Регистрация

Как повысить интерес учащихся к изучению литературы?

  • 20 июня 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению художественной литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Ещё А. А. Волков справедливо полагал, что невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему.

Так как же возбудить интерес учащихся к чтению?

Главная задача учителя, на мой взгляд, – сделать так, чтобы каждый урок литературы удовлетворял стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность.

Одной из форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, воспитывающих интерес к учебному материалу, является урок с элементами занимательности.

Первая попытка осмыслить проблему занимательности была предпринята В. Ф. Одоевским. В человеке, утверждал он, заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка занимательным.

Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка и литературы (игры, упражнения, состязания, конкурсы, игры-путешествия, шарады, загадки и др.) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.

Вводить элементы занимательности необходимо с самого первого урока литературы. Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения.

Показываю рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная, говорят, кто её написал. Можно немножко усложнить эту игру, предложив назвать не только автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображён на рисунке, пересказать этот эпизод.

Пилипенко Наталья Викторовна.

Можно подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках, и организовать игру под названием «Вернись в сказку». Увидев на рисунке предмет, дети должны назвать сказку, где о нём говорится. Например, яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и т. д. (одни и те же предметы или волшебные вещи встречаются не в одной сказке, поэтому можно устроить конкурс: кто назовёт большее количество сказок). Аналогичную игру можно подготовить по басням И. А. Крылова. Это побуждает учащихся прочитать большее количество басен.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны. Вот почему уроки лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.

Например, на уроке литературы я показываю учащимся мешок и спрашиваю: «Ребята, чей это мешок?» Класс молчит, тогда предлагаю учащимся проверить, что в нём, а заглянув, начинаю вытаскивать из него «потерянные вещи» и предлагаю детям вспомнить героев, которым они принадлежат, название сказки, где с этими героями можно встретиться. Задание можно усложнить предложением не только назвать сказку, но и определять её вид (сказка о животных, бытовая, волшебная).

Когда учащиеся познакомятся с видами сказок, можно провести игру «Кто в какой сказке живёт». Пособия для этой игры составляются из картинок или рисунков ребят. Это изображения птиц, зверей, домашних животных, предметов быта, «волшебных вещей». Увидев рисунок, дети называют сказку, её вид. Эта игра помогает ребятам постичь красоту и выразительность русской речи. Они вспоминают, что такое постоянные эпитеты и в каких сказках их можно встретить.

После изучения литературной сказки можно использовать индивидуальные задания с привлечением портретов писателей и иллюстраций к их произведениям. Учащиеся должны совместить иллюстрации с портретами писателей, к произведениям которых созданы эти иллюстрации.

Это же задание можно сделать моделью занимательного творческого процесса: «Мы с вами составляем задание для будущих учеников. Составьте для них викторину. Подготовьте карточки с отрывками из произведений, которые вы прочитали, пронумеруйте их». Получив 5-6 карточек, ученики других (возможно, параллельных) классов на листке должны будут записать их номера и рядом – названия произведений, фамилию автора, а возможно, и сцену, о которой идёт речь.

Возникает творческий интерес учащихся. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», а это заставляет их ответственнее относиться к выполняемому заданию, побуждает к чтению произведений не только школьной программы.

На уроке у Н.В. Пилипенко

Программа по литературе требует от учащихся знания важнейших признаков литературоведческих понятий. Нужно, чтобы учащиеся не просто заучили их, а вникли в суть этих понятий. Чтобы понятия запомнились, можно изготовить следующее пособие. Оно представляет собой кармашки, на каждом из которых написано определение литературоведческого понятия, и картонные вкладыши с надписями «сказка», «загадка», «эпитет», «метафора» и др. Требуется разложить вкладыши в кармашки с объяснениями.

Можно также использовать индивидуальное задание – «Литературное лото».

Иллюстрация большого формата наклеивается на картон и разрезается на несколько одинаковых карточек. На обратной стороне каждой карточки написано какое-нибудь литературоведческое понятие, знакомое ученикам.

Другая часть игры – большая карта (её можно сгибать пополам), половина которой расчерчена на квадраты такого же размера, как карточки, и в таком же количестве; на них написаны определения понятий. Ученик получает карточки с фрагментами иллюстрации и большую карту. Нужно разложить карточки на расчерченную часть карты изображением вниз, так, чтобы понятие и толкование совпали. При проверке учитель закрывает карту второй половиной и, осторожно перевернув, чтобы изображение получилось наверху, открывает половину карты. Если понятия и объяснения совмещены правильно, получается целая иллюстрация.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё отношение к миру. Необходимо как можно чаще давать ученику возможность стать автором не только сочинений, но художественных произведений, высказываний. Сочинить сказку, стихотворение, загадки, былину (соблюдая стилевые и языковые возможности), сделать книжки-малышки, украсив их иллюстрациями, инсценировать отдельное произведение или отрывок из него.

Ученики Н.В. Пилипенко

Рисовать иллюстрации к произведениям учащиеся очень любят. Здесь тоже есть очень много возможностей для творчества. Можно дать задание не просто нарисовать иллюстрацию к произведению, но предложить учащимся, например, изобразить то, что главный герой мог видеть, оказавшись в той или иной ситуации.

На уроке обязательна защита таких иллюстраций. Когда учащиеся научатся защищать свои иллюстрации, задание можно усложнить, предложив учащимся более сложные формы, например, создание диафильма.

При оценивании творческих работ учащихся учитель должен помнить, что его оценка может сформировать у учащихся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Поэтому на начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детскими руками. Возможно, на первых порах следует отказаться от критики. В дальнейшем же, когда между учителем и учениками закрепятся доверительные отношения, можно сравнивать выполненное творческое задание с поставленной задачей.

Следующим этапом повышения интереса к изучению литературы считаю участие в различных конкурсах по предмету, как городского, так регионального и всероссийского уровня. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии очень стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

Если уроки литературы станут для каждого учащегося источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, то проблема интереса к предмету отпадёт сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.

 

Автор: Наталья Викторовна Пилипенко, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МОУ «СОШ № 33» Республики Татарстан города Набережные Челны, стаж работы по специальности – 8 лет.

О себе: Я 8 лет работаю учителем русского языка и литературы. Проблема, с которой сталкиваюсь на протяжении всего этого периода – снижение интереса учащихся к чтению художественной литературы. Мне кажется, что моя статья будет интересна не только учителям русского языка и литературы, но и учителям начальных классов, так как наша общая задача – воспитание гармонически развитой личности.

Участие в творческих конкурсах считаю важным аспектом повышения интереса к изучению литературы. Мои ученики принимают участие в различных конкурсах. Только в 2009/2010 учебном году мы участвовали в 19 конкурсах различного уровня. Есть и достижения: моя ученица Краснова Валерия стала лауреатом литературного конкурса «Волшебное пёрышко», а ученица 11 класса получила диплом III степени в олимпиаде МГУ. Есть победители и призёры городских и республиканских конкурсов.

Фото автора

Наталья Викторовна

3.7 из 5 звезд
(голосов: 79, сумма баллов: 295)
  • 20 июня 2010
  • 14878
  • 35

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (35)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 21.06.2010 в 22:15

Наталья Викторовна!
Мне понравилась Ваша работа, т.к. статья не ради статьи, а настоящий обмен опытом.
Спасибо!

Валентина Васильевна 29.08.2010 в 21:43

Наталья Викторовна!
Уверена, что вашим учащимся очень интересно на уроке, где можно спорить, фантазировать и творить!

Наталья Андреевна 13.07.2010 в 22:52

Дети заслушались. Браво учителю!

Александр 24.07.2010 в 20:44

Была бы Лапочкина хоть немножко похожа на тебя. Результат был бы наверно лучше.

Ксения 29.07.2010 в 10:03

Молодец!

Светлана 29.07.2010 в 13:08

Статья меня просто потрясла! Я подумала, если бы каждый учитель так творчески, увлекательно подходил к процессу обучения - ЦЕНЫ бы не было нашим замечательным педагогам!!! И результат был бы совершенно иным... БРАВО УЧИТЕЛЮ!!!

Галя 04.08.2010 в 21:51

В статье поднята важная проблема - воспитание интереса к чтению, что очень важно и на мой взгляд.

Ольга Александровна 08.08.2010 в 23:47

Ваша статья очень интересна.

111 19.08.2010 в 17:54

Так просто и так интересно...Спасибо, Наталья Викторовна! Желаю творческих успехов Вам и вашим ученикам во всех начинаниях. Дерзайте!

Андрей Ганеев 29.08.2010 в 17:18

Очень внимательно слежу за вашими методическими работами. Статья зачетная. Так держать.

Андрей Ганеев 29.08.2010 в 17:22

Думаю по данной методике можно повышать у детей интерес к изучению не только литературы но и других дисциплин.

Rezida 29.08.2010 в 19:59

Очень интересная и содержательная статья. Желаю дальнейших творческих успехов!

АннА 29.08.2010 в 20:16

Уважаемая Наталья Викторовна!
Целиком и полностью поддерживаю Ваши Творческие уроки! У таких учителей и дети будут творцами!
Даёшь Русскую Созидательную Литераьуру! :)))

Татьяна Спорынина 29.08.2010 в 21:26

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за Вашу опубликованную работу. Действительно, важно уметь удивить детей :) Особенно новизной. Успехов ВАМ!

Ольга Владимировна 30.08.2010 в 06:35

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за Вашу работу. Очень интересная!

Владимир 30.08.2010 в 07:04

Наталья Викторовна, браво!
Я так жалею, что у меня в начальной школе не было ТАКОГО учителя. Зато у меня был блестящий учитель в старших классах.
Мне бы очень хотелось, чтобы учителя нашей школы перенимали Ваш опыт.
Вашим ученикам можно позавидовать!
Спасибо за то, что делитесь своим опытом. Не останавливайтесь! Продолжайте! И Вы всегда найдете благодарный отклик у творчески работающих учителей!

Марина Александровна Шайдурова 30.08.2010 в 08:00

Наталья Викторовна, Вы - МОЛОДЧИНА!!! Развивая познавательную деятельность, Вы развиваете и творческие способности своих учеников. Вы используете новые технологии: ИКТ (на фотографии хорошо видно), ЛОП, прослеживается дифференцированный подход в обучении. Представляю как интересно детям на Ваших уроках! Вам "5+" !!! С уважением, Шайдурова М.А.

Болутанова Надежда Викторовна 30.08.2010 в 12:38

Наталья Викторовна, спасибо за интересный и содержательный материал. Дальнейших творческих успехов!

Елена Леонидовна 30.08.2010 в 14:04

Спасибо за замечательный материал! Успехов!!!

Жуков Владимир Туймурзович 30.08.2010 в 16:18

Наталья Викторовна, интересная и актуальная статья для учителей русского языка и литературы. Спасибо!

Галина Белоногина 30.08.2010 в 16:28

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за доклад, за возможность познакомиться с Вашим опытом! Прочитала с большим интересом, поставила 5, тему актуальная, и то, что Вы предлагаете, должно обязательно сработать!!!
Я работаю в среднем звене, но некоторые Ваши приемы буду обязательно использовать (например, задания для детей другого класса)!
Ведь дети, которые любят читать, с удовольствием изучают любые предметы и будут хорошими читателями, когда вырастут.
Желаю Вам творческих успехов!!!

Елена Игоревна 30.08.2010 в 16:29

Думаю, что статья актуальна не только для учителей-русоведов, но для лингвистов вообще, хотя более насущным было бы обсудить проблему не просто чтения , а критического, осмысленного чтения. Ваши творческие задания вполне можно повернуть и в это русло. Желаю дальнейших успехов!

Тамара Анатольевна Коростелёва 30.08.2010 в 16:53

Уважаемая Наталья Викторовна, с большим интересом прочитала Вашу статью. Бесспорно, на основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Именно на основе чтения при умелом руководстве учителя формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы детей. Успехов Вам в этом нелёгком деле, коллега!

Ирина Михайлис 30.08.2010 в 19:50

Наталья Викторовна, предложенная тема актуальна на сегодняшний день. Обязательно воспользуюсь некоторыми приёмами на уроке литературы. Почему не осветили работу с родителями по данной проблеме, наверняка есть что-то в копилочке!

Татьяна 31.08.2010 в 15:18

Спасибо, Наталья Викторовна. Думаю. что вашу методику можно использовать не только на уроках литературы.

31.08.2010 в 16:50

Уважаемая Наталья Владимировна! С интересом прочитала Ваш материал. Очень понравилась Ваша методика работы. Для меня, как историка, много ценного и полезного. Так, по примеру литературного лото можно провести историческое лото и т.д. Ваша методика реально поможет Вашим ученикам повысить интерес к литературному чтению. Желаю Вам победы на конкурсе!!!

Людмила Михайловна 31.08.2010 в 19:14

Наталья Владимировна, ознакомилась с актуально поднятой проблемой.Вы горите душой и ДОБРОТОЙ к детям!

Людмила Михайловна 31.08.2010 в 20:30

Продолжаю. Чтение и компьютер- что интереснее? А раньше было домашнее чтение: всей семьей читали вслух по очереди и пересказывали.

Раиса Акрамовна 12.09.2010 в 20:16

В статье затронуты актуальные проблемы образования:мотивация к изучению предмета, развитие творческого потенциала у обучаемых, личностное развитие. Считаю, что позиции автора по заявленной проблематике в достаточной степени раскрыты, инициируется собственный педагогический опыт, возможность его (опыта)тиражирования. Наталья Викторовна, это поистине Ваша педагогическая инициатива. Дальнейших Вам начинаний и педагогических идей!

nmai1972 15.09.2010 в 23:05

Здравствуйте! Ваша работа интересна, одинаково понятна и доступна как для учителя, так и для родителей. Спасибо за то, что поделились Вашим педагогическим опытом!

Людмила Сапронкина 17.09.2010 в 21:07

Наталья Владимировна
Мне понравилась Ваша статья. Разделяю Ваше мнение, что с помощью занимательных элементов можно развить интерес к чтению, к осмысленному чтению. Много интересных находок! Думаю, что Вы сами- творческая личность, и дети Ваши вырастут такими же.
Удачи!!
Людмила Ал.

Наталья Васильевна 19.09.2010 в 12:03

Очень нужно развивать интерес к чтению! Хорошая статья . Успехов Вам, Вашим детям и Вашим ученикам.

Ирина Адриановна 02.10.2010 в 20:55

Уважаемая Наталья Викторовна! Судя по фотографии, на своих уроках Вы используете ИКТ. Значит, Вы создаёте и презентации по темам! Поделитесь, пожалуйста, своими практическими наработками. Ваш опыт очень полезен начинающим коллегам.

Ольга Витальевна 07.11.2011 в 17:10

Наталья Викторовна, вы молодец! Наши взгляды похожи. Творческих вам успехов!

Евгения Сергеевна 27.06.2014 в 13:55

Умение преподнести литературу - это тоже талант! Спасибо!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!