Регистрация

Педагогический проект «Богатыри земли родной»

  • 8 мая 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»

Номинация «Педагогический проект в начальной школе»

Предметная область: русский язык и литература, история, краеведение.

Участники проекта: возрастной диапазон обучающиеся 3-6 классов.

Сроки реализации проекта: январь-апрель 2015 года.

Цели проекта1) создание условий для развития исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ООО; 2) нравственно-патриотическое воспитание учащихся, сохранение исторической правды малой родины, всей страны.

Задачи проекта:

  • организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода и проектно-исследовательского метода;
  • подбор методико-педагогического инструментария, способствующего развитию исследовательской компетенции учащихся;
  • вооружение учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;
  • формирование у учащихся функциональных навыков исследования как универсальных метапредметных умений и навыков учащихся при работе с текстом, информацией;
  • подготовка учащихся к успешному участию в олимпиадах, конкурса, играх, конференциях;
  • проверка эффективности данного педагогического проекта в плане развития исследовательской компетенции и нравственно-патриотического воспитания учащихся.

Описание проекта

Данный проект предполагает развитие исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе, развитие социализации личности учащихся в процессе нравственно-патриотического воспитания школьников. По своему типу проект является практико-ориентированным. Проект реализуется параллельно с двумя другими проектами, посвящёнными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Слово о ПОБЕДЕ» и «Их именами названы улицы нашего города». Дети имеют право выбрать один из 3-х понравившихся проектов.

Возрастные особенности учащихся 3-6 классов уже способствуют их участию в исследовательской деятельности (и учебно- и проектно-), что позволяет им сформировать аналитические умения, расширить общий кругозор, совершенствовать самостоятельность; сформировать собственное мнение об окружающем мире; позволяет развить креативные способности, целеустремленность.

Таким образом, дети, вовлечённые в исследовательскую работу, овладевают не только специальными знаниями по предмету «Русский язык» или «Литература», но и приобретают надпредметные и метапредметные компетенции, а это уже требования нового федерального государственного образовательного стандарта, который уже реализуется в начальной школе и планируется ввести в основной школе в 2015-2016 учебном году в обязательном порядке, где большое внимание уделено деятельности педагога в нравственном воспитании учащихся.

Собранный материал может использоваться и ребятами, и учителями в качестве примеров на уроках, на внеклассных занятиях, на кружковых занятиях по русскому языку, литературе, по истории, краеведению при изучении различных тем, например: «Лексика. Лексическое значение слова», «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки», «История моей семьи в истории страны» и т.п. Материал привлекает внимание к важной проблеме – сохранение правдивой истории своей страны

Информационные технологии

При реализации проекта большую помощь оказывает информационно-коммуникативная технология, что позволяет использовать компьютер как источник учебной информации (расширенный доступ к сети Интернет), наглядное пособие (возможность мультимедиа), индивидуальное информационное пространство, инструмент учащихся для создания презентаций, текстовый редактор, средство коммуникации и связи между учителем и учеником, между учащимися.

Кредо проекта: «Хотим всё знать!»

Актуальность и оригинальность проекта

Великая Отечественная война – великое и страшное событие в истории нашей страны. В наших семьях, моём классе, моей школе, в моей стране принято с уважительным почтением и благодарной памятью вспоминать это событие. Война 1941-1945 годов со стороны русского народа носила освободительный характер, захватнической она была со стороны фашистской Германии. Советские воины защищали ценой собственной жизни свою родину, свой народ, своё будущее – нас, поэтому недавно придуманные факты о советских воинах-захватчиках-террористах, угнетавших чуть ли не всю Европу, вызывают негодование. Фальсификацию исторических фактов Великой Отечественной войны я считаю тоже своего рода захватнической войной только в отношении исторической правды.

Великая Отечественная война имеет огромное значение не только в масштабе нашей страны, но и в масштабе каждой российской семьи.

Своим проектом я хочу внести пусть маленький, но вклад в дело сохранения исторической памяти о роли народа России в победе над захватчиком фашизмом.

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  1. Повышение интереса к получению знаний (понимание престижности знаний).
  2. Развитие представлений о межпредметных связях, о способах сбора информации.
  3. Развитие коммуникативной направленности, социальной активности.
  4. Развитие научного мышления и творческого подхода к собственной деятельности.
  5. Освоение новых информационных технологий, рациональных путей решения поставленных задач (умение рационально проектировать (планировать) свою деятельность).
  6. Формирование умений собирать нужную информацию, необходимые факты, анализировать их, делая выводы.
  7. Умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.
  8. Повышение уровня воспитанности учащихся (анкета определение уровня воспитанности учащихся).
  9. Составление учебно-исследовательской информации учащихся (результаты проекта после его реализации ).

Учебные материалы - компоненты педагогической деятельности в реализации данного педагогического проекта в сотрудничестве с учащимися:

  • планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;
  • создание условий для исследования через систему уроков и внеурочной деятельности: положительная мотивация учащихся; представление учебных тем в виде гипотез, которые учащиеся должны либо подтвердить, либо опровергнуть на примере анализа информационного материала; дифференциация и индивидуализация домашних заданий;
  • внеурочная работа с учащимися по оказанию помощи в поиске необходимой информации;
  • дополнительные занятия по предмету;
  • самооценка (рефлексия) и анализ эффективности работы.

Используемые методы: проблемно-поисковый; метод «учимся вместе»; метод («дерево решений»); метод формулы «ПОПС»: 

П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…

О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Это простая, но эффективная форма работы с детьми, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме.

Реализация проекта

1 этап. Задание: определить этимологию и лексическое значение слова «богатыри», указав не менее трёх источников.

2 этап. Задание: подобрать пословицы и поговорки со словом или значением «богатырь» в языках разных народов.

3 этап. Задание: составить собственные пословицы, краткие изречения со словом или значением «богатырь».

4 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о богатырях русского и татарского народов из УНТ.

5 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о «богатырях» русского и татарского народов во время Великой Отечественной войны 1812 года.

6 этап. Задание: подготовить сообщение, презентацию о «богатырях» русского и татарского народов во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Можно использовать семейные истории.

7 этап (заключительный). Задание: подготовить выводы в форме проекта, альбома, учебно-исследовательской работы по предыдущим 6 этапам проекта.

8 этап. Защита проектных работ отдельных учащихся в рамках предметной недели в научно-практической конференции школы № 21 г. Альметьевска.

Найти репетиторов для дошкольников и школьников по всем предметам можно тут.

Литература:

1. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.

2. Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. / Т.Л.Фёдороа, О.А.Щеглова. — М.: ЛадКом, 2008. — 607 с.

3.  Петрова М.В. Словарь синонимов. / М.В.Петрова. — М.: Рипол Классик, 2014. —  256 с.

4.  КругловЮ.Г.«Русские народные пословицы и поговорки»./ Ю.Г.Круглов - Москва: «Просвещение», 1990.- 333с.

5.  1000 пословиц и поговорок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1999. - 224с.

6.  Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в мир пословиц и поговорок»./Воронкевич О.А - С-ПБ, «Детство_ПРЕСС», 2002, 160с.

7.  «Пословиц мудрые уроки»: Методические материалы. – Иркутск, 2001. – 280с.

Автор: Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории (бронзовый сертификат качества соответствия No.14582 от 30.07.2014г "Образовательные услуги для детей" СТП.ССИТ.16.12.), МБОУ СОШ №21, г. Альметьевск Республики Татарстан. Педстаж 20 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Маслова Лариса Андреевна 19.05.2015 в 21:56

Наталия Петровна, у вас интересный проект. Его тема актуальна всегда, особенно в этом юбилейном году. Понравилось современное оформление в соответствии с требованиями ФГОСов. Но не хватило фотоматериала, для полного восприятия. Спасибо.

Светлана Александровна 24.05.2015 в 12:54

Уважаемые авторы! Теоретическая часть вашей работы логична и подробна, но практически не подкреплена: презентация, исследовательская работа, альбом о которых идет речь не представлены, хотя бы фрагментарно, удачи и новых интересных проектов!

04.06.2015 в 22:16

Уважаемая Наталия Петровна! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш проект актуальный, патриотический, методически грамотно оформлен. Несомненным достоинством Вашего проекта является его оформление в соответствии с ФГОС. Но, соглашусь с мнениями экспертов, Вы представили, скорее, тезисы проекта, нежели сам проект. Хотелось бы увидеть подробное описание этапов проекта, фотоматериал, результаты проекта. Удачи в конкурсе!

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:47

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!