Регистрация

Сценарий мероприятия по сказкам Р. Киплинга

  • 16 ноября 2016

Цель мероприятия: формирование у воспитанников детского дома положительного отношения и интереса к художественной литературе и окружающему миру.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с природой индийских джунглей через творчество английского писателя Р. Киплинга;
  • сформировать положительное отношение к персонажам-животным книг Киплинга;
  • дать понятие о том, что законы нужны и миру животных, но и миру людей.

Оформление: На заднике сцены изображены джунгли, в зале развешены листья, веревочные «лианы».

Книжная выставка: «Открывая книгу джунглей».

Музыкальное оформление: Э. Денисов. Пение птиц.

Клуб «Сказка» посещают дошкольники и учащиеся 1-4 классов. Все материалы по детской литературе можно найти здесь.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Английский писатель Редьярд Киплинг писал книги для взрослых и детей. Для самых маленьких он сочинял сказки, для детей постарше – рассказы. Самые интересные из них – это рассказы о животных, из которых составились два сборника знаменитой «Книги джунглей» (1894-1895).

Ведущий 2: Редьярд Киплинг родился в 1865 году в Индии, куда его отец, неудачливый декоратор и скульптор, отправился в поисках заработка, спокойной жизни и солидного положения в обществе. Имя Редьярд он получил в честь озера в Англии, на берегах которого познакомились его родители.

Выходит чтец, мальчик.

Чтец: До шести лет я рос в кругу дружной семьи, в родном доме, где моим воспитанием занимались, в основном, индийские няни и слуги, отчаянно баловавшие меня. Для меня эта пора жизни – рай, идиллия. Я умел говорить на урду, но вдобавок владел многими менее важными языками, а на своем родном, английском, говорил с акцентом.

И вдруг этот свободный, по-домашнему уютный мир рухнул – меня вместе с младшей сестрой отправили в Англию. Дело в том, что в состоятельных английских семьях было принято отправлять детей в Англию, чтобы они выросли в лучшем климате, научились говорить без акцента и получили соответствующее образование.

Ведущий 1: Была и еще одна причина, о которой предпочитали молчать, – надо было избавить детей от влияния слуг-индийцев, безумно их баловавших. Опасались и того, что дети в результате переймут некоторые местные обычаи.

Проще всего было бы, конечно, отправить Редьярда к родственникам матери, тем более что они жили безбедно и занимали хорошее положение в обществе. Но когда маленький Радди за три года до этого погостил у них, он так им не понравился – ребенок был избалованный и своевольный, - что родители предпочли отдать его незнакомым людям.

Чтец: Для меня началась пора страданий. В этом «доме отчаяния», как потом я его называл, меня били, отнимали книги, всячески унижали. Сестры матери не забывали меня навещать, но я обо всем молчал. Миссис Холлоуэй, на попечении которой я находился, производила на них вполне благоприятное впечатление. Она и вправду не понимала, что губит меня, – ей казалось, что она меня просто перевоспитывает.

Ведущий 2: Но однажды тетя Джорджина приехала взглянуть на ребёнка, и обнаружила, что тот быстро теряет зрение. Скорее всего, это происходило на нервной почве. Когда мать, примчавшаяся в Англию, пришла попрощаться с ним на ночь, он, едва она наклонилась поцеловать его, заслонился, словно бы от удара. Мать все поняла. Она забрала от миссис Холлоуэй Ради и его младшую сестричку (той жилось в этом доме гораздо лучше), побыла с ними некоторое время в деревне и в Лондоне, где водила их по музеям и много им читала.

Ведущий 1: Потом она вернула дочку на какой-то срок все к той же миссис Холлоуэй, души в ней не чаявшей, а Ради отдала в мужскую школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько послушания и соблюдения полувоенной дисциплины. Учителя добивались желаемых результатов строгостью, а в случае необходимости – поркой. Старшие безжалостно угнетали младших, сильные – слабых, независимость поведения каралась как святотатство. Но впоследствии, осмысливая полученные им уроки подчинения, Киплинг полностью оправдал систему палочного воспитания. С его точки зрения, она необходима и справедлива, поскольку обуздывает низменные инстинкты, прививает чувство собственного достоинства..

Ведущий 2: Ректор школы, друг семьи Киплингов, выдающийся литературный дар Киплинга заметил сразу – он ведь и сам раньше был литератором – и сделал все возможное, чтобы укрепить мальчика в сознании своего предназначения.

И в самом деле, Киплинг очень скоро отказался от мысли стать врачом и стал отдавать все свои силы литературе – прежде всего поэзии. Стихи он посылал в журналы, где их не брали, и родителям, оценившим его талант раньше профессиональных редакторов. В 1881 году, когда ему исполнилось всего шестнадцать лет, они издали за свой счет небольшим тиражом его сборник «Школьные стихи», а к моменту окончания школы уже приготовили ему место в газете.

Ведущий 1: Положение Киплингов к этому времени заметно переменилось. В Индии жило и работало около четырёх миллионов Англичан, и выдвинуться в этой стране было не так просто, как казалось тем, кто ехал туда делать карьеру. У Киплингов, конечно, было на это больше надежд, чем у многих других, Они были людьми, наделёнными самыми разнообразными способностями. Едва появившись в Индии, они начали писать для местных газет. Отец Редьярда, Джон Локвуд, проявил себя как превосходный педагог и человек многообразных художественных талантов. К тому же они обладали редкостным даром привлекать сердца людей. Они были умны, образованны, обаятельны, а Алиса отличалась ещё и красотой. И всё же им понадобилось целых десять лет, чтобы занять достойное положение в обществе.

Ведущий 2: В апреле 1875 года Джон Локвуд получил должность куратора Центрального музея индийского искусства, находившегося в Лахоре, и за короткий срок превратил его в одно из лучших в мире собраний произведений восточного искусства. При нём стала процветать и школа прикладного искусства, директором которой он был назначен. Позднее Редьярд Киплинг нарисовал в романе «Ким» восторженный портрет своего отца, и это было отнюдь не данью сыновней любви – тот и в самом деле пользовался всеобщим уважением, а когда в 1891 году выпустил книгу «Зверь и человек в Индии», то проявил себя иллюстратором, органически впитавшим самый дух индийского искусства. К работе над этой книгой он привлек также трёх художников индийцев. Лахор постепенно становился центром притяжения индийской интеллигенции.

Ведущий 1: Когда неполных семнадцати лет отроду Редьярд Киплинг вернулся в Индию, он был уже членом семьи, завоевавшей там широкое признание. Но при этом старшие Киплинги нисколько не сомневались, что первое место со временем займёт именно Редьярд.

Ждать этого пришлось недолго. «Гражданская и военная газета выходила каждый вечер на четырнадцати полосах (семь из них – объявления), но делали её практически всего два человека – редактор и его помощник. Место помощника редактора и занял Киплинг. С какими-то своими журналистскими обязанностями он так до конца и не совладал: ему, например, решительно не давались передовые статьи – с другими справлялся блестяще. В целом же он исполнял столько обязанностей, что это могло быть под силу только нескольким сотрудникам. И ещё: он начал писать рассказы.

Ведущий 2: Индия времён его раннего детства день ото дня оживала в его сознании. Этот семнадцатилетний юноша приехал не в чужую страну – он вернулся на родину. Он был не просто человеком двуязычным – он с неподражаемой быстротой усваивал все оттенки индийской речи. Особенно много ему давали командировки, порою довольно продолжительные, во время которых он с зоркостью прирождённого писателя видел и запоминал жизненные подробности, ускользавшие от взора тех, кто уже не один год прожил в этой стране.

Ведущий 1: Кочевая жизнь колониального газетчика сталкивала его с сотнями людей и ситуаций, бросала в самые невероятные приключения, заставляла постепенно играть с опасностью и смертью. Он писал репортажи о войне и эпидемиях, вёл «светскую хронику», брал интервью, заводил множество знакомств как среди англичан, так и среди местного населения. Журналистская работа научила его внимательно наблюдать и внимательно слушать: постепенно он превращался в великолепного знатока местного быта и нравов, мнением которого интересуется даже британский главнокомандующий.

«Просто сказки» 

Ведущий 2: Постепенно он начинает писать небольшие рассказы, сказки, повести, стихи. Сказки Киплинг начал изобретать, представлять и записывать в ответ на самые первые «Что? Где? Почему?» своей старшей дочери. Потом появились и другие маленькие слушатели, возникли новые сказки. И получилась уже настоящая детская книжка.

«Просто сказки» – о давних временах, когда люди только ещё учились писать, заводили дружбу с конём, собакой. А животные приобретали свои отличительные черты: кит – свою глотку, верблюд – свой горб, носорог – свою шкуру, а слонёнок – свой хобот. В сказках оказывается, что у верблюда раньше не было горба, у носорога была гладкая шкура, у черепахи был панцирь на шнурках и их можно было распускать и стягивать панцирь. У слонёнка раньше висела на носу какая-то нелепая, никому не нужная штука. Главная прелесть этих сказок , как заметил английский писатель Честертон, состоит в том, что они читаются не как сказки, которые рассказывают взрослые детям, а как сказки, которые взрослые рассказывали взрослым на заре человечества.

Ведущий 1: «Необычайными» в одном из русских переводов сказки Киплинга были названы прежде всего по тому впечатлению, какое производили в них поступки и речи животных. «Говорящие» и «думающие» звери Киплинга ведут себя не по-человечьи, а с какой-то странностью, они одухотворены, сознательны, но по-своему. Кажется, точно – по-звериному. «Необычайность» сказок Киплинга станет в этом смысле более объяснимой, если сопоставить их с подлинными сказками африканцев или австралийцев.

Киплинг знал этот фольклор, читал, но заимствовал из него немного. За единственным исключением, – установили исследователи, – он вообще не обрабатывал уже существующие сказки. Только «Краб, который играл с морем», – пересказ. В остальном сюжеты, ситуации, сочетание персонажей – например, слонёнок, крокодил и питон – его выдумка. Но, безусловно, манеру, стиль в поведении, вот эту непередаваемую, необычайную странность Киплинг уловил и развил из фольклора. Однако это далеко не всё.

Ведущий 2: Киплинг мастерски делает ещё один шаг от того рубежа парадокса и странности, какой имеется в народных сказках. Носорог снимает шкуру – это может быть и в народной фантазии. Шкура застёгивается на пуговицы, а африканские племена не знали пуговиц. А вот чего заведомо нельзя найти в фольклоре, что уже специфически литературный приём: Киплинг рисует Носорога, обозначает на нём шкуру, будто бы на шкуре имеются и три пуговки, на них шкура застёгивается, но, – говорит тут Киплинг, – «пуговки находятся у носорога внизу, и потому вы не можете видеть их». Пуговки есть, просто нельзя их видеть!

Ведущий 1: Точно таким же образом Киплинг убеждает, что «двуцветные питоны, скалистые змеи, всегда говорят так». А как же иначе? Или – верблюд получил за свою лень горб на спину, однако он «всё ещё не выучился вести себя как следует». В сказке «Откуда взялись броненосцы» Ёж и Черепаха сбивают с толку простодушного Ягуара. Они морочили ему голову до тех пор, пока у бедняги не разболелись пятна.

Ведущий 2: Сказки Редьярда Киплинга на русский язык перевёл Корней Чуковский. А сейчас давайте немного поиграем и заодно вспомним героев этих сказок.

Викторина по сказкам Киплинга

«Откуда у Верблюда горб?» 

1. Какие герои советовали Верблюду трудиться? (Конь, Бык, Пёс).

2. Как долго гулял Верблюд, не работая? (Понедельник, вторник, среду).

3. Как звали чародея, который наделил Верблюда горбом? (Джин, Владыка всех Пустынь).

4. За что был наказан Верблюд? (За лень и безделье).

«Откуда у Кита такая глотка?»

5. Как звали рыбку, которая уговорила Кита проглотить моряка? (Малютка-Колюшка).

6. Как был одет моряк и что у него было в руках, когда его проглотил Кит? (На нём были синие штаны и подтяжки, а в руках – нож).

7. Назовите родину Моряка (Англия).

8. Как моряк заставил Кита отпустить его? (Начал прыгать у Кита в желудке).

9. Из чего Моряк сделал решётку? (Из щепок от брёвен плота и подтяжек).

«Откуда взялись броненосцы?

10. Как Черепаха Неспешная и Злючка-Колючка Ёж обхитрили Расписного Ягуара? (Запутали его, заставили сделать не так, как говорила его мать, а наоборот).

11. Что стало с Расписным Ягуаром от расстройства? (У него заболели пятна на спине).

12. Как Черепаха Неспешная стала броненосцем? (Она пыталась сворачиваться, и от этого у неё сдвинулись щитки на панцире).

«Как было написано первое письмо»

13. Что случилось с первобытным человеком на охоте? (Сломалось копьё).

14. Как Таффи решила помочь отцу? (Решила написать письмо маме, чтобы та прислала новоё копьё).

15. Чем и на чём было написано первое письмо? (Акульим зубом на куске берёзовой коры).

16. Какое величайшее открытие сделала Таффи? (Придёт время, когда люди назовут это умением писать).

17. А вы, ребята, как вы считаете, это действительно было величайшее открытие? Что оно дало людям?

«Книга Джунглей»

Ведущий 1: Сказки Киплинга, несомненно, очень интересны, но его величайшим художественным выигрышем стала «Книга Джунглей». В ней, использовав образы народных сказаний, Киплинг рассказал необыкновенную историю индийского мальчика, выкормленного волчицей. Маугли был крошечным человеческим детенышем, когда он однажды тёплым летним вечером бесстрашно вошёл в логово волков.

Ведущий 2: Отец Волк и Мать Волчица нежно полюбили его, они приняли Маугли в своё семейство, и он рос вместе с волчатами, как со своими родными братьями. Смышлёного, озорного мальчугана окружали дремучие леса, перевитые лианами, бамбуковые заросли, лесные болота – весь огромный мир джунглей, населённый дикими зверями.

Отец Волк, медведь Балу, пантера Багира, слон Хатхи – каждый по-своему заботливо выхаживал Маугли. Мудрые звери посвятили своего любимца в сложные Законы Джунглей, научили понимать язык зверей, птиц, змей.

Ведущий 1: Животные – герои «Книги Джунглей» – действуют, думают и разговаривают как люди. Так всегда бывает в сказках. Но в отличие от сказок, в рассказах Киплинга так поразительно точно и верно описаны и обличье зверей, и все их повадки, и образ их жизни, что мы узнаём о них очень много нового и видим их такими, какие они есть на самом деле.

Вертлявые обезьяны, живущие на вершинах деревьев, взлетают с ветки на ветку, словно стая птиц. Медленно переваливается с ноги на ногу неуклюжий бурый медведь. Быстрыми скачками мчится вперёд гибкая пантера с шелковистой черной шестью. Огромный удав, у которого красивый пёстрый узор на спине, коричневый с жёлтым, свивает в чудливые узлы своё тридцатифутовое тело, а когда ему нужно, умеет прикинуться сухим суком или гнилым пнём.

Ведущий 2: Преодолевая множество опасностей и приключений, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного, отчаянно храброго юношу. Благодаря своему уму и находчивости он побеждает ненавистного джунглям кровожадного тигра Шер-Хана и потом совершает ещё один подвиг, прогнав диких собак, напавших на племя волков.

Звери добровольно склонились перед Маугли и признали его владыкой Джунглей. И хотя это всего лишь вымысел, в нём есть большая правда. Только человек, наделённый разумом и твёрдой волей, овладевший на заре своего существования Красным цветком – огнём, смог подняться над царством животных, стать покорителем и в то же время другом природы. Читая историю Маугли, мы не только любим его, но и гордимся им.

Ведущий 1: А вы знаете, ребята, что такое джунгли? Джунгли – это густой, непроходимый тропический лес. В Джунглях стоят деревья-великаны: эвкалипты, расамалы, фикусы. Их стволы толщиной в несколько обхватов. А листва деревьев так густо переплетается в вышине, что совсем заслоняет солнечный свет. Здесь всегда сумерки. У подножия деревьев растут огромные папоротники, прямой и стройный бамбук, дикие бананы, пальмы, часто с неведомыми и вкусными плодами, кустарники с яркими душистыми цветами.

Ведущий 2: Непроходимой стеной стоят на пути человека джунгли. В них огромное количество разных лиан. Есть лианы толщиной с палец, другие же напоминают толстые канаты. Причудливо переплетаясь, одни тесно обвивают деревья, другие свисают гирляндами, касаясь земли.

Не каждый путешественник отважится проникнуть в эти дикие дремучие заросли. Без топора там и шагу не сделаешь. Даже если человек отправляется туда днём и берёт с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше вообще не подходить.

Ночью джунгли просыпаются. Давайте послушаем таинственные голоса джунглей: крики неведомых птиц, рычание пантер, вопли обезьян, рёв тигра.

(Звучит музыка: Э. Денисов. Пение птиц.)

Ведущий 1: Днём джунгли безмолвны. В вечнозелёном лесу тихо и пустынно. Кого здесь не хватает? (Ответы детей: животных, обитателей джунглей).

Чтобы они появились, надо вспомнить их приметы. Давайте вместе населим джунгли персонажами книги Киплинга.

Викторина по «Книге Джунглей»

1. «Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной». (Шер-Хан).

2. «Единственный зверь другой породы, которого допускают на совет стаи волков, старик, который может бродить, где ему вздумается, потому что он ест только орехи, мёд и коренья, и обучает волчат закону джунглей». (Балу).

3. «Она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон; голос у неё сладок, как дикий мёд, а шкура мягче пуха. Чёрная, как чернила, но с отметинами, которые видны на свету, как лёгкий узор на муаре». (Багира).

4. «Он очень стар и хитёр, у него на спине красивый пёстрый узор, коричневый с жёлтым, он безногий, и глаза у него презлые; он умеет лазать по деревьям не хуже обезьян». (Каа).

5. «Он очень хитёр, рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгует тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах». (Табаки).

6. «У них есть свои дороги и перекрёстки, свои подъёмы и спуски, пролегающие в ста футах над землёй, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо; никто в джунглях не водится с ними». (Бандар-Логи).

7. «Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы – вот приметы наших братьев». (Волчья стая).

8. «Они бегут напрямик через джунгли и всё, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья; даже тигр уступает им свою добычу; они не так крупны, как волки, не так ловки, но очень сильны, и их бывает очень много». (Дикие рыжие собаки).

(После каждого правильного ответа в «зарослях» появляются изображения животных)

Ведущий 2: Вот теперь наши джунгли населены. Давайте вспомним, что эти животные делали в джунглях.

1. Как появились джунгли на Земле? (Слон Тха – Хозяин джунглей, первый из слонов вытащил своим хоботом джунгли из глубоких вод. Там, где он провёл бивнями, - потекли реки, где топнул ногой – образовались озёра, а когда затрубил в хобот – народились деревья).

2. Кто назвал Маугли «Лягушонком»? (Мать-Волчица, Ракша).

3. Что такое водное перемирие и что говорится об этом в Законе джунглей? (Водное перемирие объявляется, когда наступает Великая Засуха. В это время нельзя охотиться у водопоев).

4. Скажите заветные слова джунглей («Мы с тобой одной крови, ты и я»).

5. Кто пошёл войной на народ Маугли? (Дикие рыжие собаки).

6. Кто помог Маугли выбраться из западни, в которую его загнали Бандар-Логи?(Коршун Чиль, Каа, Багира и Балу).

7. Что Багира называла «Красным цветком»? (Огонь).

8. Как Багира обращалась к Маугли? (Маленький Брат).

9. Кто обучал волчат Закону джунглей? (Старый медведь Балу).

10. Почему всё население джунглей не дружило с обезьянами? (У них нет Закона, нет своего языка, одни только краденые слова. Они живут без вожака, болтают и хвастают – злые, грязные бесстыжие).

11. Что такое время новых речей? (Весна).

12. Что Багира посоветовала Маугли принести на Совет Стаи? (Красный цветок).

Ведущий 1: У зверей, как у людей, свои законы, по которым они живут. Для героев книги Киплинга – это закон Джунглей. Давайте послушаем стихотворение Киплинга «Закон джунглей».

Вот вам Джунглей Закон – и Он незыблем, как небосвод,
Волк живёт, покуда Его блюдёт; Волк, нарушив Закон, умрёт.
Как лиана сплетён, вьётся Закон, в обе стороны вырастая:
Сила стаи в том, что живёт волком, сила Волка – родная стая.
Мойся от носа и до хвоста, пей с глуби, но не со дна.
Помни, что ночь для охоты дана, не забывай: день для сна.
Оставь подбирать за тигром шакалу и иже с ним.
Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим!
Тигр, Пантера, Медведь – князья; с ними – мир навека!
Не тревожь Слона, не дразни Кабана в зарослях тростника!
Ежели Стае твоей с чужой не разойтись никак,
Не горячись, в драку не рвись – жди, как решит Вожак.
С волком из Стаи своей дерись в сторонке. А то подойдёт:
Вяжется третий – и те, и эти, - и начался разброд.
В своём логове ты владыка – права ворваться нет.
У чужака, даже у Вожака, - не смеет и сам Совет.
В своём логове ты владыка – если надёжно оно.
Если же нет, шлёт известье Совет: жить в нём запрещено!
Если убьёшь до полуночи, на всю чащу об этом не вой.
Другой олень прошмыгнёт, как тень, - чем насытится Волк другой?
Убивай для себя и семьи своей: если голоден, то – убей!
Но не смей убивать, чтобы злобу унять, и - НЕ СМЕЙ УБИВАТЬ ЛЮДЕЙ! 
Если из лап того, кто слаб, вырвешь законный кусок –
Право блюдя – малых щадя – оставь и ему чуток.
Добыча Стаи во власти Стаи. Там ешь её, где лежит.
Несыться вволю, но стащишь долю – и будешь за то убит.
Добыча Волка во власти Волка. Пускай, если хочешь, сгниёт –
Ведь без разрешенья из угощенья ни крохи никто не возьмёт.
Есть обычай, согласно которому годовалых Волчат
Каждый, кто сыт, подкормить спешит – пусть вдосталь они едят.
Право кормящей Волчицы – у одногодков своих
Брать, ни разу не встретив отказа, долю добычи их.
Право женатого Волка – добычу искать одному.
Подвластен Совету, он помнит про это, но больше уже – никому.
Вожак должен быть разумен, опытен и силён
Там, где Закон не оговорен, приказ Вожака – Закон.
Вот вам Закон великий, звероликий Закон.
Четвероногий – и многий, многий, - Он должен быть СОБЛЮДЁН!

Ведущий 2: А теперь, ребята, давайте все вместе подумаем, справедливый ли этот Закон, какие у него особенности?

  • Может, он учит нас понимать зверей и друг друга?
  • Учит ли этот Закон и нас быть справедливыми?
  • Как вы считаете, для чего вообще нужны законы?

Ведущий 1: И в заключение давайте хором произнесём Заветные Слова: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» 

Список литературы:

1. Киплинг, Р. Вот так сказки: на англ языке / Р. Киплинг; Предисл. Д. Урнова.- М.: Прогресс, 1979.- 253 с.: илл.

2. Киплинг, Р. Маленькие сказки / Р. Киплинг; Пер. с англ. -М.: Стрекоза, 2000.- 76 с.: илл.

3. Киплинг, Р. Маугли: повесть-сказка / Р. Киплинг; Пер. с англ. -М.: Астрель, 2005.- 227 с.: илл.

4. Киплинг, Р. Рассказы. Стихотворения / Р. Киплинг; Пер. с англ; Вступ. ст. А. Долинина.- М.: Худож. лит., 1989.- 368 с.: илл.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь. В 3-х частях. Ч. 1. – М.: Либерея, 1998. – С. 202 – 207.

Автор: Горохова Галина Анатольевна, педагог-библиотекарь, ГБОУ РХ «Детский дом «Ласточка» г. Саяногорска, Клуб «СКАЗКА».

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!