Регистрация

Как сделать школьника вдумчивым читателем?

  • 2 августа 2009

Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на cнижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...».

Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами, утрата детьми чувства языка.

Можно ли решить эту проблему в начальной школе?

В современных школьных программах по литературному чтению в начальной школе уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана.  Некоторые учителя, осознавая значимость внеклассного чтения для эстетического и духовного развития младших школьников и невозможность его включения в нормативный учебный процесс, выводят занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования. Но в целом сегодняшняя ситуация в начальной школе очень печальна и характеризуется отказом от руководства детским чтением. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Однако сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса».

Исходя из обозначенных выше проблем, нами был разработан и апробирован учебно-методический комплект (УМК) «Вдумчивое чтение». Цель данного проекта – возрождение системы уроков внеклассного чтения в начальной школе, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения. Важнейшими задачами, позволяющими реализовать поставленную цель, являются: формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; расширение их читательского и культурного кругозора; формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей; развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Для кого предназначен этот проект?

УМК «Вдумчивое чтение» разрабатывался на основе анализа программ и учебных хрестоматий по чтению, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и может быть использован при работе в следующих так называемых традиционных педагогических системах:

  • «Школа России»
  • «Школа 2100»
  • «Гармония»
  • «Школа ХХI века»
  • «Планета знаний» и др.

Структура проекта «Вдумчивое чтение»

 

Как отбирались тексты для этого проекта?

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения.

Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые каждый образованный человек должен знать с детства. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков современной детской литературы (А. Алексин, Кир Булычев, Л. Давыдычев, Б.Заходер, С.Козлов, Ю. Мориц, М.Москвина, Э.Успенский), а также зарубежных писателей разных стран (А.Милн, Д. Барри, Д. Дефо, Д.Р. Толкиен, Э. Распе, Э.Т.А. Гофман, Ж. Верн, С. Лагерлеф, М. Твен).

Что заинтересует ребенка-читателя в этом УМК?

В помощь учащимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – рабочие тетради «Читательский портфель». В настоящее время созданы тетради для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов – яркие красочные издания.

В методический аппарат тетрадей входят помимо художественных текстов разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, памятки и анкеты для читателя, обширная информация о писателях. Это позволяет индивидуализировать процесс литературного образования учащихся.

Важнейшее место в тетрадях занимают  аналитические и проблемные  задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом и т.д. Даны упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия). Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.

Какая методическая помощь оказывается педагогу?

Для совершенствования литературоведческих и методических компетенций учителя в данной предметной области нами разработаны методические пособия «Уроки внеклассного чтения с использованием Рабочих тетрадей». Пособия углубляют литературоведческие и методические знания педагога: в них представлено тематическое планирование занятий на учебный год; дана обширная информация о писателях и изучаемых произведениях, а также развернутое изложение хода всех занятий с указанием целей, задач и приемов работы.

Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» с 2006 года прошел апробацию в школах Свердловской и Челябинской областей и получил одобрение учителей-практиков. Как показывает опыт, занятия проходили так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное. 

В заключение хотелось бы вспомнить справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».

Более подробно узнать о данном проекте вы сможете, перейдя по ссылке.

 Автор: Е.В. Посашкова,
кандидат филологических наук

5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 40)
  • 2 августа 2009
  • 10410
  • 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Алена 13.09.2009 в 15:28

Хотелось бы и своего ребенка приохотить к чтению!

Елена 17.09.2009 в 21:34

Сегодня падение интереса к чтению у детей усугубляется катастрофическим снижением культурного уровня учителей. Спросите у рядового педагога начальной школы - какую книгу он прочитал за последний месяц. Если назовут пресловутую Донцову - это еще слава Богу!

Lepta 22.09.2009 в 18:24

Ни за что не признаюсь теперь, что читаю на ночь... (хоть это и не Донцова).
А материал - интересен. Главное, чувствуется система работы - а это важнейший признак эффективности)) Автору - респект))

Марина 22.09.2009 в 19:28

Я лично читаю медленно, но вдумчиво. А когда текст очень важный, то иногда еще и вожу пальцем по строчке. Так читают только дети, но СЕЙЧАС я от этого не страдаю. Однако учителю нужен ученик, читающий быстро и успевающий прочитать много за короткое время. Поэтому в нашем математическом классе проблемы с литературой были у половины учащихся. Как полюбить процесс чтения, если от тебя требуют того, чего ты не можешь, да еще произведения такие зададут, что не понятно, зачем это читать? Лично я считаю, что школьникам надо задавать читать меньше, но анализировать эти произведения тщательнее. Вдумчивое чтение не дружит со скоростью, суетой и скучным содержанием.

Марина Новиковна 15.10.2009 в 18:37

Соглашусь с Мариной в той части комментария, что важно не количество прочитанного, а качество анализа литературного произведения. К сожалению, приходиться признать, что большинство учителей начальной школы не владеет приемами анализа эпического произведения, не говоря уж о лирическом.

Ксения Викторовна 04.12.2009 в 09:01

В творчестве Елены Вячеславовны я не сомневаюсь. Вы пишете просто великолепные статьи. Удачи в творческой жизни! Дальнейших успехов!

Кустова Наталья Павловна 05.10.2013 в 22:56

Проблема существует и тема очень актуальна. На просторах интернета мне встретилась такая фраза: "Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор" Отчасти я согласна, с уточнением: читают книги внимательно, вдумчиво, извлекая из прочитанного уроки, улавливая и воспринимая суть, идеи. И начинают - с детства. С уважением к автору, Елене Вячеславовне.

Зюкова Наталья Николаевна 13.05.2016 в 13:55

В статье затронута тема, которая волнует не только педагогов, но и родителей. Результативность данной работы-"...детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное", самое главное. Успехов и удачи в вашей работе!

Елена Елена Елена 04.10.2021 в 11:46

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!