Регистрация

«Включение цикла интерактивных мультимедийных упражнений в практику работы по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста»

  • 31 марта 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в ДОУ»


 

Актуальность

Во всем мире использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. «Завтра» сегодняшних детей - это информационное общество. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальным, поскольку они позволяют активно вовлечь детей в образовательный процесс, во взаимодействие как с педагогом, так и со сверстниками.

Интерактивные упражнения – это набор заданий, которые можно выполнять непосредственно в сети Интернет в режиме онлайн. Отметим, что интерактивные упражнения относятся как к тренажерам, так и к учебно-игровым электронным средствам образовательного назначения, поскольку с их помощью можно отрабатывать различные умения, закреплять пройденный ранее материал, а также создавать различные проблемные  ситуации игрового характера.

Преимущество ИКТ

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творчества детей

  • Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность индивидуализации обучения (учитываются возрастные и личностные особенности каждого ребенка; дети сами могут выбирать темы заданий, игровая форма упражнений позволяет усилить мотивацию детей к выполнению поставленной задачи)
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта).
  • Позволяет увеличить восприятие материала за счет расширения количества иллюстративного материала
  • Использование интерактивных мультимедийных упражнений обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала
  • Одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация что облегчает процесс восприятия.

ИКТ и развитие речи детей

Преимущество интерактивных игр в том, что их можно использовать на любом этапе в организованной образовательной деятельности, как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении материала.

В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения.

Использование интерактивных игр расширяет возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Они позволяют:   

 

  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь – диалогическую и монологическую;
  • формировать активный словарь у дошкольников;
  • формировать и развивать звуковую культуру речи.

Цель: развитие речи через мультимедийные интерактивные  упражнения.

Задачи:

        1. Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

2. Развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;

3. Развитие звуковой и интонационной  культуры речи, фонематического слуха

4.Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

5. Формирование связной речи у детей.

6. Развитие у детей умений пользоваться сенсорной доской.

Примерная структура непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ

Подготовительная часть занятия: 

- это  погружение детей в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых;

      - создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение детей, побуждающая их к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере;

     - пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами.

Основная часть занятия: совместная с педагогом игра детей за сенсорной  доской.

Заключительная часть:

-  здесь подводится итог занятия: анализ вместе с детьми выполненных заданий, индивидуальное оценивание участия детей на занятии, определение новых целей;

- снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), снятие мышечного напряжения (физминутки, релаксационные игры и упражнения).

В процессе работы мною была разработана серия интерактивных игр по развитию речи.

Здесь идет закрепление представлений детей об объектах окружающего мира, профессиях, закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку, расширение и активизация словаря.

 На 10 слайде рассмотрим игры на тему «Транспорт» и более подробно остановимся на игре  «Угадай транспортное средство» ребенок получает инструкцию «Найди все транспортные средства на экране. Назови их. Послушай, какие звуки издает транспорт , подбери  изображение  и соедини в пары» , данная игра  активизирует процессы мышления, внимания, развивает смекалку и речевую активность; активизирует слуховое восприятия детей, учит узнавать по звучанию транспортные средства и называть их

Далее представлена серия игр «Четвертый лишний»,  которые способствуют:  

  • закреплению обобщающих слов;  обучению детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения; обогащению предметного словаря; формированию умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что; обогащению знаний о предметном окружении; развивают память, внимание, мышление.

 

На слайдах 14, 15,16 вам представлены игры на тему «Домашние и дикие животные» которые направлены на :

  • Развивают у детей представлений о животном мире; активизируют речь, расширяют словарный запас; побуждают детей узнавать и называть животных и их детенышей; способствуют развитию речи и вниманию, активизируют слуховое восприятия детей, учат узнавать по звучанию животных.

 

Далее представлены игры «Что сначала, что потом» составление рассказа  по серии сюжетных картин .В эти игры можно играть тремя разными способами

  1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связный рассказ.
  2. Детям предлагается только одна картинка. Задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания детей предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
  3. Показываю на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны  расположить по порядку и составить связный рассказ.

Эти игры способствуют развитию умения связно говорить, самостоятельно строить предложения.

В процессе использования интерактивных игр:

  • у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
  • развивается  мелкая моторика за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
  • Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
  • Формируется  и развивается совместная  координированная  деятельность  зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;
  • Повышается  самооценка ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
  • Расширяется объем получаемой информации, увеличивается  восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление) .

Таким образом, разработанная и апробированная система игр доказывает результативность  использования ИКТ в познавательно - речевом  развитии детей дошкольного возраста.

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!