Регистрация

Логопедический биатлон

  • 26 января 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»


«Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017»

Предмет: Логопедическое занятие

Класс: 1 класс

Тема занятия: Звуки [с-с,], буква с.

Форма занятия: урок-игра

Используемые педагогические технологии и методы:

  • ИКТ
  • Игровые технологии
  • Развивающее обучение
  • Личностно-ориентированные технологии обучения
  • Словесные методы
  • Практические методы
  • Наглядные методы
  • Проблемно-поисковый метод

Цель занятия: Знакомство со звуками [с-с,] и буквой С.

Задачи занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • познакомиться с правильной артикуляцией звуков [с-с,] и с соответствующей буквой;
  • развивать умения выделять данные звуки и соотносить их с буквой;
  • закрепить навык чтения слогов, слов и предложений с данной буквой.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове, через фонетическую разминку, через нахождения нужной картинки и определения места звука в слове, через выделение слов с нужными звуками, через определение мягкости и твёрдости согласных звуков, через придумывание слов на определённые звуки;
  • мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, разгадывания загадок, через дидактическую игру «заселение домика», через запоминание слов с данными звуками;
  • ориентировку в пространстве через дидактические игры «засели домик», «расставь буквы по местам», «собери картину», через работу с индивидуальными листами;
  • осознанность и правильность чтения через чтение слогов, слов;

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу, к активному образу жизни; популяризация спорта.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки;
  • Презентация в программе Microsoft Office Power  Point;
  • Индивидуальные листы, картинки, разрезанная картинка, медали, цветные карандаши, магниты. 

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.  

2. Крупенчук  О. И. Научи меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей.  – СПб.: издательский Дом «Литера», 2004.

3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей.  – М.: Вента-Графф, 2003.

4. Нагаева Л.Г. Готовимся к школе. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2008.

5. Павлова Н.Н. Пишем и готовимся к школе: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2010.

6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996.

7. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. - СПб.: «Библиополис», 1996.

8.  Справочник школьного логопеда/ М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Использованные Интернет ресурсы:

- Фотографии биатлонного центра и эмблемы биатлонных соревнований;

- Картинки с Интернет порталов: снеговик, смайлик, солнышко, солнце, осина, мосты, рысь, сосульки, снежинки, синица, заяц, лиса, лес, сосна, лось, собака.

Ход и содержание занятия

I. Орг.момент. (Дети стоят у доски, у слайда)

- Вы знаете, что город Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2)

- Мы сегодня проведём логопедический биатлон.

- Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять)

- А в логопедическом биатлоне нужно: чётко проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.

II. Определение темы и целей занятия.

- А вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквой, вы сейчас мне сами скажите.

- Как называют спортсменов, занимающихся биатлоном? (Биатлонисты)

- Какой предпоследний звук в слове биатлонист? ([с])

- Какой первый звук в слове спорт? ([с])

- Назовите парный по мягкости звук. ([с,])

- Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и  верно обозначать их буквой? ([с-с,]) (слайд 3)

III. Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков.

- Давайте по нашим схемам охарактеризуем эти звуки. Это гласные или согласные звуки? (Согласные) (На слайде 3 появляется схема для характеристики звуков)

- Звонкие или глухие? (Глухие)

- Звук может быть твёрдым и мягким? Произнесите.

- Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язычок спрятать за нижние зубки, выдохнуть. Проконтролировать – выдыхаемая струя должна быть холодной. (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с,])

- Стало так холодно, что появился мой помощник. Вы узнали его? (Появляется Снеговик) (слайд 4)

IV. Фонетическая разминка.

- Перед соревнованиями надо размяться. Разминку проводит Снеговик.

- Послушайте и отгадайте загадки. Определите место звуков [с-с,] в отгадках.

   Отвечают по очереди и садятся на места.

(Звук на слайде) 1. Дом огромный там стоит и со всех сторон открыт.

                  Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нем!   (Лес)

2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(Лось)

3. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)

4. Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)

5. Зимой и летом зелена, стоит красавица …(Сосна)

(По мере отгадывания загадок на 4 слайде появляются картинки-отгадки)

- Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел.

   Стрелять будем по мишеням. Найдите мишени у себя на листках (приложение 1), (слайд 5).

- Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи

   (На 5 слайде закрашивается 1 мишень).

V. Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове.

- Бежим первый круг и смотрим, кто или что нам встретится на трассе. Выбегаем на поляну, находим картинку со звуком [с] или [с,]. Определяем место звука [с-с,] в слове. И возвращаемся на место. (Выполняют по очереди)

 (На поляне-доске картинки: синица, лиса, заяц, снежинки, сосульки, рысь, мосты)

- Почему осталась картинка зайца? (в названии картинки не звуков [с-с,])

- Закрываем следующую мишень (слайд 6).

Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (На 6 слайде закрашивается 2 мишень).

VI.  Знакомство с буквой С, определение твёрдости или мягкости данных звуков.

- Отправляемся на 2 огневой рубеж. Но сначала мы познакомимся с буквой, которой обозначают звуки [с-с,] на письме? (Буквой С (эс))    (На 6 слайде появляется буква С).

   Напишите в воздухе, по слайду эту букву, запомните в какую сторону её пишут.

 - Найдите на своих листах домик для букв С (эс). Как в любом доме здесь есть этажи и подъезды. Мы будем заселять по этажам. Сначала вспомним: каким цветом обозначают твёрдые согласные на схеме слова. (синим) Мягкие согласные? (зелёным)  (слайд 7)

- «Заселяем» самый верхний этаж. Слушаем 1-й звук в слове.

   Если в слове 1-й звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если 1-й звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом. (Синева, сова, сетка)

- Этажом ниже «живут» тоже буквы С. Слушаем последний звук в слове.

   Если в слове последний звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если последний звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом.

   (Ус, лосось, насос)

- «Заселяем» самый нижний этаж. Внимательно посмотрите на подъезды. В каждом подъезде  рядом написаны буквы разного цвета. Синяя буква не «живёт» рядом с синей, а зелёная буква не «живёт» рядом с зелёной. Подумайте, буквы какого цвета живут на нижнем этаже, напишите их. (на 7 слайде появляются нужные буквы)

VII. Чтение слогов.

- В гости к нашим согласным буквам С пришли гласные буквы. Сначала они пришли в 3 подъезд. Читаем, что получилось. (слайд 8)

- Потом гласные буквы пришли в 1 подъезд. Читаем (слайд 9).

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать нужные буквы и читать слоги. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать буквы и читать с ними слоги. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 10).

VIII. Физминутка.

- Кто закрыл мишень, выходит на поляну. Сейчас мы потренируемся, как биатлонисты, делать несколько дел одновременно: чётко проговаривать стихотворение и выполнять движения.

- Есть на пальцах наших ногти,      

На руках — запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь      

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове           

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы — посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

IX. Запись букв в нужные клетки и чтение слов.

- Пока бежим следующий круг, нужно записать буквы в те клетки, куда ведут дорожки. И прочитать, что нужно Снеговику для занятия биатлоном. Каждый работает на своем листке. (слайд 11).

- Читаем слова. Найдите и подчеркните буквы С.

- Зачем Снеговику нужна сила?

- А сосна?

- Снеговик, зачем тебе нужна сосна?

(Звук на слайде)  - Я буду отрабатывать меткость. Кидать в сосну снежки или шишки.

- А мы будем отрабатывать меткость в стрельбе по мишеням.

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно расставлять буквы по местам и читать слова. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (12 слайд).

X. Чтение предложений или слов, соотнесение их с картиной. Составление рассказа по картине.

- Бежим последний круг. Теперь вы, как команда биатлонистов, должны дружно собрать картинку на нашей поляне. (Работа с разрезанной картинкой)

  Посмотрите нам встретились дети, которые активно проводят свободное время. (13 слайд).

- Придумайте имена ребятам со звуками [с-с,] (Сима, Света, Соня, София, Светислава, Стёпа, Слава, Савелий, Стас, Люся, Максим... )

- Сейчас каждому нужно рассчитать свои силы для последнего задания: прочитать слова или целое предложение. Здесь находятся карточки со словами, а здесь с предложениями. Надо прочитать и сказать, подходят эти слова или предложения к нашей картине или нет.

   Кто готов читать слова - берёт карточку из этой стопки, кто готов читать предложения - берёт карточку из другой стопки. (приложение 2) (По очереди читают выбранную карточку и объясняют)

- А теперь вспомните слова и предложения, которые вы читали, посмотрите на картину и придумайте рассказ по ней.

- Закрываем последнюю мишень зелёным цветом, если было легко читать слова или предложения и составлять рассказ. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (14 слайд.)

XI. Подведение итогов занятия. (В течение всего занятия проводилась рефлексия кажд. этапа)    

- Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.

- Какие новые звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?

 (Звук на слайде)    - Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?

- А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (15 слайд). (вручаются медали всем участникам занятия).

- Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.

(Звук на слайде)        

- До свидания! До новых встреч!

5 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 35)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 21.02.2017 в 10:39

Уважаемая Светлана Валерьевна! Интересную форму занятия Вы предложили на конкурс. Можно смело взять на вооружение!

Калюжная Светлана Валерьевна 22.02.2017 в 10:12

Уважаемая Мария, спасибо за отзыв. Участие в конкурсе предполагает взаимный обмен технологиями, материалами, информацией с коллегами. Хорошо, если кому-то пригодится моя идея. Все занятия в форме логопедического биатлона проходят интересно, динамично и познавательно. Обучающимся очень нравится.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!