Регистрация

Клоунада в детском саду, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

  • 5 марта 2017

Последние 20 лет в разных странах мира в детских больницах наряду с врачами стали работать и клоуны. Весельчаки в белых халатах показывают малышам фокусы, читают сказки, когда нужно – внимательно слушают, когда страшно – крепко держат за руку.

Больничная клоунада — это деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Профессиональные больничные клоуны впервые появились в США в 1986 году, сейчас это движение считается общемировым.

Клоунада – это совершенно не новый, но очень редко используемый в работе педагога-психолога метод, который направлен на развитие коммуникативных навыков и улучшение эмоционального состояния ребенка. Если в больницах ее применяют в целях реабилитационных и социально-культурных мероприятий для улучшения самочувствия больных детей, то в детском саду такой метод можно применять для раскрытия творческого потенциала, снятия мышечного и эмоционального напряжения, повышения самооценки ребенка и т.п.

Клоунада — один из методов терапии, который приносит детям радость, улучшает психологическое состояние ребенка через смех, удивление, восторг и другие положительные эмоции. Как направление, клоунада появилась в Америке в 70-х гг. Ее основателем считается Патчи Адамс, обычный врач, которому не нравилось, как в больницах относятся к детям, особенно смертельно больным. Во время своей медицинской практики он начал проделывать всякие веселые штуки, вроде обрезания клизмы и одевания ее в качестве клоунского носа. У Патчи появилось очень много последователей сначала в Америке, потом в Европе. Около 15 лет назад клоунада стала популярной в России.[5]

С помощью такого метода, мы даем возможность ребенку ощутить себя более уверенным и успешным, раскрываем его и внутренние ресурсы.  Ребенок не становится артистом, он проживает свои внутренние переживания и находит новый способ выхода из сложной, на его взгляд, ситуации.

По словам, Л.С.Выготского, клоунада – живая (подвижная) диалектическая система, наиболее органично совпадающая по динамике протекания с внутренней жизнью ребенка в возрасте старшего дошкольника и младшего школьника, вмещающая и оформляющая внутреннее бескрайнее содержание трикстерной стихии ребенка. Для ребенка клоунада – один из созвучных его мировосприятию карнавальных видов искусства, который приводит «дионисическую стихию» к конкретной форме, служит способом упорядочивания «хаотического содержания», продуцируемого ребенком через «трикстерскую активность» – путем общения с миром посредством «клоунской маски», игры, карнавализации и т. д. Клоунский инстинкт» может уже в детском возрасте подготовить почву для последующей полноценной карнавальной художественно- эстетической деятельности (в подростковом, юношеском, зрелом возрасте). Это возможно, если достигнуты определенные высоты в карнавальной культуре взрослого сообщества. В частности, решающую роль имеют примеры индивидуально-личностной карнавальной культуры взрослых. [2]

Клоунада, дает возможность, раскрыть в каждом ребенке клоунскую сущность, благодаря которой открываются новые неизведанные пространства на территории детства.[2]

Например, клоунаду, хорошо использовать в работе со страхами ребенка. Мы знаем что чем больше над страхом мы смеемся, тем меньше он становится(Захаров Дневные ночные страхи). Во время клоунады у детей есть возможность не стесняться выражения своих чувств, выражая себя в смехе, плаче и облегчая себя субъективно, эмоционально и психически. Юмор помогает педагогу в создании атмосферы доверия с детьми и способствует снижению напряжения, страха, неуверенности в себе, также смех может усилить чувство близости, теплоты и дружелюбия ребенка с педагогом.

Доказано, что смех отпугивает стрессы, улучшает работу сердца, поднимает иммунитет, и все остальное. Потому что в организме вырабатывается эндорфин – природное обезболивающее.

Клоунаду можно назвать «философской» – смех не ради смеха, а смех ради мысли.. Баловство, радость, импровизация – дети чувствуют себя счастливыми. Здесь можно все: прыгать, бегать, скакать, кривляться, паясничать, надевать яркие костюмы, использовать разнообразные атрибуты и т.д.

Ведущий, тоже клоун, но он может не только развлечь, но и  помочь научиться чему - то новому,  открыть в себе ресурс  смеха и  радостной эффективной коммуникации с окружающими.

У детей есть возможность выразить себя через игру «в клоуна», что поможет высвободить жизненную энергию, в обыденной жизни уходящую на подавление эмоций, негативные реакции, психологические комплексы и зажимы, которые навязывают детям взрослые, сами того не осознавая.

На игровых сеансах с использованием клоунады, дети учатся говорить о чувствах и и эмоциях вербальными и невербальными средствами общения, учатся устанавливать контакт с друг с другом с помощью мимики и пантомимики, а также стараются регулировать свое поведение и контролировать свои желания.

Игровые сеансы построены следующим образом:

  1. Организационная часть (приветствие, установление контакта, разминка)
  2. Основная часть (упражнения на развитие пантомимики, мимики, осознание собственных эмоций, обучение возможности разными средствам передавать эмоции друг другу)
  3. Заключительная часть, рефлексия

Материалы и оборудования: большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка, шляпы, носы, парики, атрибуты для перевоплощения в клоуна, надувные мячи, ритмичная музыка, ноутбук, колонки.

Ход игрового сеанса:

Дети вместе с психологом стоят в кругу.

1. «Клоунское» приветствие: дети машут друг другу высокоподнятыми руками. Приветствие: детям предлагается два больших надувных мяча, который нужно перебрасывать другу другу, со словом «Здравствуй!», при этом, согласовывать свои действия с человеком напротив только глазами.

2.Основная часть.

1) Игра «Переоденься» Дети выбирают себе атрибут для перевоплощения, придумывают себе имя, характер и любимое дело

2) Игра «Покажи телом» Детям предлагается показать всем телом чувства, названные психологом: «страх», «радость», «удивление», «потеря», «злость», «счастье»

3) Игра «Свет мой зеркальце…» Дети смотрятся в маленькие зеркала и здороваются друг с другом: весело, грустно, называя себя ласково.

            4)  Игра «Угадай» Дети угадывают эмоцию, которую показывает психолог мимикой и пытаются изобразить его самостоятельно

            5) Представление «Зеркало» Психолог: «Давайте представим, что это волшебное окно. Посмотрите в это окно и представьте себе лес, маленькие елочки, березы, голубое небо, ярко светит солнце (зрительный образ). Послушайте, как поют птицы, как журчит веселый звонкий ручеек, шумят листья на деревьях (слуховой образ). Нам так хорошо и уютно, на наших лицах улыбки, солнце своими лучами касается наших щечек, глаз, носа…(Дети за психологом повторяют движения «лучей солнца»). Но вдруг! Что-то зашуршало в траве… Мы удивились, что это может быть? Змея! Какой ужас! Как страшно! Ой! Но посмотрите внимательнее – это же игрушечная змея, она не укусит. Ох… Облегчение! И снова нам весело и радостно! Какая красивая змейка -  мягкая, шелковистая, красивая. Потрогайте ее. (Тактильный образ).

Дети за психологом имитируют все мимические движения.

Играем еще 2-3 раза – сюжеты разные: море, яхта, пляж, песок горячий (обыгрываем, как песок греет нам спину, жжет пятки), акула! Оказывается дельфин, играет с мячом;

Опушка леса, теплый день, цветы, запах распустившихся ландышей (обонятельный образ), ходим по траве босиком, трава щекочет пятки (тактильный образ) – укололи ногу. Ой! Больно! Как обидно…. Надулись, вот-вот заплачем…. Но что это? Ягоды земляники! Положили в рот – как вкусно! Блаженство! [6]

           6) Игра «Давай притворяться» Дети изображают всем телом, следующие действия: кушать мороженое, чистить зубы, пить молоко, расчёсывать волосы, задувать свечу [4]    

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Какие чувства, эмоции людей вы знаете? (Дети перечисляют: радость, грусть, удивление, страх, счастье и т.д.) Покажите, как печалится человек. Что делаем мы делаем когда нам весело? Смеемся! Что больше запомнилось? Выделение успехов каждого ребенка. «Клоунское» прощание: дети снимают клоунские атрибуты и машут высоко поднятыми руками.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Веракса, Н. Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка – дошкольника  / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 77–87
  2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
  3. Чехов М. А. Уроки профессионального актёра: На основе записей уроков, собранных и составленных Л. Х. Дюпре / Под ред. Д. Х. Дюпре. – М.: ГИТИС, 2011. - 165 с.
  4. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.

Интернет – ресурсы:

5. http://funnynose.by/wp-content/uploads/2012/11/Dissertatsia_klounoterapia.pdf

6. http://maxreferal.ru/referat/avtorskaia-programma-klounada-kak-sredstvo-reabilitatcii-detei-i-molodykh-liudei

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!