Регистрация

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса логопеда

  • 9 июля 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


Программа коррекционной работы логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.,  Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, которые препятствуют освоению основной образовательной программы начального общего образования.

В системе образования обучающихся с проблемами в речевом развитии логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Проблемы в развитии устной и письменной речи отрицательно сказывается на усвоении школьной программы.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи курса:

  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  • Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
  • Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  • Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
  • Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма. 

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы (см. в приложении)

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.

Место коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» в учебном плане

Коррекционный курс развития всех компонентов устной и письменной речи направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся способствующей освоению основной общеобразовательной программы.

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий  полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»

Цель: Преодоление отклонений в развитии устной и письменной речи обучающихся и проведение коррекционно-развивающей работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей их социализации

Задачи: Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

  • Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
  • Приказ Минобразования РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по ООП- общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ханты-Мансийска (Приложение 1 к письму Департамента Администрации г. Ханты-Мансийска от 19.04.2013г. № 334)
  • Приказ об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Ханты-Мансийска от 18.02.2014 г. № 148
  • Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», 2.4.2.2821 – 10 утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 1993
  • Должностная инструкция учителя – логопеда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №8" г. Ханты-Мансийска

Программно-методическое обеспечение

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и выстроить систему индивидуальной коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим  и общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.)

Этапы реализации программы (см. в приложении)

1 класс

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа

Количество часов на второе полугодие: 46 часов

Всего 88 часов; в неделю 3 часа.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

2-4 классы

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа.

Количество часов на второе полугодие: 49 часов.

Всего 91 час; в неделю 3 часа.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;

- твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

- термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

- графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- различать твердые и мягкие звуки;

- различать акустически близкие звуки;

- различать звонкие и глухие согласные звуки;

- подбирать слова на заданный звук;

- обозначать смешиваемые звуки схематично;

- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

- писать слуховые диктанты;

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- способы словообразования;

- состав слова;

- термины: слово, словосочетание, текст, предложение; родственные слова, предлоги; пересказ, тема рассказа, план  и т.д.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- ставить ударения в словах;

- подбирать однокоренные слова;

- образовывать слова разными способами словообразования;

- грамматически правильно строить предложения;

- устанавливать логическую последовательность в высказываниях;

- пересказывать текст;

- писать слуховые и зрительные диктанты;

- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)

Требования к материально-техническим условиям

При реализации коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику.

Оборудование логопедического кабинета  (см. в приложении)

Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки. Магнитная доска. Магниты. Настенное зеркало. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры. Наглядно-иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

Учебно-методическая и справочная литература: (см. в приложении)

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!