Регистрация

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по повести «Путешествие Алисы» К. Булычева

  • 2 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Данное занятие проводится по программе внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение», 3 класс. Занятие включает в себя не только деятельность учащихся с текстом повести и рабочей тетради, но и используются сервисы веб.2.0 для активизации учащихся.

Тема занятия: Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева (заключительное занятие).

Цель занятия: Обобщение представлений обучающихся об особенностях фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации (хочу иметь такого друга, как Алиса, хочу быть таким, как Алиса).

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Коммуникативные: формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Регулятивные:

  • формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • развитие способности регулировать свою деятельность.

Предметные:

  • Формировать понятие «фантастическая повесть».
  • Находить признаки фантастической повести в тексте (в частности, фантастические существа).
  • Формировать умение характеризовать образ главной героини.

Предварительная подготовка к занятию: Чтение повести «Путешествие Алисы» и просмотр мультфильма накануне занятия, чтение текста главы повести «Кустики» в качестве домашнего задания.

Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Вдумчивое чтение» для 3 класса с текстом «Кустики». Для учителя: компьютер, экран, презентация, выставка книг писателя, иллюстрации, запись музыки из мультфильма «Тайна третьей планеты», отрывки из мультфильма для иллюстрации ответов, листы с заданиями группам.

Задачи использования ИКТ: 

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • повышение уровня знаний.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия

Звучит музыка из м.ф. «Тайна третьей планеты». 

Педагог: Почему на занятии звучит такая музыка? Вы узнали ее? У нас сегодня необычное занятие.  Девизом его я хочу взять слова: «Космос порой загадывает загадки». Чьи это слова «Космос порой загадывает загадки, которые простому земному биологу не по зубам…»? (Профессора Селезнева).

А вы любите загадки, готовы разгадывать их? Мы разделились на 2 команды: программисты и исследователи. Программисты приступают к заданию, и скоро они его нам покажут. Исследователи готовы? Посмотрите на доску.

На доске слова в 3 строки:

Джидай, Склисс, Говорун
Автолет, автобот, ушаны
Блук, Шелезяка, Эндор

Педагог: Определите жанр сегодняшнего произведения. (Фантастическая повесть). Посмотрим по словарю: фантастика: то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Согласны ли вы, что здесь слова из фантастической повести? А нет ли чего-то лишнего?

Дети находят в каждой строке лишнее слово и обосновывают свое мнение.

Ребята, кто сформулирует тему урока? (Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева.)

2. Формирование понятия «фантастическая повесть»

Педагог: Продолжаем разгадывать загадки. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете героев повести. Работаем в группах. (Каждой группе выданы листы с заданиями).

Игра «Найди пару» (вторая часть таблицы перепутана, листы по отдельности). Расставьте цифры.

механик

Полосков

космоархеолог

Зеленый

космозоолог

Громозека

капитан космического корабля

Селезнев

Проверка правильности выполнения. Фронтальный опрос.

механик

Зеленый

космоархеолог

Громозека

космозоолог

Селезнев

капитан космического корабля

Полосков

 

Педагог: В чем особенность повести Путешествия Алисы? Докажите, что это фантастическая повесть.

Примерный план ответа учащихся:

1) Действия повести происходит на разных планетах Солнечной системы и Галактики. Неизвестные, выдуманные планеты. Все они обжиты. На некоторых есть искусственная атмосфера.

2) Необычный транспорт: автолет, космокатер.

3) Необычные существа (Группа «Программисты» подготовила презентацию, дети рассказывают про птиц Крок и Говоруна, ушанов, Громозеку. (Каждая команда заранее готовит рассказ по плану: на какой планете живут, в чем их особенности). 

Презентация

4) Выдуманные растения: поющие кустики, зеркальные цветы.

5) Необычные космические профессии: космозоолог, космоархеолог.

Викторина «Узнай героев по описанию». Работа в группах. Каждой группе выданы листы с заданием.

1) Он невысокого роста, беленький, молчаливый и очень деликатный, никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте, часто бывает у нас дома и особенно дружит с Алисой. (Капитан Полосков).

2) Это мужчина большого роста, с пышной рыжей бородой. Он хороший механик и раз пять летал с Полосковым на других кораблях. Главное для него удовольствие — копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении. Это вообще-то отличное качество, но иногда он увлекается, и тогда какая-нибудь очень важная машина или прибор оказываются разобранными именно в тот момент, когда они очень нужны. (Механик Зеленый). 

3) Когда он кончил университет, то знал о животных столько, что смог написать о них свою первую книжку. С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но оноказался одним из первых. Он облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором. (Профессор Селезнёв).

4) С ней всегда что-нибудь случается, но все ее приключения пока кончались благополучно. Она полезный в экспедиции человек –  она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится. (Алиса).

Проверка правильности ответов викторины.

Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна Третьей планеты» (Союзмультфильм, 1981 г., режиссер Роман Качанов, автор сценария Кир Булычёв).

3. Характеристика образа главной героини

Беседа по воспросам: 

Педагог: Итак, повесть называется «Путешествие Алисы». Поэтому главная загадка на сегодня: Кто такая Алиса и почему ей посвящена повесть? Расскажите, что мы знаем о ней.

Дети: Алиса закончила 2 класс, она дочь профессора Селезнева, она добрая, хороший друг.

Педагог: Дома вы прочитали отрывок из повести «Кустики». Вспомните, кто рассказал Алисе и ее друзьям о кустиках? Чем были знамениты эти кустики?

Дети: О кустиках героям рассказал доктор Верховцев. Они были необычны –  могли передвигаться и всегда находили воду.

Педагог: Как повели себя кустики, оказавшись на борту космического корабля «Пегас»?

Дети: Кустики издавали звуки, похожие на пение, на кустиках распустились цветы (выборочное чтение отрывка из главы). Они пытались зайти в трюм.

Педагог: Почему кустики пели?

Дети: Так они передавали свое желание найти воду. 

Педагог: Давайте сравним поведение героев отрывка. Найдите в тексте и подчеркните, как повели себя взрослые и Алиса в этот момент (выборочное чтение и пересказ отрывка из главы).

Дети: Взрослые посчитали, что поведение кустиков опасно, они пытались защищаться, и прежде всего спасти Алису (выборочное чтение отрывка из главы).

Педагог: Как вела себя Алиса?

Дети: Алиса, в отличие от взрослых, не испугалась. Она сообразила, что нужно полить растения, и они успокоятся. Побежала за лейкой с водой (выборочное чтение отрывка из главы). Алиса оказалась более сообразительной, она умеет посочувствовать даже кустикам.

Педагог: Итак, сделайте вывод: Какие качества позволили Алисе стать героиней фантастической повести?

Дети: Алиса смелая, она не знает страха, как взрослые, именно поэтому она и спасла трех капитанов. Она открыта и дружелюбна, хороший товарищ, готова всегда помогать друзьям. Она добрая, умеет посочувствовать даже кустикам. Алиса верит в чудеса, именно поэтому ей подарили шапку-невидимку.

Педагог: Хотели ли вы иметь такого друга, как Алиса, и почему?

Дети: Да, хотели бы.

Педагог: Ребята, а вы знаете, как писатель придумал эту героиню? Оказывается, первая из повестей «Девочка, с которой ничего не случится», была напечатана в 1965 году. И серьезный ученый Игорь Можейко придумал ее для своей дочери Алисы, которая была тогда еще дошкольницей и просила, чтобы папа рассказал ей сказку. Вот так и появились повести о девочке, похожей на Алису, дочку писателя. Вы можете продолжить читать книги из серии о приключениях Алисы (презентация + выставка книг писателя).

4. Рефлексия

Педагог: Понравилось ли вам повесть? Продолжите предложение «После занятия мне захотелось…»

Дети: После занятия мне захотелось... в космос полететь... другие книги Булычева прочитать... посмотреть мультфильм... нарисовать рисунки к книге...

Презентация

Автор: Булатова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 49, г. Новоуральск, Свердловская область, первая квалификационная категория.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 05.12.2015 в 17:19

Здравствуйте,Татьяна Юрьевна.У Вас получилось достаточно интересное занятие,хотя, мне кажется,заданий на "вдумчивое" чтение можно было использовать побольше, например,какой-либо тест,задания на установление причинно-следственных связей и т.д.Скажите, получается,что "программисты" первую часть урока "работали" отдельно - создавали презентацию?Оправданно ли это?Может,пусть бы это лучше было подготовкой к уроку?И поясните, пожалуйста,что значит " Задачи использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;" ? Вы подразумеваете под этим создание детьми презентации?

Татьяна Юрьевна Булатова 06.12.2015 в 13:07

Здравствуйте, Любовь Владимировна, благодарю за отзыв. Согласна, конечно, можно создать презентацию и при подготовке к уроку, но тогда нужно будет выделить для этого дополнительное время. Суть данного этапа занятия именно в том, что группа учащихся работает в совместной google - презентации одновременно. Да, под использованием ИКТ я подразумеваю создание учащимися электронных продуктов на основе прочитанного произведения. Это может быть не только презентация, а так же кроссворд, викторина, 3-Д книга с использованием сервисов веб 2.0 непосредственно в сети Интернет. Чтобы дети могли всё это создать, они должны внимательно, вдумчиво прочитать текст. На данном занятии непосредственно "вдумчивое чтение" было ещё и по рабочей тетради, по отрывку текста. С уважением, Татьяна Булатова.

Никитина Ева Владимировна 05.12.2015 в 17:38

Современное занятие на неизменно вызывающую у детей интерес тему научной фантастики. Думаю, что прошло оно весело и, при этом, очень продуктивно. Но в прописанном виде это занятие вызвало несколько вопросов. Планируемые результаты познавательного характера мне показались дублирующими друг друга - или это так положено? Неточно прописано, когда команда "Программисты" готовит презентацию. Скорее всего, это было домашним заданием, но тогда к какому "Программисты приступают к заданию"? Игра "Найди пару" точнее бы назвать "Подбери профессию", а капитан Полосков не беленький (он же не зайчик), а блондин (или сам автор так его описывает?). Проверка правильности ответов викторины с помощью отрывка из мультфильма должна была занять довольно много времени ведь вопросов четыре, и для подтверждения ответов на последние два наверняка нужны были отдельные продолжительные эпизоды.
Но ещё раз отмечу, Татьяна Юрьевна, что урок очень интересный, а мои вопросы, возможно, вызваны тем, что я воспитатель, а не учитель (хотя по образованию и учитель - предметник).

Татьяна Юрьевна Булатова 06.12.2015 в 13:22

Уважаемая Ева Владимировна, благодарю за отзыв. Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
1. Спасибо за внимательное прочтение планируемых результатов занятия. Выбирала из программы. Может быть,они и дублируются.
2. Про презентацию я уже ответила в предыдущем комментарии Любовь Владимировне. Я считаю, что в каждом отдельном классе, ситуация будет зависеть об обстоятельств. Данное занятие планировалось именно так, как опубликовано.
3. Описание героев взято из книги Кира Булычёва. Отрывки мультфильмов были взяты очень короткие, буквально на 1 минутку (делала нарезку).
Еще раз благодарю за отзывы и вопросы. Мне это очень важно.

Никитина Ева Владимировна 05.12.2015 в 17:41

Ну вот и Любовь Владимировна задаёт один из "моих" вопросов... Вернее, я - один из "её" вопросов:). Пока комментировала, не заметила появление нового отзыва.

Галина Павловна 05.12.2015 в 21:33

Уважаемая, Татьяна Юрьевна! Спасибо за участие в конкурсе!
То, что занятие проводится по программе внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» уже говорит о том, что Вы на правильном пути. Конечно к такому урока велась подготовительная работа, поэтому каждая команда заранее готовила рассказ по плану и презентацию тоже, да и прочитана повесть тоже заранее, это понятно.
Занятие удалось, что не очень получилось, судить самому учителю. Но работа послана на конкурс, значит учитель доволен результатом. И Вам за это спасибо! Желаю удачи, Татьяна Юрьевна!

Татьяна Юрьевна Булатова 06.12.2015 в 13:26

Уважаемая Галина Павловна, спасибо большое за отзыв и пожелания.

Адамбаева Людмила Анатольевна 24.12.2015 в 18:24

Татьяна Юрьевна, добрый вечер. В реальном времени формировать читательскую компетентность у детей - сложная задача. Читательские интересы современных детей зачастую не соответствуют тем ценностным ориентирам, которые были и, я думаю, остаются незыблемыми на протяжении веков. Всколыхнуть детские души произведением К. Булычева - дорогого стоит. Результат сотрудничества учителя и учащихся на лицо. Безусловно, педагогическую идею удалось воплотить, задачи занятия выполнены. Были использованы продуктивные задания, красной нитью занятия прошла работа над развитием связной и грамотной речи, что обусловило предъявление осознанных речевых высказываний школьниками. Действительно, можно было обогатить занятие заданиями на установление причинно - следственных связей по прочитанному, но... педагогу, проводившему занятие видней. Спасибо за представленный материал. Удачи в конкурсе!

Татьяна Юрьевна Булатова 06.01.2016 в 19:59

Людмила Анатольевна, спасибо за отзыв и высокую оценку урока.

Гавриленко Елена Владимировна 10.01.2020 в 10:31

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!