Регистрация

Из опыта работы классного клуба юных книголюбов

  • 22 июля 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Проблема приобщения детей младшего школьного возраста к чтению на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных. Наверное, нет таких педагогов, которые не хотели бы научить своих учеников быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Ещё А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

С первого класса необходимо закладывать основы воспитания интеллигентного человека, образованного творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.

Но, к сожалению,  нередко происходит так, что обучаясь читать, дети в современной школе так и не узнают, что вокруг них – море доступных и интересных им книг, о которых они и не догадываются. Современные дети привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С ней их «говорить» просто никто не учит, а значит, среди книг они чувствуют себя, как в чужом обществе, где неуютно и откуда хочется поскорее уйти в мир привычный.

Я стремлюсь к тому, чтобы в процессе обучения и учитель, и книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги  в расчёте на себя, а не на вкус родителей или учителя.

Сейчас, когда мои ученики только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Доказано, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Почему возникла идея создания  именно клуба  книголюбов?

Позволю себе процитировать высказывание В. А. Сухомлинского из книги «Рождение гражданина»: «...Я твёрдо убеждён, что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной убогости, моральной нестойкости отдельных людей  является низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворение своих духовных потребностей в книге».

На мой взгляд, в современном учебном плане недостаточно внимания уделяется урокам литературного чтения. Заинтересовавшись этой темой, я провела сравнительный анализ программ  для начальной школы общеобразовательных учреждений (1985 г., 1993 г., 2007 г.), и, к своему сожалению, увидела, что процентное содержание  уроков чтения в сравнении с другими предметами со временем уменьшилось.

Программа 1985 год

Программа 1985 год

Программа 1993 года

Программа 1993 года

Программа 2007 года

Программа 2007 года

А ведь чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время.

На заседаниях(а именно так называется наш клуб), у учащихся значительно пополняется читательский кругозор. Данная работа даёт возможность младшим школьникам расширить представление о родной литературе и  литературе других народов. Совместные мероприятия со школьной библиотекой, центральной городской библиотекой, родителями помогают сплотить детский коллектив,  проявить каждому ребёнку свой интеллект, эрудицию, творчество. В рамках работы клуба  мы  участвуем в литературных праздниках, сочиняем стихи, пишем сказки, инсценируем литературные произведения. Занятия клуба нередко бывают открытыми. Я стараюсь развивать и сохранять лучшие традиции семейного чтения.

В классе работает уголок «Новости клуба «Мурзилка и компания», где все желающие могут поместить стихи, рассказы, сказки, которые сочиняют сами. Там же ребята делятся впечатлениями о прочитанных книгах.

Лидеры клуба книголюбов

Из всей массы популярной детской литературы: газет, журналов, книг – на мой взгляд, журнал «Мурзилка» наиболее традиционен. Я сама выросла на этом журнале и с радостью подмечаю, что мои ребята увлечённо читают каждый номер «Мурзилки» и с нетерпением ждут следующего выпуска. Многие рубрики прочитываем и обсуждаем всем классом. Я думаю, что именно этот журнал поддерживает в детях самые главные человеческие ценности.

В № 3 за 2007 год редакция журнала «Мурзилка» объявила Общероссийский конкурс «Самый читающий класс». Решение о нашем участии в конкурсе было неслучайным.

Сейчас  много конкурсов, смотров, фестивалей, где можно увидеть работу учителя. Но работа детей там не видна. Конечно, в разных детских журналах есть для детей конкурсные задания, но они чаще  всего индивидуальные. Этот конкурс привлёк  нас  тем, что все без исключения почувствовали себя конкурсантами, дело-то  коллективное и, как нельзя лучше, перекликается с направлением работы  нашего клуба книголюбов.

Одно из заданий конкурса было: выбрать наиболее понравившуюся книгу и рассказать, почему советуем её прочитать всем друзьям «Мурзилки».

Сейчас очень много детской литературы широко известной, и чтобы дети не «заблудились» в этом разнообразии детских книг, конечно, я их направляю и часто произведения для домашнего чтения рекомендую сама. Но однажды Яна принесла в школу книгу «Про маленького поросёнка Плюха» (по мотивам сказок Элисон Аллит), книга о жизнерадостном, никогда не унывающем поросёнке Плюхе, с которым происходит много забавных приключений. Я вспомнила, что в детстве эта книга была у меня одной из самых любимых, издание 1965 г. до сих пор хранится  в моей домашней библиотеке.

Мы её прочли всем классом, и в основу всей нашей конкурсной работы была положена именно эта книга. Мы написали книгу «Про маленького поросёнка Плюха – 2», где каждый ребёнок писал свою главу – историю о поросёнке Плюхе. С целью расширения воспитательного пространства посетили городскую типографию, где у нас на глазах наша книга была переплетена. Диск с записью экскурсии мы также отправили на конкурс.

Редакция журнала отметила высокий уровень присланного на конкурс литературного портфолио, в котором были представлены итоги работы клуба «Мурзилка и компания», что обеспечило нам победу в данном конкурсе.

Это только малая крупица из всего многообразия работы клуба, которую я стараюсь планировать с учётом потребностей современного российского школьника.

Хотелось бы отметить, что учащиеся моего класса действительно полюбили книгу. Читают не потому, что их заставляют, а потому, что они сами испытывают потребность в этом.

P.S. На странице конкурса «Волшебное пёрышко» можно познакомиться с работой моей ученицы, воспитанницы классного клуба книголюбов Тушновой Арины, которая предлагает читателям портала стихотворение «Щенок».

Автор: Зобова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской области. Стаж работы 15лет.

О себе: Являюсь победителем ПНПО 2009 года, люблю читать, путешествовать, увлекаюсь новыми педагогическими технологиями.

Пупсик

4.1 из 5 звезд
(голосов: 94, сумма баллов: 382)
  • 22 июля 2010
  • 7245
  • 18

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (18)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Павловна 24.07.2010 в 23:13

"Браво" учителю! Интересный способ привлечения детей к чтению, "...всё новое хорошо забытое старое".

Светлана Григорьевна 26.07.2010 в 12:09

Как важно ребенка научить!А чтобы научить хорошо, надо заинтересовать. Я думаю что Ваши ученики с большим интересом выполняют творческие задания. МОЛОДЦЫ!

Лилия Юрьевна 04.08.2010 в 19:39

"Чтение- вот лучшее учение!"

Людмила 06.08.2010 в 11:58

Как учитель начальных классов знаю, насколько важно вовлечь ребёнка в удивительный мир детской литературы с первых дней его пребывания в школе. По всему видно, что Людмиле Геннадьевне это удаётся с лёгкостью. Спасибо!

Людмила 12.08.2010 в 11:16

Вам спасибо за положительный отзыв!

Елена Владимировна 07.08.2010 в 21:48

Так просто и здорово. надо только работать и работать. Результат не заставит себя ждать. Подобные мысли о чтении приходят и ко мне. Благо класс читающий и больших проблем не испытываю. Но ведь хочется детей еще и развивать. Очень мне понравился Ваш опыт работы. Спасибо. Успехов автору и талантливым деткам.

Людмила 12.08.2010 в 11:15

Рада быть полезной...с уважением.

09.08.2010 в 00:09

Людмила Геннадьевна, мне Ваша статья очень понравилась. Если бы все учителя начальных классов так работали, нам, учителям литературы, не приходилось бы сталкиваться с такими проблемами. Я от всей души желаю Вам победы на конкурсе и дальнейших творческих успехов.

Людмила 12.08.2010 в 11:14

Спасибо за теплые слова!

Наталья Владимировна Марьинских, Тюмень 11.08.2010 в 07:41

Людмила Геннадьевна! Спасибо Вам огромное за увлекательный рассказ о том, как Вы работатете с детьми и о том, как Вы помогаете им полюбить книгу, чтение. Для меня, читающего человека, эот всегда радость - видеть, что малыши могут, любят и читают. В своей семье я создала традицию чтения на ночь стихов и сказок, а после них мы уже поём песенки и завершаем поцелуем на ночь со словами напутствия для хорошего сна. Я - педагог-психолог и книги в своей деятельности обязательно использую и очень часто рекомендую читать - каждому своё: в связи с ситуацией. И Вам, хочу порекомендовать замечтальную книгу Элионор Портер " Поллианна", о девочке, которая играла в радость. Я советую с неё приобщать к чтению маленьких, а подросткам и взрослым читать тогда, когда душе плохо! Если Вы с ней знакомы, то тем более - я рада!
Искренне и от всей души желаю Вам УДАЧИ!
С уважением, Наталья Владимировна Марьинских.

Людмила 12.08.2010 в 11:14

Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за позитивный и подробный комментарий, книгу Элионор Портер " Поллианна" планирую прочитать вместе со своими учениками, спасибо за совет, будет чем занять моих книголюбов!

Ольга Анатольевна 13.08.2010 в 16:19

Замечательная работа! Вы помогаете деткам полюбить книгу, а это очень важно. Желаю Вам удачи в дальнейшей работе!

Людмила 14.08.2010 в 09:53

Огромное спасибо всем, кому понравилась заинтересовала моя работа. Очень рада, что мой опыт может быть полезен кому-то ещё.

Анна 30.08.2010 в 08:43

Рада за Ваших ребят, волшебство общения с книгой им знакомо с первых школьных дней!

Татьяна Сергеевна 04.09.2010 в 15:18

Интересная форма работы в рамках привлечения детей к чтению! Спасибо и удачи!

Людмила 10.09.2010 в 09:25

Коллеги, спасибо за отзывы!

Шишкина Ольга 20.09.2010 в 20:38

Людмила Геннадьевна, как замечательно что у Вас есть клуб книголюбов. Еще Максим Горький говарил "Всем хорошим в себе я обязан книгам". Так сейте хорошее, доброе, вечное в детях и успехов Вам в дальнейшей работе.

Ирина Адриановна 02.10.2010 в 21:16

Очень интересный мониторинг предметов начальной школы.
Вот только не совсем понятно почему за автора Людмилу Геннадьевну на комментарии отвечает Пупсик (Анна из Екатеринбурга)?

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!