Регистрация

Организация и содержание работы, направленной на развитие зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации дошкольников с детским церебральным параличом (ДЦП)

  • 7 февраля 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»


Организация и содержание работы,

 направленной на развитие зрительного восприятия

и зрительно-двигательной координации

дошкольников с детским церебральным параличом (ДЦП)

 

Восприятие как психический процесс входит в систему чувственного познания мира и является элементарным звеном познавательной деятельности, а также тесно связано с остальными психическими процессами: памятью, вниманием, мышлением и речью.  От сохранности восприятия зависит и сохранность всех высших и низших психических функций, так как они формируются на основе восприятия.

Развитие восприятия — это основа для развития всей познавательной деятельности ребёнка. Особое значение оно приобретает для детей с проблемами в развитии.    

         Работа по развитию восприятия является частью сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развития у человека сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления (Люблинская А.А., Матюхина М.В.). Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опирается на выше указанные процессы.

         Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познаёт окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия – движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестаёт видеть объект.

         (Перцептивные действия — действия рассматривания, ощупывания, выслушивания).

            "У детей с церебральным параличом довольно часто отмечается сенсорная депривация, т. е. недостаточность зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Недостаточность зрительного восприятия проявляется в нарушении фиксации взора, прослеживания и в других патологических реакциях. Это патологическое состояние зрительного анализатора в значительной степени задерживает моторное развитие детей, обусловливает недоразвитие и патологию пространственных представлений у детей с церебральным параличом, препятствует всестороннему зрительному восприятию окружающих предметов, что в конечном результате приводит к отставанию развития ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности".

         У детей с проблемами в двигательной сфере наблюдается отставание в развитии чувственного познания и восприятия в частности. Кроме того, наличие двигательных дефектов создает предпосылки для особенностей развития познавательной деятельности детей, так как чувственное познание формируется на основе анализаторной деятельности мозга:

            1.  Для детей с ДЦП характерно недоразвитие пространственного гнозиса и двигательно-кинестетического анализатора, нарушения зрительного восприятия которые проявляются в недостаточности фиксации взора, в недостаточности объёма движений глаз и другие особенности.

         2.  Также для детей с ДЦП характерно нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса. Задерживается формирование понятий «правое» и «левое»

         3.  Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации.   Все эти причины затрудняют формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины, приводят к нарушению внимания и неумения сосредоточиться на задании.

         Поэтому для детей с двигательными нарушениями важна целенаправленная работа, направленная на развитие сенсорно-перцептивной сферы: на развитие всех видов восприятия и развитие двигательной активности в целом.

         Для детей с проблемами в развитии очень важно развивать все виды восприятия, особенно (зрительное, слуховое, тактильное). Это позволяет успешно формировать необходимые знания и навыки. Например, ребёнок намного быстрее усвоит названия объёмных геометрических форм (шарик, кубик, кирпичик, брусок, конус, цилиндр) если одновременно опираться и на зрительное восприятие форм и на тренировку узнавания этих форм на ощупь. При недостаточном зрительном восприятии, ребёнок быстрее узнает или запомнит фигуру, если при восприятии он будет опираться на двигательный анализатор, узнавание фигуры на ощупь.

         Сенсорное развитие ребёнка и развитие его зрительного восприятия, в частности, имеют больное значение для его будущей жизни и выдвигают перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

            Предлагаем вам систему заданий на развитие зрительного и тактильного восприятия дошкольников с проблемами в развитии:

С помощью специальных игр упражняют детей в восприятии, различении, сравнении различных форм, цветов, величин, расположения в пространстве. Такие игры можно проводить как и на самом занятии с дефектологом, так и между этапами занятия или в начале его.

Многие игры лучше проводить вне занятий, в свободной деятельности детей с воспитателем. Также важно давать рекомендации и предлагать игры на развитие зрительного и других видов восприятия в домашних условиях для более успешного развития и усвоения материала.

В младшем дошкольном возрасте и у детей с тяжёлым поражением рук зрительное и другие виды восприятия развивают в процессе предметно-практической деятельности.

 

Игры на развитие зрительного восприятия:

  • Нахождение парных картинок
  • Складывание разрезных картинок.
  • Складывание кубиков с предметными изображениями
  • Конструирование по образцу из палочек, плоскостного и объёмного материала.
  • Узнавание предметов в силуэтном и контурном изображении.
  • Узнавание целого по части.
  • Игра: «Что пропало?»
  • Игра «что изменилось?» - проводится аналогично, но игрушки не прячутся, а меняются местами; ребёнок определяет изменения.

В старшем дошкольном возрасте у детей с несильно поражённой двигательной сферой зрительное восприятие развивают в основном в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности (рисование, лепка), Все эти занятия приобретают систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию (Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер).

При развитии восприятия различных свойств предметов, особое место занимают игры по развитию координированных движений руки и глаза, что является необходимым условием для изобразительной деятельности, а впоследствии и письма.       

         Несмотря на серьёзность задач, которые позволяют решать упражнения, важно проводить их, особенно на начальных этапах работы, в форме интересной игры. Игровая мотивация в значительной степени облегчит процесс выполнения игр и упражнений.

         Игры и упражнения, которые были использованы для развития зрительного восприятия, вызвали у детей большой интерес и желание работать с ними.

        

Содержание программы:

  1. Игры и упражнения на развитие осмысленности

и обобщённости восприятия

«Найди пару». (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.а, б, в).

         Оборудование. Плоскостные изображения группы животных, на которых нужно найти и правильно указать нужное животное: жирафа, слона и кошку.

         Цель. Развить осмысленность и обобщённость зрительного восприятия.

         Ход игры. Ребёнку предлагается посмотреть на картинку и сказать, что нарисовано на картинке. Ребёнок должен ответить, что на картинке нарисованы животные (птицы). "А где можно увидеть так много животных (птиц)?" Затем педагог в эмоциональной форме должен подтвердить слова ребёнка: "Да, здесь нарисован зоопарк, в котором живут животные (птицы)!" Потом педагог спрашивает: "Какое животное (птица) нарисовано в рамке (можно указать, где)?" Ребёнок отвечает (жираф, кошка, утка). "Посмотри внимательно, а в зоопарке есть такой же (жираф, кошка, утка)?" Ребёнок должен правильно показать животное (птицу).

         Потом можно спросить "А какие ещё животные живут в зоопарке"? Ребёнок должен перечислить животных. Если ребёнок не говорит, то можно попросить его показать животных, которых назовёт педагог.

 

2.  Игры и упражнения на развитие чёткости восприятия

(на фигуро-фоновое различение)

«Силуэты» (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. а, б, в).

         Оборудование. Бланки с нечёткими изображениями (не имеющими чёткого контура), на которых ребёнок должен увидеть силуэты нечётких фигур и показать их.

         Цель. Развивать чёткость восприятия.

            Ход игры  Педагог кладёт перед ребёнком задание и спрашивает, показывая на силуэт-образец: "Как ты думаешь, что здесь нарисовано?" После того, как ребёнок правильно назовёт силуэт, педагог предлагает найти такой же силуэт на основном задании. То есть ребёнок должен увидеть нечёткие изображения, выделить фигуру из фона.

Узнавание "зашумлённых" (наложенных друг на друга) предметов

"Какие предметы спрятаны в рисунке?" (См. Приложение 3. а, б, в, г).

         Цель. Развитие способности выделять контуры предметов, наложенных друг на друга. Развитие зрительно-двигательной координации.

         Ход игры. Ребёнку предлагаются бланки, на которых "спрятаны (перепутаны)" предметы, которые ему известны. Ребёнок должен показать и назвать эти предметы.

         Инструкция: "Как ты думаешь, какие предметы здесь спрятаны?"

Затем нужно попросить ребёнка обвести по контору каждый предмет своим цветом, не отрывая карандаша.

          Узнавание "зашумлённых" (перечёркнутых) предметов.

(См. Приложение 4. а, б).

         Цель. Развитие способности узнавать перечёркнутые предметы.

         Ход игры. Ребёнку предлагаются бланки, на которых перечёркнуты ("спрятаны") предметы. Ребёнок должен узнать и назвать перечёркнутые предметы.

Сюжетные картинки (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. а, б, в).

         Цель. Развитие константности восприятия, фигуро-фоновое различение и развитие пространственной ориентировки.

         Оборудование. Сюжетные картинки, на которых нужно найти фигуры, как на образце в рамочке. Сюжетные картинки: девочка с обручем; собака с косточкой в зубах; мальчик, играющий в снежки; клоун.

         Ход упражнений на примере сюжетной картинки "Девочка с обручем". Педагог показывает ребёнку сюжетную картинку и просит его рассказать, кто здесь нарисован и что он делает. Затем педагог говорит: "Посмотри, какое красивое у девочки платье. Есть у девочки на платье вот такие (показать на образце) птички?" Ребёнок должен их все найти.

 

Узнавание "Зашумлённых" (наложенных друг на друга)

геометрических фигур. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. а, б, в).

         Цель. Развитие способности выделять контуры геометрических фигур, наложенных друг на друга. Развитие зрительно-двигательной координации.

         Ход упражнения. Ребёнку предлагаются бланки, на которых наложены друг на друга разные геометрические фигуры, имеющие разные размеры, тона, разную текстуру и по-разному расположены в пространстве. Ребёнок должен сначала найти, а потом и обвести по контору только определённые геометрические фигуры (только те, которые попросит педагог).

         Инструкция: "Посмотри, как много здесь фигур, помоги (мне, кукле) найти все (треугольники, квадраты, круги и т. д. в зависимости от задания).

         Если ребёнок не знает что такое (круг, квадрат и т. д.), то показывается демонстрационная карточка, на которой изображена заданная фигура.

         После того как ребёнок справится с заданием, можно спросить: "Какие ещё геометрические фигуры ты видишь?"

 

3.  Игры и упражнения на развитие восприятия

пространственных отношений (См. Приложение 7. а, б, в, г).

         Цель. Развитие пространственной ориентировки. Развитие умения находить так же расположенные в пространстве предметы и геометрические фигуры как на образце.

         Оборудование. Бланки с заданием.

         Ход упражнения. Ребёнку предлагаются задания, в которых по-разному расположены в пространстве геометрические фигуры.

         Инструкция: "Найди точно такую же фигуру", или "Найди точно так же расположенную фигуру, как здесь (указать)".

         Чтобы ребёнку было проще сориентироваться в задании, можно его отделить от других заданий того же бланка, закрыв другие листы задания чистым листом бумаги.

         Если ребёнок не может найти правильно расположенную фигуру, на первых занятиях можно прикладывать вырезанный из картона образец нужной фигуры сначала на образец задания, а затем в точно таком же положении на фигуры, из которых нужно выбрать также расположенные. Это поможет ребёнку наглядно увидеть его ошибку.

 

4.  Игры и упражнения на развитие целостности восприятия

Незаконченные рисунки. (По Немову Р. С.) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. а, б, в).

         Цель. Развить целостность (обобщённость и осмысленность) восприятия.

         Ход игры. Ребёнку предлагаются незаконченные рисунки, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

         Инструкция: Посмотри, какие непонятные картинки! Как ты думаешь, кого хотел нарисовать художник?"

 

Незаконченные рисунки (Вариант 2) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1. а, б, в, г).

         Цель. Развитие умения анализировать фигуры и дорисовывать незавершённые части этих фигур, согласно заданному образцу. То есть развитие зрительного анализа, синтеза, целостности восприятия и зрительно - двигательной координации.

         Оборудование. Бланки, на которых изображены недорисованные предметы или фигуры.

         Ход игры. Ребёнку предлагается посмотреть на эти задания.

         Инструкция: "Посмотри, вот здесь нарисован (мальчик, чайник, телефон, парашют, замок и т. д.), а здесь художник забыл их дорисовать. Помоги ему, дорисуй картинки, чтобы было точно так же".

"Загадочные рисунки". (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.2).

         Цель. Развитие обобщённости (целостности) восприятия и способности к фигуро-фоновому различению.

         Ход игры. Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на рисунок, рассказать и показать какие животные спрятались в лесу.

 

5. Игры и упражнения на развитие константности восприятия

Чтобы привлечь внимание ребёнка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут сделать зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине. От внешних приёмов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это даёт им возможность установить тождество и различие по внешним свойствам (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер).

         Цель. Развитие константности восприятия (постоянство очертаний). Развитие пространственной ориентировки.

         Ход упражнения. Ребёнку предлагаются разные задания, в которых изображены геометрические фигуры, имеющие разную форму, разные размеры и по-разному расположенные в пространстве. Ребёнок должен найти только заданные геометрические фигуры.

 

  • Цель. Развитие восприятия формы. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ9.а, б, в).

         Ход упражнения. Ребёнку предлагается бланк, на котором наверху страницы изображена геометрическая фигура (шестиугольник), которую надо найти среди других фигур. Она отделена от основного задания двумя горизонтальными чертами.

         Инструкция: "Посмотри (показать), здесь нарисована фигура, как она называется?" Ребёнок должен ответить. Если ребёнок не знает, как называется данная фигура, то педагог должен сам назвать её (параллельно происходит усвоение геометрических эталонов). "Найди такую же фигуру среди этих фигур". Ребёнок должен правильно показать нужную фигуру.

         Коррекция по ходу работы:

         (1) Если ребёнок не может правильно показать геометрическую фигуру, то можно посчитать количество уголков на образце и на тех геометрических фигурах, из которых надо выделить заданную геометрическую фигуру.

         (2) Если и это не помогает, то можно предложить приложить сделанный заранее из картона образец геометрической фигуры сначала к той геометрической фигуры, которую нужно найти, а затем к другим геометрическим фигурам,  из которых нужно найти заданную, чтобы ребёнок наглядно видел какая фигура не подходит.

  • Цель. Развитие восприятия величены. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1. а, б).

         Ход упражнения. Ребёнку предлагается бланк, на котором нужно найти геометрические фигуры только определённого размера, как на образце. Образец отделён от основного задания двумя чертами.

         Инструкция. Та же.

         Если ребёнок не может правильно указать геометрическую фигуру, (смотри Коррекция по ходу работы (2)).

 

6.  Игры и упражнения на развитие

зрительно-двигательной координации

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 10 а, б, в, г).

Чтобы глаза прослеживали движение руки, чтобы впоследствии рука "подчинялась зрению", необходимо работать в этом направлении систематически и иметь специальный дидактический материал. На больших листах бумаги проводят различные линии "дорожки" - прямые, дугообразные, волнистые, зигзагообразные, по которым дети должны "провести", например, "куклу домой", "мишку к маме", " зайку к морковки" и так далее. Сначала детям предлагаются листы с одной "дорожкой". Когда они без труда начнут выполнять движения, видеть конечную точку "дорожки", перестанут соскальзывать с намеченного пути, им предъявляют более сложный материал - дорожки разного цвета могут пересекаться, как бы возвращаться почти в начальную точку и другие задания. Здесь нужна фантазия взрослого. Одни и те же дорожки можно представлять и как тропинки на участке, и как дорожки в лесу, путь по которому идёт Красная Шапочка к бабушке и другие. Наглядный материал, используемый на занятиях с детьми по развитию зрительно-двигательной координации, может быть индивидуальным и рассчитан на группу детей. От прослеживания готовых линий дети переходят к самостоятельному рисованию дорожек разной формы. При этом игровые задания оказываются более легко выполнимыми детьми (О. П. Гаврилушкина, И. Д. Соколова).

         При работе с детьми с ДЦП каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика. Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления, разработанный И.Г. Выготской, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенской, адаптированный И.З. Клюевой и О.З. Касаткиной (1997 г.).

Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание "чувства мышцы". Особенно важна пальчиковая гимнастика.

         Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны (М.М. Кольцова, 1973г.).

         Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

         При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В. Цвынтарного, И.Лопухиной, М.С.Рузиной и др.

         Цель. Развитие зрительно-двигательной координации.

         Оборудование. Бланки с играми.

         Ход игры. Ребёнок должен провести различные непрерывные линии, в зависимости от задания от заданного начала до заданного конца по инструкции.

         На первых занятиях ребёнку даются задания, в которых ребёнок должен провести, например, прямую линию "траекторию движения животных" по середине дорожки по пунктирной линии от начала до конца, предварительно проведя по дорожке пальцем. В дальнейшем, на других занятиях, ребёнку можно предложить нарисовать эти "траектории" самостоятельно в игровой форме.

         Инструкция. Например: "Посмотри, здесь нарисована собачка (показать), а здесь нарисована косточка (показать). Собачке очень хочется скушать вкусную косточку. Но чтобы добраться до неё, нужно пробежать посередине дорожки. Покажи пальчиком, как ты будешь рисовать, нарисуй дорожку сначала пальчиком, а потом карандашом". При этом педагог обязательно должен сказать: "Карандаш отрывать нельзя. Если ты оторвёшь карандаш, то собачка упадёт с дорожки и не сможет скушать вкусную косточку".

         Предложенная система упражнений является эффективной при реализации комплексного подхода, включающего определенные нами направления коррекции.

 

Список литературы:

  1. . Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
  2. . Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалёва Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2005. - 304с.
  3. . Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.-М.: Просвещение,1964.
  4. . Левченко И. Ю., Кузнецова Г. В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. – В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.
  5. . Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000  - 144 с.
  6. . Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – М., 2001.

 

 

 

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!