Регистрация

«Как Алёнушка братца спасала»

  • 26 мая 2025

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.
«Как Алёнушка братца спасала»
Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.
Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги;
- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи;
- закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию фонематического восприятия и артикуляционной моторики;
- способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать    слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;
- Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, контроль  за собственной речью.
- приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;
- воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;
Материал и оборудование:  Компьютер,презентация с иллюстрациями из сказки «Гуси – Лебеди»: печка, яблоня, речка, избушка, поляна, пирожки, яблоки  с вопросами, подборка  картинок с разным количеством слогов,  фишки и карточки для звукового анализа слов, пирожки, яблоки с заданиями, мольберт.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди», разучивание физминутки.
Ход занятия: 
Звучит музыка из сказки.
 -Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох - выдох). 
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
- Дети: Да!
Воспитатель: Какие герои бывают в сказках?
- Дети: Добрые и злые.
Воспитатель: А вы бы хотели помогать добрым героям?
- Дети: Да.
 Воспитатель: По неведомым тропинкам
Идет сказка- невидимка.
Ровно в полдень динь-динь-дон
Ты услышишь тихий звон.
Это сказка к нам вошла,
Тише, тише - вот она. 
Воспитатель:  А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки).
- Дети:  Гуси – лебеди.
Воспитатель:  Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась Алёнушка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?
- Дети: Печку. (Слайд  - печка)
Воспитатель: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                            
   - Печка: Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
-Воспитатель:  -Дети, хотите помочь Алёнушке?
- Дети:  Да. (воспитатель берет из печки «пирожки»  и читает вопросы).
Вопросы:
Из чего состоит предложение? (из слов)
Из чего состоят слова? (Из звуков)
Какими  бывают речевые  звуки? (гласные и согласные)
Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
Что можно составить из звуков? (слоги)
Что можно составить из слогов? (слова).
Назовите слова. (Дом, кот, дерево, забор).
Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: -Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка  дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
Воспитатель:  (Выставляется картинка яблоня). А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты  выполнишь задания, а задания написаны на яблочках». Воспитатель называет слова, а дети определяют место звука Ф в слове (фазан, жираф, туфли, фикус, кофейник). 
Воспитатель:  Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.
Физминутка:
Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и друг другу  улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Воспитатель:  А на полянке девочка увидела много цветов, на каждом цветке – изображены картинки, их нужно разделить на три группы. (На столе лежат цветочки, на обратной стороне картинка , дети по очереди переворачивают цветок, называют слово, определяют (хлопают)сколько звуков и убирают в корзинку с соответствующим номером. Если ребенок затрудняется, то дети помогают)
1 корзинка – слова состоящие из одного слога,
2 корзинка– состоящие из 2 слогов.
3 корзинка-из 3 слогов.

Воспитатель: -А что же дальше было?
Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
Воспитатель: -А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова «Гуси».?
Звуковой анализ слова гуси. Работа за столами с карточками.
Воспитатель предлагает произнести слово гуси так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ггуси»,- читает ребенок слово с указкой.
- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах дети обозначают звук [г ] синей фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове гуси. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [ у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами .
Следующий ребенок определяет третий звук в слове гуси. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с’ ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.
На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с’ ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с’ ] мягкий согласный обозначается зеленой фишкой.
И наконец вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ и ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ и ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой, также определяет место ударения в слове. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.
гуси — слово из 2 слогов: гуси. Ударение падает на 1-й слог.
Обозначение ударения.
В слове 4 звука. Цветовая схема:  гуси
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием, помогли Алёнушке. За это речка сказала девочке, где братца искать.
-Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем Алёнушке их открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Нужно выполнить задание.
-У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на разные звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную. 
Слова начинаются на твердый и мягкий согласный.
-Вот и открылся замок и Алёнушка спасла братца. Тут и отец и мать пришли. 
-Ну вот наше путешествие и подошло к концу. 
-Смогли мы помочь Алёнушке?
-Ребята, а что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? 
-Что было сложно? 
-Хотели ли бы вы еще помогать сказочным героям?
-За нами сегодня наблюдали сказочные персонажи и им бы очень хотелось узнать понравилось ли вам у них в гостях. Если вам понравилось путешествие, задания были интересными, и вы не скучали, прикрепите к яблоньке красные яблоки.
- Если вам было скучно и не интересно- зелёные яблоки. Всем большое спасибо. До новых встреч в стране сказок.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!