Регистрация

Мультимедийные дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учеников начальной школы

  • 20 марта 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»


Начальная школа является новым этапом в жизни ребёнка. С поступлением в школу ведущая деятельность ребёнка направлена на усвоение системы научно-познавательных знаний. На данном этапе центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности психических процессов. [2, с.3]

Современное образование подразумевает не только усвоение знаний, умений и навыков, но и всестороннее развитие личностных характеристик ребёнка, его познавательных и творческих способностей, развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора.

Образование в начальной школе является фундаментом успешного обучения ребёнка в дальнейшем. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают успешное включение ребёнка  в образовательный процесс и формирование ведущей образовательной компетенции – умения учиться. [2, с.5]

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) заложена организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода. Где системно-деятельностный подход является основным механизмом достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [1, с.9]

Системно-деятельностный подход предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [1, с.5]

Для успешной реализации поставленных задач от учителя требуется активное включение в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Общеизвестно, что эффективность процесса обучения зависит от уровня познавательной активности учащихся, их заинтересованности в освоении учебного предмета.

Важным условием развития любознательности, инициативности  является создание такой образовательной среды, которая стимулирует активные формы познания. [2, с.6]

Учитывая возрастные особенности ребёнка начальной ступени образования наиболее эффективными средствами активизации и интенсификации учебной деятельности являются игровые технологии. В частности – дидактические игры.

Дидактическая игра – вид деятельности, которая позволяет ребёнку целенаправленно и в непринуждённой форме овладеть конкретным учебным материалом. [3]

Главными признаками любой дидактической игры являются наличие чётко поставленной цели обучения, соответствующие результаты и учебно-познавательная направленность. Дидактическая игра имеет и другие отличительные от других видов деятельности признаки: игровая ситуация, правила игры, порядок игровых действий, система оценивания. [3]

Включение дидактических игр в процесс обучения помогает решить ряд задач:

  • обучающая (расширение кругозора, активизация познавательной деятельности);
  • развивающая (развитие мышления, внимания, памяти, речи, воображения, фантазии, творческих способностей);
  • воспитывающая (воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности);
  • диагностика, контроль, коррекция знаний учащихся.

Дидактическая игра может найти своё применение на уроках нового материала, закрепления, обобщения и закрепления изученного материала. Так же дидактическая игра может использоваться на любом этапе урока во время  индивидуальной, групповой и фронтальной видах работы.

Дидактическая игра является особым средством обучения и воспитания, так как дидактическая задача скрыта от учащихся, а всё внимание направлено на выполнение условий игры.

Включение дидактической игры или элементов игр в урок не должно является для учителя самоцелью, а быть эффективным средством организации процесса обучения. 

Мною разработана серия дидактических игр-тренажёров по основным разделам учебных предметов «Русский язык» и «Математика» начального общего образования. Игры-тренажёры имеют сказочные сюжеты, соответствующие возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста (правописание слов с непроверяемыми безударными гласными, правописание слов с парными согласными, правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, математические диктанты, устный счёт, табличные случаи умножения и деления и др.)

   

 

    

 

Мультимедийные дидактические игры выполнены в среде MS PowerPoint. При создании игр используются инструментальные средства: гиперссылки, триггеры, звуковые эффекты, макросы: DragAndDrop, Visual Basic for Application.

Дидактические игры используются в практике как для работы на уроках, так и для работы во внеурочное время (кружки, домашняя работа).

Значение мультимедийных дидактических игр в процессе обучения:

  • обеспечивает высокий уровень наглядности;
  • способствует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе;
  • помогает реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении и воспитании;
  • активизирует и интенсифицирует познавательную деятельность.

Таким образом, включение в учебную и внеурочную деятельность учащихся мультимедийных дидактических игр делает процесс обучения и воспитания интересным, увлекательным, способствует качественной отработке изучаемого материала, формирует активную познавательную деятельность, является средством воспитания умственной активности, учит рассуждать и делать выводы.

 

Список литературы

  1.  Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Википедия.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Аманжулова Ирина Юрьевна 24.03.2020 в 18:24

Надежда Викторовна, включение в учебную и внеурочную деятельность дидактических игр, всегда делал процесс интересным, более доступным, особенно для дошкольников. Каждая дидактическая игра несет обучающие задачи. Сейчас когда мы имеем возможность, освоив ИКТ , создавать мультимедийные дидактические игры, это здорово. Те игры - тренажеры, которые вы создали, увлекательные и интересные, это видно в вашей презентации. Конечно, хотелось бы посмотреть как они работают, могли бы поделиться?

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!