Регистрация

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

  • 6 декабря 2020

            В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

          За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

        Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

         В коррекционной работе с детьми учитель-логопед использует здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми.

          В своей логопедической деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковые игры, психогимнастику, артикуляционную гимнастику, логоритмику, релаксационные упражнения, Су-джок терапию, рефлексию (физминутки), сказкотерапию, песочные игры, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, точечный массаж, массаж, самомассаж. Не так давно я познакомилась с новым нетрадиционным методом – биоэнергопластикой. Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

        Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

            Биоэнергопластика облегчает постановку звуков и способствует более быстрому преодолению речевых недостатков.

Принципы здоровьесбережения:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип непрерывности;

- принцип комплексного подхода;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Использование известных приёмов:

-лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный материал и пр.

   Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать камешки, ракушки и пр.

    Несмотря на многообразие пособий, всегда хочется найти, сотворить что-нибудь новое, а следовательно интересное для детей. В своей работе я стараюсь активно внедрять авторские пособия, собственноручно выполненные и неоднократно применимые на занятиях с детьми.

   Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Заинтересовавшись темой «Биоэнергопластика», я сделала следующие пособия:

-«Конфеты» (на твёрдой основе крепится поролон, обтянутый мягким флисом с нашитыми пуговицами) Пособие используется для автоматизации поставленных звуков. Ребёнок стараясь одним пальчиком как можно сильнее прижать пуговицу, пятикратно проговаривает предложенный звук, слог или слово.

-«Счёты» ( на твёрдой основе натягивается шнурок с 5-ю цилиндрами от колпачков фломастеров) Также я использую это пособие для автоматизации. Принцип тот же, толь ко в данном случае, пальчиком ребёнок передвигает подвижные элементы.

-«Мостик», «Пианино», «Кочки» и т.п.( на плотном картоне закрепляем картинки, обклеиваем прозрачным скотчем, сверху из поролона или потолочной плитки вырезаем и

приклеиваем необходимые объёмные фигуры) Пособия также предназначены для автоматизации звуков.

«Весёлая клавиатура». Идея этого пособия заимствована из интернета, но немного адаптирована к более общему применению. В своей клавиатуре я использовала различные фигуры, что позволяет многократно менять задания. Здесь представлены круги, квадраты, треугольники основных цветов; 5 смайликов; отдел с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие задания: нажимай только квадраты, нажимай только красные фигуры, нажми только кнопки с улыбками; нажми цифры по порядку. При этом проговариваем и закрепляем поставленные звуки, а также закрепляем знания цветов, геометрических фигур, цифр.

Работа с родителями. В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с родителями, проводя как общие, так и индивидуальные консультации. Пытаюсь вовлечь родителей в совместный коррекционный процесс, наглядно объясняю, показываю, например, какие тренажёры можно сделать своими руками и как ими правильно пользоваться. Заинтересованные в успехе своих детей мамы, бабушки с удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.

Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.

При выполнении артикуляционных упражнений, требующих сопровождения под счёт 1-2, таких как например, «футбол» (поочерёдное надувание щёк) удобно поочерёдно отстукивать счёт ладошками. При выполнении упражнения «лягушата» ( улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой. Выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать маятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.

В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.

«Движенья рук – как взмах крыла,

Без них полёт не состоится…

Желаю счастья и добра!

И лучшее ещё случится!»

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!