Регистрация

Урок литературы в 3 классе «Описание природы в стихотворении С. Есенина «С добрым утром»

  • 13 августа 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе» 

Тема урока: «Описание природы в стихотворении С. Есенина «С добрым утром».

Тип урока: ОНЗ.

Цель урока: создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к стихотворной лирике.

Задачи урока:

1. Формируем первичные представления о специфике лирических стихотворений; о средствах художественной выразительности.

2. Формируем коммуникативные УУД при работе в группе.

3. Воспитываем любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметный: обучающиеся получат возможность пронаблюдать, как при помощи художественных средств можно представить картины утра; научатся видеть в произведении эпитеты, сравнения, олицетворения.
  • Метапредметный: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение осознанно выполнять операции согласно инструкции; сотрудничать.
  • Личностный: готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Оборудование урока: презентация по теме урока, словари, памятки, учебник по литературе, аудиозаписи, документ-камера, компьютер, экран или интерактивная доска.

Подробная карта урока литературы

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1

Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Слайд №2

Включение в деловой ритм.

На доске: «С добрым утром!». Прочитаем выразительно!

-Что записано?

- К кому адресовано?

Доброе утро! Солнцу и птицам,

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Подготовка класса к работе.

Чтение детей.

Высказывают предположения.

Личностные: готовность к саморазвитию; коммуникативные: адекватная реакция на речь других людей.

 

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд №3-4

Выявляет уровень знаний

Начинаем изучение 3 раздела.

Откройте разворот С.86-87

Как называется? (природа летом).

О чем будем читать?

Рассмотрите иллюстрацию

Какое настроение у этой иллюстрации?

Какие особенности именно у летней природы?

Кому интересно читать описание природы поднимите 2 руки, неинтересно -1 руку, затрудняюсь ничего не поднимать.

Чтение авторского текста на слайде

Высказывают предположения.

 

 

Регулятивные: высказывать своё предположение на основе жизненного опыта;

 

3

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

(портрет автора)

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

 

 

 

 

Аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №9

 

(Каждое слово слайд 10-13

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Возникло противоречие (одним нравится, а другим нет).

-Что сделать, чтобы его разрешить?

(исследовать эту проблему)

Каким образом?

(прочитать описание природы в произведениях и понаблюдать интересно ли их читать) Это цель одного урока?

Сегодня будем читать произведение, заглавие которого на доске «С добрым утром!».

Что нужно сделать, чтобы эта запись стала названием произведения?

 

Автора, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение Николая Леопольдовича Брауна.

В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – “…”   (Есенин)
Всей России встают черты…

Это Сергей Александрович Есенин.

 Что знаете об этом авторе?

(Писал стихи о природе)

Читали ли вы его произведения?

Сергей Есенин (родился

3 октября 1895) . прожил очень недолго 30 лет. воспевал в своем творчестве русскую природу.

Он сумел взять у природы  даже черты своей     внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берез. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…Строчки из стихотвоения.

Проанализируйте и сформулируйте тему урока литературы?

«Описание природы в стихотворении С. Есенина «С добрым утром».

- А понятно, о каком утре будем читать?

(летнем из раздела)

 Вспомним летнее утро. Какое оно?

Отправимся вместе с  С.Есениным встречать рассвет.

Послушайте произведение и представьте себе картину того, что увидел автор рано утром.

Чтение стихотворения диктором.

Кивните, кому понравилось?

Какие картины вы представили, расскажите друг другу в парах.

Что помогло нам представить?

- Что же мы будем исследовать? (слова и выражения, язык автора, т.е анализировать стихотворение).

Для чего мы это делаем? (чтобы понять основную мысль)

Как вы думаете, какова будет цель урока? (пронаблюдать, как автор описывает природу словами)

 

 

С.88 Перечитайте текст.

Найдите слова, лексическое значение которых вызывает затруднение?

назовите их.

Затон- заводь. 1-1

Брезжит 2

Плетень 3

Перламутр 3

Что нужно сделать, чтобы понять их значение? (найти в словаре). Не забывайте правила работы со словарём.

Какое знание вам поможет? (алфавит)

Зачитайте.

Затон - глубоко вдавшийся в сушу речной залив, заводь. Значит затон и заводь синонимы.

Брезжит рассветать, чуть светится, (распространяет слабый свет)

Плетень–изгородь из сплетенных прутьев и ветвей (забор)

Перламутр это ценное вещество с переливчатой окраской.

Теперь нам понятны все слова.

Высказывают предположения

 

Дети закрывают глаза и представляют.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают добавить имя автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

 

Опора на жизненный опыт

Тихое, прохладное, полутемное, сумрачное,

розовое, влажное?

 

 

 

 

 

Обмениваются мнениями в парах

(Воображение, слова и выражения, язык автора)

 

Т.е нужно:

1. проанализировать стихотворение,

2. понять мысль и настроение автора,

3. поработать над выразительным чтением

Чтение текста

Называют слова

Работа со словарём в парах.

 

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные: выдвижение гипотез.

4

 

 

 

 

 

 

 

5

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Физминутка

 

 

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 исследовать будем по группам.

 

 

 

 

 

Вспомним правила работы в группах Важное правило – хлопок в ладоши.

 

Планируют способы для достижения цели

 

 

 

 

 

 

памятка на столе в каждой группе

Регулятивные: планирование, прогнозирование деятельности;

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя инструкцию и жизненный опыт;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд №14

 

Организует деятельность в группах.

Каждая группа получает своё задание.

Время работы 7 минут.

 

1. Найти эпитеты.

2. Найти олицетворения.

3.Определить настроение.

4. Услышать звуки.

5. Выбрать слова, которые передают цвета.

6. Пронаблюдать как движется взгляд автора.

7. Найти сравнения.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с инструкцией.

 

Регулятивные: контроль, коррекция;

Познавательные:  умение осознанно выполнять операции согласно инструкции;

Коммуникативные: управление поведением партнёра, оценка действий партнёра.

7

Первичное  закрепление.

Выступление групп

Листы с работой с помощьюдокумент-камеры появляются на экране.

Задания и эталон для сравнения своей работы на слайдах 15-28

 

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Самостоятельная работа закончилась, но ведь вам интересно узнать, что делали другие группы, правда?

Расскажите по плану:

  • какое задание,
  •  что наблюдали, что сделали

Оцените работу группы в листах самооценки. Так же оценю вас я.

Мы выслушали все группы.

Что можно сказать о языке автора, о словах, которые использовал С.Есенин?

(слова точные, красивые, с их помощью можно увидеть картину и услышать звуки, порадоваться красоте обычного утра).

Есенин видел какое-то особенное утро или мы тоже можем его увидеть?

Какова основная мысль этого стихотворения?

Вывод: Нужно быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы заметить красоту природы, её пробуждение.

Пробуждение природы похоже на пробуждение человека. Воспевание истинной красоты природы, сливается в гармонии с пробуждающейся и открытой душой лирического героя.

Стихи Есенина ритмичны и музыкальны. Очень часто композиторы сочиняют песни, романсы. Предлагаю послушать.

Проговаривают пошагово  результат своих  действий.

Консультант оценит работу группы по плану:

  • сотрудничество (смогли легко найти общий язык или долго выясняли, кто что делает)
  •  правильность выбора

(без затруднения выбрали нужный вариант для работы в группе или потребовалась помощь консультанта);

Формулируют вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают романс на стихи С.Есенина

Регулятивные:  контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания,  перерабатывать полученную информацию;  делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, умение осознанно и произвольно строить собственное речевое высказывание.

8

 

 

 

 

9

 

Рефлексия деятельности (итог урока)

Домашнее задание на выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №29

 

 

 

 

 

 

 Слайд №30

Организует рефлексию.

Наш  урок подходит к концу.

Кто получил удовольствие от встречи с С.Есениным покажите это своей улыбкой?

-Какую цель ставили? Достигли ли её?

- Какое противоречие было на уроке?

-Кому было интересно читать описание природы в стихотворении Есенина поднимите 2 руки, не понравилось 1 руку?

-Как вы думаете, какое домашнее задание можно предложить? (выучить стих.)

Над чем надо ещё поработать прежде чем выучить? (над выразительностью)

Это цель нашего следующего урока.

 А домашнее задание на выбор:

Проиллюстрировать это стихотворение или найти художественные и музыкальные произведения, которые соответствуют содержанию стихотворения.

Я хочу закончить урок строчками из стих. С.Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье,
Обещает встречу впереди.

И действительно встречи с этим замечательным поэтом будут продолжаться.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты.

Регулятивные: учиться давать оценку собственной деятельности на уроке.

Презентация к уроку

Автор: Голенцева Ольга Витальевна, учитель начальных классов высшей категории МАОУ СОШ №69 г. Екатеринбурга.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 20.08.2015 в 20:20

Прекрасный образец современного урока!

Адамбаева Людмила Анатольевна 12.11.2015 в 15:52

Ольга Витальевна, добрый вечер. Познакомилась с конкурсным материалом. Порадовало, что, педагоги уже легко ориентируются в технологической карте урока, понимают её профессиональное предназначение, что позволяет коллегам легко "побывать" на уроке. "Посетив" Ваш урок поняла: насыщен, содержателен, интересен, художественен, информативен, продуктивен. Теперь по - порядку. Урок структурирован четко, логика выстроена грамотно, речь учителя насыщена художественными терминами, познавательная информация в меру, присутствуют разные формы работы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся. Очень важная позиция - на протяжении всего урока красной нитью проходит развитие речи обучающихся по всем показателям! Спасибо за профессионализм. Удачи в конкурсе.

Никитина Ева Владимировна 13.11.2015 в 20:42

Урок хорошо продуман и правильно выстроен, что наверняка должно порадовать главного члена нашего жюри - Посашкову Е.В. Но всё-таки ещё хотелось бы, чтобы конспект читался легко, без запинок на ошибках в письменной речи: повсюду написание строк с маленькой буквы после точки, есть нарушения в согласовании слов, ещё грешите неправильным порядком слов, путаницу в понимании вызывает предложение "Так же оценю вас я" (после самооценки детьми своей работы в группах) - вы также (тоже) их оцените или проставите в журнал и оценки? Не сочтите за придирку, но помимо содержания мы оцениваем и грамотность изложения материала. Во всём остальном согласна с предыдущими комментариями.

Любовь Владимировна 06.12.2015 в 06:36

Конечно,очень неловко читать конспект урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ с таким множеством речевых ошибок. Насколько я знаю,задачи урока = это те действия,которые ведут к поставленной цели урока. Тогда как 2 и 3 задача помоают "создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к стихотворной лирике"?1 задача - ясно обозначено слово "формируем первичные представления",но в конспекте (работа в группах) ученикам предлагается уже определить средства выразительности в стих-ии,руководствуясь лишь памяткой. Это очень сложно и методически неправильно. Задания для работы в группах должны быть однотипные,ведь подобрать "цвет" и найти олицетворение - это абсолютно разные вещи. Если говорить о цвете - здесь не может быть правильного ответа,это индивидуальное восприятие,и отметке оное не подлежит. Кстати,отметок как таковых почему-то не было.Рефлексия - ну совсем слабая,и невнятно заявлена самооценка.Интересны задания по ходу урока,но не совсем удачно использованы при работе в группах.

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:49

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!