Регистрация

Логопедический праздник «Живая азбука» в 1 классе

  • 10 марта 2020

 Международные и Всероссийские конкурсы

Лауреат Всероссийского конкурса методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»


Логопедический праздник правильной речи  «Живая азбука»

Участники: логопедическая группа – учащиеся 1 классов.

Ведущие: Карлсон (учитель-логопед) и Малыш.

Цели:

  • учить публичному выступлению, учить читать стихотворения выразительно, четко проговаривая звуки, передавать образы и чувства.
  • развивать коммуникативные умения, фонематические процессы, развивать быстроту реакции, координацию движений.
  • воспитывать вежливость, аккуратность, внимательность друг к другу.

Оборудование: буквы, сделанные руками детей, выставка книг Саши Черного (материалы для литературного праздника можно найти тут), портрет писателя, музыка для игр, карточки и буквы для игр.

Ход мероприятия

Карлсон: Здравствуйте, дорогие друзья!

Малыш: Здравствуйте, друзья!

Карлсон: Зачем, вы, сегодня собрались здесь?

Малыш: У вас праздник?

Дети отвечают хором: У нас праздник правильной речи «Живая азбука!»

Карлсон: Как это, живая азбука? Вот она (показывает ученик) азбука – это учебник, он же не может быть живым. Какой волшебник смог оживить азбуку?

Малыш: Этот волшебник детский писатель Саша Черный.

Карлсон: А... знаю-знаю, у этого писателя 13 октября был юбилей  140 лет со дня рождения. Саша Черный родился 13 октября 1880 года и вырос в городе Одессе, в большой еврейской семье... настоящее имя его Александр Михайлович Гликберг. А Саша Черный – это его псевдоним. Уже с 15 лет он писал стихи для детей.

Карлсон: Ребята, а вы уже все буквы выучили, все звуки научились произносить правильно? Вы уже весь алфавит знаете. Молодцы и даже научились произносить такие трудные звуки «л», «р», «ш», «ж», «ч».

Малыш: Да, Карлсон, это очень важное умение – чётко, правильно и красиво говорить. Чёткая дикция и красивая речь – это визитная карточка человека! С таким человеком всегда приятно общаться! Такой человек успешен в учебе, в общении со сверстниками!

Карлсон: Тогда повторите за мной чистоговорки «ИГРА».

Ра-ра-ра – с Малышом моя   игра.
Ру-ру-ру – поиграем  мы в игру.
Ро-ро-ро – Карлсон спешит в метро
Ры-ры-ры – слушай правила игры.

Карлсон: Молодцы, слышу, научились отлично рычать.

Малыш: Карлсон, ребята знают много игр со звуками и буквами. Вот загадай им какое-нибудь задание.

Карлсон: Хорошо. Я хочу с вами поиграть. Если гласный назову – ручками похлопайте, а согласный назову – ножками потопайте. (Карлсон проводит игру).

Малыш: А я хочу поиграть в игру на внимание. Вам нужно найти лишнюю букву и объяснить, почему вы так  решили.

(На слайде появляются буквы, дети сначала их правильно называют, а затем находят правильный ответ).

1) А  О  Б  Я  ([б ] – согласный )

2) В  С  Р  Д  ([р] – непарный)

3) А  Е  Я  Ю ([а] – один  звук)

4) К  П  Т  Б  ([ б] – звонкий ) – для родителей.

Карлсон: А буквы вы можете изобразить своим телом? Тогда я вам предлагаю поиграть со мной.

Догадайтесь, какую я букву показываю: а, о, б, г, з, с. 

Ребята, загадать буквы нашим зрителям с помощью тело-буквы.

Работа в микро группах.

Карлсон: Я вам дам задание посложнее, у меня слова на карточках (март, дома, стол, слон). Каждая группа должна подумать, как изобразить с помощь тело-буквы эти слова, остальные группы попробуйте прочитать это слово.   

Малыш: Ребята еще знают пальчиковую азбуку, посмотри, они тебе сейчас загадают букву (дети показывают с помощью пальчиковой азбуки различные буквы Карлсону). Вот видишь, мы умеем оживлять буквы.

Карлсон: Убедили вы меня давайте, оживляйте свою азбуку.

Малыш:

Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать...
В полночь – кучей угорелой
Слезли с полки на кровать.
А с кровати – на пол сразу,
Посмотрели – люди спят -
И затеяли проказу,
Превеселый маскарад.

А – стал аистом, Ц – цаплей,
Е – ежом... Прекрасный бал!
Я не спал и все до капли
Подсмотрел и записал...
Утром в дверь стучит художник
(Толстый, с черной бородой,
И румяный, как пирожник) –
Это был приятель мой.
Прочитал он, взял бумагу,
Вынул семь карандашей,
И сейчас же всю ватагу
Срисовал для малышей.

(Дети читают стихи выразительно). 

А
Астра в садике цветет – 
Аист, вам пора в поход.

Б
Бык весь день мычит и ест.
Белка держит хвост, как шест.

В
Ворон может жить сто лет.
Волк овце – плохой сосед.

Г
Гусь шагает, как солдат.
Груша зреет – Гриша рад.

Д
Дятел в дуб все тук да тук...
Дуб скрипит: Что там за стук?

Е
Ёж под ёлкой удивлён:
Ёлка с иглами – и он.

Ж
Жаба ждет, раздув живот, –
Жук летит ей прямо в рот.

З
Зяблик в роще засвистал,
Заяц струсил и удрал.

И
Ива клонит ветви в пруд.
Индюки всегда орут.

К
Крыса мчится через мост.
Кот за ней, задравши хвост.

Л
Лебедь родственник гуся,
Лошадь – зебре, лещ ершам.

М
Мышь глядит на потолок:
– Муха, свалишься, дружок!

Н
Норка ловит рыб в волне.
Носорог храпит во сне.

О
Ослик влез в чертополох.
Обезьянки ищут блох.

П
Пчелка трудится весь день,
Петушку и клюнуть лень.

Р
Рыжик прячет в мох колпак.
Рак был негр, а стал, как мак.

С
Слон ужасно заболел –
Сливу с косточкою съел.

Т
Тигр свирепей всех зверей,
Таракан же всех добрей.

У
Утка – опытный нырок.
Ужик любит холодок.

Ф
Фиги сладки, как желе.
Филин днем сидит в дупле.

Х
Хрущ – веселый майский жук.
Хмель ползет на шест без рук.

Ц
Цыпка вышла из яйца.
Цапля спит у деревца.

Ч
Червячок влез на цветок,
Чиж слетел – и клюнул в бок!

Ш
Шимпанзе грызет бисквит.
Шпиц от зависти дрожит

Щ
Щур ест пчел по сотне в день.
Щука-злюка скрылась в тень.

Э
Эфиопы варят суп.
Эскимос зашит в пять шуб.

Ю
Юнга моет свой корабль.
Юра клеит дирижабль.

Я
Ястреб – ловкий птицелов.
Ягуар – гроза лесов.

Ъ, Ь, Ы
Твердый знак и мягкий знак
Ы и Ять – остались так.

Карлсон: Замечательные стихи о буквах. Но я вам, ребята, открою секрет у Саши Черного не только азбука живая, но и все его стихи живые.

Малыш: Давайте послушаем ребят.

(Дети инсценируют стихи, читают наизусть, выразительно, четко проговаривая звуки речи).

Кто?

– Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
Так и знал – в ответ все хором нараспев:
Лев!

– Лев? Ха-ха... легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры,
Нет, ни лев, ни слон... храбрее всех малыш –
Мышь!

Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо,
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!

Два утенка

Два утенка подцепили дождевого червяка,
Растянули, как резинку, – бах! и стало два куска...

Желтый вправо, черный влево вверх тормашками летит. 
А ворона смотрит с ветки и вороне говорит:

«Невозможные манеры! Посмотрите-ка, Софи... 
Воспитала мама-утка... Фи, какая жадность! Фи!»

Из окна вдруг тетя Даша корку выбросила в сад. 
Вмиг сцепились две вороны – только перышки летят.

А утята страшно рады: «Посмотрите-ка, Софи...
Кто воспитывал? Барбоска? Фи! И очень даже фи!»

Приставалка

– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?

– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.   

ВЕЧЕРНИЙ ХОРОВОД

Добрый вечер, сад-сад!
Все березки спят-спят,
И мы скоро спать пойдем,
Только песенку споем.

Толстый серый слон-слон,
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки...

А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветков
И зелененьких жучков!

До свиданья, сад-сад,
Все березки спят-спят...
Детям тоже спать пора –
До утра!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ (Для куклы)

Баю, кукла, баю-бай,
Спи, а то придет Бабай!
Мячик спит, и утка спит,
Ослик в сумочке храпит.

Если крепко будешь спать,
Дам конфетку полизать.
Встанешь, сказочку скажу –
Про слона... и про Жужу.

Интересно – ай-яй-яй!
Только раньше надо бай.

Что ты тискаешь утенка?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...

Ты представь такую штуку –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь – и капут!

Как кот сметану поел

Жили-были мышки,
Серые пальтишки.
Жил был кот,
Бархатный живот.
Пошел кот к чулану –
Покушать сметану, –
Да чулан на задвижке,
А в чулане – мышки...
Сидит кот перед дверцей,
Колотится сердце, –
Войти нельзя.
Вот запел кот,
Бархатный живот,
Тоненьким голосишкой –
Вроде мышки:
– Эй, вы, слышь,
Я тоже мышь,
Больно хочется мне есть,
Да под дверь не пролезть...
У вас там много в стакане,
Вымажьте лапки в сметане
Да высуньте под дверку
Скорей, глухие тетерки!
Я полижу,
Спасибо скажу.
Поверили мышки
Коту-плутишке.
Высунули лапки...
А кот – цап.
Со всех лап...
Вытащил за лапки,
Сгрёб в охапку,
Да в рот.

Карлсон: Сильно вы меня порадовали стихами, а сейчас Малыш давай маленько пошалим, я что-то устал.

Малыш: Что ты, Карлсон, ведь это школа здесь шалить нельзя! Давай лучше с ребятами станцуем танец утят.

Танец утят

Карлсон: Пришло время поиграть в интересные игры с ребятами.

Появляется «Звукоед» (перчаточная кукла).

Игра «Звукоед»

Я веселый «Звукоед»
Я наделал много бед.
Съел полслова, проглотил,
И ребят всех удивил.

Выбери звук и подставь в слово, какие слова могут получиться?

… айка, …убы, …абор, …олото, …аряд, …агон,…вери, …еленка (Например: зайка, майка, чайка).

Игра «Буквы перепутались»

Анаграммы: НАСОС, ЛАСКА, КАБАН, СОКОЛ, НОС.

Игра «Дорисуй букву»

Карлсон: Я предлагаю сыграть со мной в игру «Хлопни - топони».

У меня на доске написано пять букв. Если я показываю указкой на букву Л, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву Ш – топнуть, на букву З – поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р – встать, на букву Ж – закрыть лицо ладонями.

Итог:

Карлсон: Молодцы, ребята, вы действительно умеете оживлять азбуку, научились красиво и четко произносить звуки речи. Я поздравляю вас с первой в вашей жизни победой в Стране «Правильной речи и волшебных звуков». Желаем вам с Малышом успехов в учебе! До новых встреч!

Флешмоб.

Литература:

1. Саша Черный «Живая азбука» (сборник).

2. Саша Черный Дневник Фокса Микки (сборник).

3. Н.В Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки З, зь» (логопедическая тетрадь) – Ярославль: «Академия развития» - 1999 г.   


Составитель: Гилева Наталия Владимировна, учитель-логопед, МКОУ «Перегрёбинская СОШ №1», ХМАО – Югра.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 10 марта 2020
  • 746
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!