Регистрация

Урок в 4 классе по теме «Изменение существительных по падежам»

  • 30 марта 2017

Международные и Всероссийские конкурсы – 2017

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение существительных по падежам» (4 класс)

 с использованием приложения learningApps.org

 Составила И. Н. Кацель, учитель начальных классов.

Цель: актуализировать знания  учащихся об изменении имён существительных по падежам.

Задачи:

обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении имен существительных, повторить название падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;

развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

Оборудование: компьютеры, индивидуальные карточки с заданиями, опорные таблицы, орфографические словари.

Учебник.В. П. Каникина. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций для 4 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: «Просвещение», 2016г.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: компьютерный класс.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

- Для чего мы изучаем русский язык? Правильно, знание русского языка поможет нам правильно говорить и грамотно писать.

Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях. (дата, классная работа)

ІІІ. Постановка проблемного вопроса.

  1. Работа со словарями. (Найти слова 1 ряд -  горизонт, 2 ряд – металл, 3 ряд- тарелка.)
  2. Работа в парах. (Попробуйте изменить эти существительные по падежам).
  3. – Со склонением каких слов возникли трудности?
  4. – Кто догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

ІV. Сообщение темы и задач урока.

Запись на доске:

  1. Вспомнить, какие знания о существительном мы получили в 1, 2 и в 3 классах.
  2. Повторить падежи имён существительных.
  3. Составить алгоритм изменения существительных по падежам.
  4. Выполнить практические задания.

V. Интерактивная технология «Пометки на полях». Работа в группах.

- Отметить только то, что мы уже знаем о существительном.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЗНАЕМ

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

V

Существительное отвечает на вопрос кто? или что?

V

Бывает собственное и нарицательное.

V

Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

V

Бывает одушевлённое и неодушевлённое.

V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

V

В русском языке есть 6 падежей.

V

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

V

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе.

 

Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.

 

Во множественном числе существительные не различаются по склонениям.

 

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим.

V

VІ. Работа с учеником. (упр. № 135)

В рощах птичье пене,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух: «Весна, весны…
Весне, весну, весною, о весне…»
«Пришла весна,
Дождись весны…
Привет весне,
Встречай весну…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…»
                            Я. Аким

   - Что обозначает выражение «склоняется весна»?

   - Какая часть слова при склонении изменяется?

   - Спишите последнее предложение.

   - Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

VІІ. Работа по таблице.

   - А что нам помогло справиться с этим заданием? (вспомогательные слова, предлоги  и вопросы).

ПАДЕЖИ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

ВОПРОСЫ

ПРЕДЛОГИ

Именительный

есть (существует)

кто? что?

-

Родительный

нет

кого? чего?

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, межу

Дательный

рад (подошёл к)

кому? чему?

к, по

Винительный

вижу

кого? что?

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

Творительный

доволен (играю)

кем? чем?

над, за, под, перед, с, со, между

Предложный

говорю о (думаю о)

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

VІІІ. Первичная проверка понимания.

   - Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу – памятку.

Образец:

Писать (в чём?) в тетради (п,п.)
Плыть (_____________) по реке (  )
Расти (_______________) на опушке(  )
Укололся (_______________) иглой (   )
Идти (_______________) по тропинке (    )
Поздравить (_____________) друга   (   )

ІX. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. Самостоятельная работа.

  • Распределить предложенные действия по номерам:
  • По вопросу и предлогу определяю падеж.
  • Определяю слово (Х), которое «командует» именем существительным.
  • Нахожу в предложении имя существительное.
  • От этого слова задаю падежный вопрос к существительному.

Проверка алгоритма:

  1. Нахожу в предложении имя существительное.
  2. Определяю слово (Х), которое «командует» именем существительным.
  3. От этого слова задаю падежный вопрос к существительному.
  4. По вопросу и предлогу определяю падеж.

X. Игра «Лови ошибку». Работа в парах по рядам.

   - В предложенных заданиях нужно исправить ошибку.

І ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чего?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?

(Ошибка состоит в следующем: дательный падеж имеет вопросы кому? чему?).

ІІ ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Винительный – кого? что?
Дательный – кому? чему?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?

(Ошибка состоит в следующем: падежи стоят не в том порядке).

ІІІ ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком?

 (Ошибка состоит в следующем: предложный падеж имеет два вопроса, а не один).

XІ. Физкультминутка.

Назвали падежи вы по - порядку

Теперь я приглашаю на весёлую зарядку.

Танцевальная разминка «Учитель танцев».

XІІ. Интерактивная технология «Верные – неверные утверждения.

  1. Имя существительное изменятся по родам.
  2. Имя существительное изменяется по числам и падежам.
  3. В русском языке пять падежей.
  4. Имя существительное называет признаки предмета.
  5. Имя существительное – самостоятельная часть речи.

(Ученики отвечают карточкой «В», «Н»)

Правильные ответы: Н В Н Н В

XІІІ. Работа за компьютерами.

- А теперь вам необходимо занять рабочие места за компьютерами и выполнить задания в формате learningApps.org

1 группа

2 группа

   ІX. Интерактивная технология «Кластер».

   - На сегодняшнем уроке мы расширили наши знания о существительном. Предлагаю составить кластер «Что мы знаем об Имени существительном».

X. Рефлексия.

- Понял все и могу научить другого.

- Понял все, но не могу научить другого.

- Плохо понял.

XІ. Информация о домашнем задании.

1. Заполнить карточки по вариантам:

     1 вариант:

Просклонять слова:

ПАДЕЖ

СЛОВО

СЛОВО

Именительный

окно

лиса

Родительный

 

 

Дательный

 

 

Винительный

 

 

Творительный

 

 

Предложный

 

 

2 вариант

Просклонять слова:

ПАДЕЖ

СЛОВО

СЛОВО

Именительный

ёж

осень

Родительный

 

 

Дательный

 

 

Винительный

 

 

Творительный

 

 

Предложный

 

 

Выполнить задания в формате learningApps.

TEXT.RU - 30.76%

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2018

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта