Регистрация

Урок литературного чтения во втором классе по теме «Н. И. Сладков «Медведь и Солнце»

  • 27 августа 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Цели урока:

1. Формировать навык целеполагания урока, умение прогнозировать жанр литературного произведения по фамилии автора, по сюжетным картинкам и по названию произведения; формировать прогнозирование сюжета произведения. Формировать навык выразительного и осознанного чтения, закреплять представления об  авторской сказке, умение видеть реплики героев и слова автора, читать произведение по ролям, передавая настроение и эмоции героев. Умение выделять в тексте слова, смысл которых неясен, уметь объяснять их значение, пользуясь различными источниками.

2. Развивать грамотную, эмоциональную речь, память, внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, совершенствовать навыки контроля за собственной речью .     

3. Воспитывать любовь и интерес к чтению, умение работать самостоятельно, в паре, воспитывать любовь к окружающему миру, расширять читательский кругозор и словарный запас. 

Оборудование: Учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы» 3 часть; Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой; Выставка книг Н.И. Сладкова. Мультимедийный проектор. Компьютер. Презентация (слайды).

Урок литературного чтения во втором классе по теме «Н. И. Сладков «Медведь и Солнце»

Ход урока

Оргмомент (1 минута).

Приветствие гостей. Настраивание на работу.

УЧ.: Итак мы начинаем урок литературного чтения. Желаю всем поработать на уроке на «4» и «5». Желаю Вам удачи! (Формирование положительной установки).

Вводная часть (3 минуты).

УЧ.: Давайте определим цели сегодняшнего урока.

Д.: Познакомиться с новым литературным произведением. Узнать автора этого произведения. Расширить свой словарный запас. Понять основную мысль произведения, его жанр, сделать выводы.

Основная часть.

Вступительная беседа.

УЧ.: Предположите, к какому писателю мы сегодня пойдем в гости. Этот писатель писал о природе для детей. Назовите фамилии писателей, писавших о живой природе  для детей. 

Д.: Л.Н. Толстой, В.Бианки, М.Пришвин, Б.Емельянов, Н.Сладков, Б.Житков, В.Снегирев и т.д.

УЧ.: Какой из названных авторов писал поучительные сказки о животных?

Д.: Л.Н. Толстой.

УЧ.: В каком жанре работали эти авторы?

Д.: Эти писатели сочиняли рассказы и сказки.

УЧ.: Что в литературном чтении называют рассказом?

Д.: Рассказ – это вымышленная или правдивая история, записанная автором.

УЧ.: Что относится к жанру сказка?

Д.: Сказка – это вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

УЧ.: Какие бывают сказки?

Д.: Авторские и народные.

УЧ.: Молодцы, вы очень много знаете. Ну а теперь попробуйте назвать автора по обложкам книг, представленных на этой выставке.

Д.: Это Н. Сладков.

УЧ.: Правильно, сегодня мы пойдем в гости к Николаю Ивановичу Сладкову.

О Николае Ивановиче Сладкове нам подготовила сообщение ....

Презентация учителя о Н. Сладкове.

УЧ.: Вы узнали часть биографии Н.И. Сладкова, познакомились с его портретом, по обложкам книг вы угадали самого автора, а теперь попробуйте узнать жанр литературного произведения, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, ведь Сладков писал рассказы и сказки.

УЧ.: Произведение Н.Сладкова называется «Медведь и Солнце».

УЧ.: По названию произведения можно ли предположить, к какому жанру относится это художественное произведение?

(Идет рассуждение и предположение жанра произведения).

УЧ.: В какой из представленных книг может находиться это произведение? Почему?

УЧ.: Куда надо посмотреть, что бы удостовериться, что наше предположение верное?

Д.: Надо посмотреть содержание в конце книги.

УЧ.: Молодцы. Итак, произведения Сладкова насыщены правдивыми, реальными ситуациями, в центре его произведений – животные, явления природы, а точнее – живая и неживая природа.

Я вас, наверное, уже заинтриговала? Пришло время открыть учебник литературного чтения 3 часть, страницу 4 и прочитать произведение Сладкова «Медведь и Солнце».  По названию произведения можно ли судить о его жанре? Сказка это или рассказ?

Д.: Нельзя.

УЧ.: Я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к произведению, сможем ли мы сейчас, после просмотра, предположить, что это за жанр и о чем будет говориться в этом литературном произведении?

Д.: Скорее всего это рассказ, иллюстрации позволяют предположить, что в этом рассказе говорится о весне.

УЧ.: Вас уже заинтриговал этот рассказ, и вы хотите узнать его содержание. По названию можно предположить содержание. О чем оно? (Дети высказывают свои предположения).

УЧ.: Сейчас мы убедимся в своих догадках.

Чтение по цепочке произведения Н.И. Сладкова «Медведь и Солнце».

Во время чтения проводится словарная работа, заранее подготовленные дети объясняют по толковому словарю слова: слякоть, пустить воду, заскрипел, покосолапил.

Закрепительная беседа.

УЧ.: Понравился ли вам сказка? Чем? Почему же Медведь ничего Солнышку не сделал? Чему же учит нас сказка?

УЧ.: Законы природы не подвластны ни людям ни зверям, все живое на земле подчиняется этим законам. Так какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом весны?

(На доске написаны слова «подсказки»: снег, капель, воздух, небо, облака, сокодвижение, прилет… Дети составляют предложения об изменениях в природе с приходом весны).

В чем заключается основная мысль этого произведения?

Выводы

УЧ.: Как вы думаете, ребята, смогли мы сегодня достичь целей, которые ставили перед началом урока?

Д.: Да. Цели были достигнуты: познакомились с биографией автора, познакомились с новым рассказом Н. Сладкова «Медведь и Солнце», пополнили свой словарный запас, определили жанр прочитанного, узнали главную мысль произведения.

УЧ.: Вы большие молодцы. Прекрасно работали на уроке. Н. Сладков призывает вас быть добрыми, любить окружающую нас природу, любить свой край и беречь все, что создано   природой.  Читайте книги русского писателя Николая Ивановича Сладкова.

Биография писателя

Русский писатель НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ все свое творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в г. Москве, но всю жизнь прожил в г. Ленинграде (С-Петербург).

С детства он интересовался природой. Уже со второго класса вел дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости Сладков увлекался фотоохотой, фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Николай Иванович много путешествовал, записывал свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Всего Сладков написал более 60 книг. Всю жизнь Николай Иванович был защитником природы, через его книги мы учимся ценить и любить красоту природы, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Тема

Сладков Н. Медведь и Солнце.

Цель

формирование универсальных учебных действий обучающихся, целостного мировоззрения,  через  использование  возможностей  литературных произведений .   

 

Основные термины, понятия

Олицетворение.

Планируемый результат

Предметные умения

Воспринимают на слух художественное произведение. Определяют эмоциональное  состояние персонажа и эмоциональный характер текста.

Читают выразительно, передавая эмоциональный характер и соблюдая логические ударения.

Прогнозируют на уровне предложения и текста.

Отвечают на вопросы к текстам.

Составляют  вопросы всех типов и отвечают на  вопросы к произведению.

Иллюстрируют прочитанное.

Определяют жанр произведения.

Ориентируются в содержании (оглавлении.)

Составляют картинный и вербальный  план.

Создают связный текст.

Характеризуют персонажей.

Выявляют главную мысль текста.

Соотносят иллюстрации с фрагментами произведения.

Озаглавливают эпизоды произведения.

Применяют приём словесного рисования.

Пересказывают с опорой  на картинный план.

 

 

Универсальные учебные действия

Личностные:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом  работы с литературным произведением;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

  • этап мотивации знаний
  • этап актуализации знаний
  • этап  выявления места и причин затруднения
  • этап построения проекта
  • рефлекия учебной деятельности на уроке

Работа в парах   

Индивидуальная работа

-  этап выявления места и причин затруднения

  • авторский видеофрагмент.
  • авторская презентация .
  • книгопечатная продукция: Литературное чтение. 3 класс. О.В. Кубасова
  • заложены в авторскую презентацию

 

  • составление пересказа по сюжетным картинкам в презентации
  • работа с учебником по вопросам.

Дидактические задачи этапов урока 

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Определить  произведения  на заданную тему. Объяснить понятие «окружающий мир». Прогнозировать содержание произведения . Контролировать правильность  ответов.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Учить формулировать тему и задачи урока.

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать активную работу с биографией писателя и его  произведением. Подвести учащихся к выводам о неизбежности явлений природы.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Использовать презентацию на различных этапах урока.

5

Реализация построенного проекта

Учить объяснять, истолковывать, интерпретировать и доказывать, через знакомство с произведением.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Учить разрешать новые проблемы, доказывать, использовать знания в новой ситуации, через парную работу с вопросами.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учить работать с вариантами  картинного плана.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обсудить, сопоставить ,обобщить  и систематизировать  полученные знания. Пересказать  в группе сказку с использованием  картинного плана. Оценивать работу групп. .

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

В ходе дискуссии выявить интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоционального отклика на работу, впечатления от проделанной работы.

Технология изучения

 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

 

 

Мотивация к учебной деятельности

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 

 

Приветственное слово

Методом проблемного диалога и просмотром видеофрагмента  выявляет противоречие между имеющимися знаниями учащихся и недостатком их для решения  задач урока.

Подготовка к уроку, приветствие присутствующих

Определяют  произведения  на заданную тему. Объясняют понятие  «окружающий мир» и «явления природы» Прогнозируют наличие новых сюжетных линий произведения. . Контролируют правильность  ответов.

 

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

Методом подводящего диалога  помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока

Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения по формулированию темы и задач урока. Контролируют   ответы других учеников.

 

 

Выявление места и причины затруднения

Предметные:

Читать ыразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения. Прогнозировать на уровне предложения и текста. Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Организовывает работу по  изучению биографии писателя. Анализирует деятельность учащихся. Посредством побуждающего диалога подводит учащихся к формулированию вывода о «новых открытиях». Организует работу с произведением.

 

Организовывают  работу по презентации. Контролируют собственные ответы и ответы других учащихся.Прогнозируют жанр и тему произведения. Читают выразительно  произведение. Слушают и  активно воспринимают новый текст. Подтверждают предположения .Определяют главную мысль произведения.

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить сравнениястроить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, анализировать, устанавливать аналогии.

Демонстрирует работу со словарём .

 

 

Знакомятся с новыми словами. Расширяют словарный запас. Обсуждают и анализируют жанр нового произведения .

 

Реализация построенного проекта

Регулятивные: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Провести предварительное тестирование знаний  произведений Сладкова. Дать инструкцию для самостоятельной работы по выполнению заданий к произведению.

 

 

Задают  вопросы и отвечают  на них самостоятельно .  Воспроизводят  информацию. Делают выводы.

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные:

обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом  работы с литературным произведением;

Регулятивные:

самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные:

. Составлять  вопросы всех типов и отвечать на  вопросы к произведению. Определять жанр произведения. Ориентироваться в содержании (оглавлении.)

  Контролировать самостоятельную работу учащихся и последующую взаимопроверку в парах.

Понимать  и уточнять информацию с помощью  вопросов.

Анализировать и синтезировать  свои знания при помощи вопросов .

Определять характер героев, объяснять их поступки

Контролировать собственные ответы и ответы других учащихся при работе в паре.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметные Иллюстрировать прочитанное. Составлять картинный и вербальный  план. Создавать связный текст. Характеризовать персонажей. Выявлять главную мысль текста. Соотносить  иллюстрации с фрагментами произведения. Озаглавливать  эпизоды произведения.

Коммуникативные :

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Подвергает сомнениям идею о явлениях природы, разбирает критически возможные варианты  и предположения.

Составляют в парах картинный план.

Сравнивают, доказывают и делают выводы о том, какой план соответствует  последовательности событий в сказке и может быть размещён в  учебнике или тетради по литературному чтению?

 

ключение в систему знаний и повторение

Предметные:

Применять  приём словесного рисования. Пересказывать  с опорой  на картинный план..

Регулятивные:

 прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные:

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные :

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

.Направляет   и гармонизирует  парную работу учащихся. Раскрывает критерии оценки(правильность,    последовательность изложения, выразительность, артистичность, тон и тембр голоса)

Обсуждают, сопоставляют ,обобщают  и систематизируют  полученные знания. Пересказывают  в парах с использованием картинного плана. Оценивают  свою работу .

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные:

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Наблюдает за настроением детей.

Слушает рассуждения детей о возможности включения произведений данного автора в  категорию «любимых книг»

В ходе дискуссии выявляет интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоциональный отклик на работу, впечатления от проделанной работы.

Рассуждают о возможности включения данного произведения в «копилку любимых книг»

Оценивают свои возможности и уровень их реализации на уроке.

Составитель: Токарева Светлана Викторовна.

Презентация к уроку

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 27 августа 2020
  • 2162
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 15.09.2020 в 11:27

Такой подробный конспект урока! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!