов, конференций технической направленности.

Одной из основных задач данной программы является формирование  условий эффективного использования инфраструктурных образовательных ресурсов ВЦДТТ, ВГТУ, первичных образовательных площадок в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Решение данной задачи видится в формировании целостной системы образовательного лифта, способного поддерживать устойчивый интерес школьников в области технических наук и разработок, формировать на уровне первичных площадок творческие коллективы, которые в последующем вовлекаются в областные образовательные программы и конкурсные мероприятия, реализуемые совместно с опорным вузом Волгоградского региона – Волгоградским государственным техническим университетом.

С другой стороны, реализация программы предполагает инициацию образовательных направлений и проектов в области технического творчества, формирование информационной, образовательной и иной поддержки для активации и расширения участия педагогических работников образовательных организаций в этих проектах.

 

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

Ресурсное обеспечение инновационной программы реализуется интеграцией образовательных ресурсов государственного казённого учреждения дополнительного образования "Волгоградский центр детского технического творчества" и факультета довузовского образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет".

 

Мотивационные условия вхождения образовательной организации в инновационную деятельность:

Педагогический коллектив ВЦДТТ имеет опыт работы с одаренными детьми (Программа деятельности на 2014-2018 гг. "Одаренные дети. Совершенствование", на 2010-2014 гг. "Одаренные дети."), а также организации и проведения областных конкурсов и соревнований технической направленности.

Педагогические коллективы первичных образовательных площадок готовы к сотрудничеству.

 

Кадровая подготовка педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности:

ВЦДТТ: Педагогические работники – 13 человек.

Из них имеют:

- высшую квалификационную категорию – 6 человек;

- первую квалификационную категорию – 2 человека.

 

Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности:

ВЦДТТ располагает материально-технической базой, позволяющей на реализовывать образовательные программы по направлениям технического моделирования и разработки робототехнических устройств.

 

Цель инновационной деятельности

Создание условий для актуализации и устойчивого развития образовательных программ технической направленности, обеспечивающих эффективность профессиональной ориентации обучающихся, их адаптации к темпам социальных и технологических перемен, формирования у обучающихся потребностей и компетенций научно-исследовательской работы в инженерно-технических и естественнонаучных областях знания.

Задачи инновационной деятельности

1. Создать условия эффективного использования инфраструктурных образовательных ресурсов ВЦДТТ, ВГТУ, первичных образовательных площадок в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

  1.  Повысить эффективность профессиональной ориентации обучающихся в рамках популяризации рабочих и инженерных профессий;

3. Создать условия инициации и увеличения инвестиционной привлекательности обеспечения деятельности обучающихся в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

 

Участники инновационной деятельности:

- государственное казенное учреждение дополнительного образования "Волгоградский центр детского технического творчества" (ВЦДТТ);

- факультет довузовской подготовки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет" (ВГТУ);

- первичные образовательные площадки:

·   муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" городского округа город Фролово;

·   муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Светлоярский Дом детского творчества";

·   муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр городского округа-город Камышин Волгоградской области;

·   муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования"Ольховский центр развития творчества детей и юношества" Ольховского муниципального района Волгоградской области.

- обучающиеся образовательных организаций Волгоградской области.

 

Сроки реализации проекта программы 

2016 – 2019 гг.

 

Содержание инновационной программы

Программа представляет собой комплексный подход, направленный на развитие и повышение эффективности дополнительныхобщеобразовательных программ технической направленности. Данная программа призвана актуализировать разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации и направлена на популяризацию среди обучающихся навыков научно-исследовательской работы и прикладной деятельности.

Комплексный подход к реализации заявленных образовательных направлений рассматривается как согласованное использование инфраструктурных ресурсов первичных образовательных площадок, повышающее эффективность дополнительных общеобразовательных программ посредством формирования единой профессионально-ориентированной образовательной среды. Основными инфраструктурными ресурсными составляющими реализуемой профессионально-ориентированной образовательной среды являются следующие:

- информационный образовательный ресурс, выполняющий информационную поддержку и сопровождение реализуемых образовательными площадками технической направленности дополнительных общеобразовательных программ;

- материально-технический ресурс, обеспечивающий техническую поддержку натурного моделирования разрабатываемых проектов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности;

- профессиональное кадровое обеспечение образовательных дополнительных общеобразовательных программ технической направленности: система повышения квалификации педагогических работников региональных образовательных площадок детского технического творчества, система поддержки их профессионального взаимодействия;

- система актуализации и поддержки конкурсных мероприятий в рамках программ технической направленности;

- организационное, административное и правовое сопровождение дополнительных общеобразовательных программ.

Основными прикладными направлениями практической реализации предлагаемой профессионально-ориентированной образовательной среды являются:

- роботизированные беспилотные устройства и робототехника;

- электронные и электротехнические устройства;

-техническое моделирование и прототипирование технических устройств.

- организация областных конкурсов, выставок, соревнований слетов, конференций технической направленности.

Реализация сетевой интеграции инфраструктурных ресурсов региональных образовательных площадок рассматривается в предлагаемом проекте, как реализация следующих процессов:

- инициация дополнительных общеобразовательных программ в рамках обозначенных выше прикладных направлений – формирование устойчивой заинтересованности обучающихся в их участии в проектных работах детского технического творчества в области приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- формирование проектов конкурсного взаимодействия обучающихся в рамках детского технического творчества и организация дискуссионных площадок для творческого взаимодействия в рамках их проектной деятельности;

- расширение взаимодействия с вузами региона в рамках реализации программ повышения квалификации педагогических работников в области реализуемых прикладных направлений науки, технологий и техники;

- поддержка, в том числе и дистанционная, детских исследовательских и прикладных проектов на уровне консультирования ведущими специалистами, в рамках дистанционного инфраструктурного сопровождения проектов детского технического творчества;

- реализация образовательных программ в рамках летних профильных образовательных смен областного лагеря для одаренных детей Волгоградской области "Интеграл".

 

Этапы реализации инновационной программы

 

Содержание деятельности

Проектируемый результат

1-й этап (сентябрь 2016 - август 2017)

1. Анализ и проектирование системы административного, организационного, технического и консультационного взаимодействия первичных образова-тельных площадок по технической направленности.

аналитическая записка, проект системы взаимодействия

2. Разработка структуры взаимодей-ствия и основных положений, регламентирующих деятельность первичных образовательных площадок по технической направленности.

заключение договоров о сетевом взаимодействии

3. Проектирование системы поддержки кадрового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ техни-ческой направленности в регионе: консультационное обеспечение обра-зовательных программ, системы единой информационной и консультационной поддержки образовательных программ в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка проекта системы поддержки информационной, консультационной поддержки образовательных программ детского технического творчества, разработка проекта системы сетевого взаимодействия педагогических работников

4. Разработка системы поддержки детского технического творчества в рамках организации профильных смен областного лагеря для интеллектуально-одаренных старшеклассников "Интеграл".

Разработка системы критериев, порядка отбора и направления участников образовательных программ детского технического творчества в профильные смены областного лагеря для интеллектуально-одаренных старшеклассников "Интеграл"

2-й этап (сентябрь 2017 - август 2018)

1. Реализация основных аспектов системы инфраструктурного сетевого взаимодействия первичных образовательных площадок и ВЦДТТ, ВГТУ.

Разработка основных правил сетевого взаимодействия инфраструктурных образовательных ресурсов образовательных площадок региона в рамках развития программ детского технического творчества, разработка и принятие положения о порядке сетевого взаимодействия образовательных площадок

2. Организация и проведение конкурсных мероприятий, популяризирующих приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

Проведение областных конкурсов, соревнований и олимпиадных программ реализующих задачи технической направленности

3. Реализация основных аспектов системы поддержки кадрового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в регионе: консультационное обеспечение образовательных программ, системы единой информационной и консультационной поддержки образовательных программ в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка системы дистанционной поддержки педагогических работников по программам детского технического творчества;  выработка предложений, участие в разработке и реализация на базе факультета довузовской подготовки Волгоградского государственного технического университета программ повышения квалификации работников образовательных в области технических дисциплин

4. Организация профильных смен областного лагеря для интеллектуально-одаренных старшеклассников "Интеграл".

Разработка и реализация образовательных программ детского технического творчества в рамках работы летних профильных смен областного лагеря для интеллектуально-одаренных старшеклассников "Интеграл"

3-й этап (сентябрь 2018 - август 2019)

1. Создание системы информационно-справочного сопровождения проектов технической направленности.

Разработка и начало работы интернет-портала информационно-справочного сопровождения проектов детского технического творчества

2. Обобщение и распространение положительного опыта инновационной деятельности.

Разработка информационного контента обобщающего рекомендаций, структуру и правила сетевого взаимодействия образовательных площадок на примере реализуемого проекта.

3. Создание системы дистанционного сопровождения дополнительных общеобразовательных программ технической направленности

Разработка и начало работы интернет-портала реализующего дистанционное сопровождение образовательных программ технической направленности

4. Формирование системы наработки и закрепления у обучающихся базовых профессиональных компетенций в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка и реализация взаимодействия с образова-тельными учреждениями, располагающими парком станочного и технологического оборудования; проведение проф.ориентационных семина-ров и встреч с представителями Волгоградского технического университета

 

Система управления и мониторинга реализации программы

1. Управление и сопровождение программы осуществляется в рамках работы ВЦДТТ.

2. Для непосредственного управления реализацией программы назначаются научный руководитель и руководитель программы.

3. Научный руководитель выполняет следующие функции:

- планирует и согласует с директором ВЦДТТ мероприятия по реализации программы;

- осуществляет подбор и согласует с директором ВЦДТТ педагогических работников для реализации мероприятий в рамках реализации программы;

- определяет стратегию деятельности по продвижению мероприятий по реализации программы и организует ее реализацию.

4. Руководитель программы выполняет следующие функции:

- осуществляет взаимодействие с руководителями образовательных площадок, разрабатывает и согласовывает с директором ВЦДТТ правила инфраструкторного взаимодействия с образовательными площадками дополнительного образования;

- осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения мероприятий по реализации программы;

- ежегодно представляет анализ выполнения программы;

- выполняет иные функции связанные с реализацией программы.

4. Для выработки согласованного взаимодействия между участниками программы – первичными образовательными площадками, при ВЦДТТ формируется координационный совет, представленный руководителями или их уполномоченными первичных образовательных площадок, взаимодействие между которыми реализуется в формате учебно-методического Совета. Председателем координационного совета является директор ВЦДТТ, заместителем председателя является научный руководитель программы.

5. В рамках координационного совета решаются вопросы оптимизации инфраструктурного взаимодействия, касающиеся реализации программы, вопросы связанные с реализацией дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, организацией конкурсных мероприятий и иные вопросы, направленные на повышение эффективности реализации программы. Решения по тем или иным вопросам принимаются общим открытым голосованием простым большинством проголосовавших. Решения координационного совета носят рекомендательный характер. Утверждает решение координационного совета директор ВЦДТТ по представлению научного руководителя программы.

6. В рамках координационного совета могут быть сформированы комиссии для решения тех или иных задач, связанных с вопросами реализации программы, мониторингу ее индикаторных показателей и иных задач повышения эффективности реализации программы. Члены комиссий выбираются из членов координационного совета или могут быть выбраны по решению координационного совета из числа лиц представленных председателем комиссии. Председатель комиссии выбирается большинством голосов из членов координационного совета.

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Рябцева Светлана Игоревна, редактор портала «О детстве» 06.02.2017 в 17:02

Ольга Анатольевна, вы отправили работу на конкурс. Рекомендую ее отредактировать до проверки членами Экспертного Совета. Обращаю ваше внимание на то, что фото не видно, есть лишние пробелы в тексте. Название работы очень длинное - может не войти в макет диплома. Успехов вам!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!