Регистрация

Урок литературного чтения в 4 классе «Литературные сказки» с презентацией

  • 15 марта 2016

Тема:«Литературные сказки»

Тип урока: обобщающий.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Литературные сказки».

Задачи урока:

  1. Добиться усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности.
  2. Учить работать сообща, воспитывать навыки коллективной работы и чувство товарищества.
  3. Развивать память, творческие способности учащихся, мышление.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка;
  • табло для подсчета очков;
  • карточки с изображением крестиков и ноликов;
  • карточки с заданием.

Методические пояснения.

Данный урок проводится после изучения раздела «Литературные сказки» и является обобщающим. В течение длительного времени учащиеся работали с разнообразными авторами и читали авторские сказки, необходимо было подвести итог их работы и проверить усвоение темы.

Чтобы поддержать интерес к урокам чтения, я выбрала учебную игру. Игра способствует активизации внимания учащихся, развивает познавательные способности, формирует умение работать в коллективе. Возможно, вас заинтересует учеба за границей ваших детей.

Ход урока литературного чтения

I. Организация класса

(Дети вытягивают карточки и делятся на две команды «Х» и «О» – крестики и нолики).

Педагог: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на информационно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут6 конкурсов. Тема игры «Литературные сказки».

Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса проводится итог, который отмечается в игровом поле знаком команды. В игре побеждает та команда, у которых знаков окажется больше.

II. Основная часть

1. Конкурс «Разминка»

Педагог: Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (вопросы на слайдах №3-12)

  • Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар, слайд №4)
  • Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан, слайд №5)
  • Бюро знакомств «Очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка, слайд №6)
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит, слайд №7)
  • Сплю, и вижу принца. (Спящая красавица и молодая царевна, слайд №8)
  • Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор, слайд №9)
  • Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда, слайд №10)
  • Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка, слайд №11).

Педагог: Что объединяет героев этих сказок? (Герои литературных сказок). Какая сказка в этом списке лишняя?

2. Конкурс «Узнай автора»

Педагог: Вам нужно назвать полные имена писателей и коротко рассказать их биографию (слайды 13-21).

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов, 1879-1950 гг.).
  • Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными (Сергей Тимофеевич Аксаков, 1791-1859 гг.).
  • Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин, 1855-1888 гг.).
  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы (Владимир Фёдорович Одоевский, 1803-1869 гг.).

3. Конкурс «Рассуждай-ка»

Педагог: Вам нужно ответить на вопросы, которые вытяните на карточках (слайд 22).

Карточка №1

1) Объясните своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной. Приведите примеры.

2) Сказки из данного раздела близки к народным сказкам или существенно от них отличаются? Почему так считаете?

Карточка №2

1) Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Объясните. Приведите примеры.

2) Представьте, что писатель не использовал бы этот приём. Что бы тогда произошло? Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?

4. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках»

Педагог: Отгадайте слово, вспомните в какой сказке, прочитанной на последних уроках, встречается этот предмет и доказжите отрывком из текста (слайды 23-24).

  • Он поёт месяц, а ворона каркает целый год.
  • Ласточка день начинает, а он кончает.
  • Не нужна ему золотая клетка, а лучше зелёная ветка (соловей в сказке Гаршина «Сказка о жабе и розе»).
  • Мал горшок, да её варит.
  • Сам её заварил, сам и расхлёбывай.
  • Её маслом не испортишь (каша в сказке Бажова «Серебряное копытце»).

5. Конкурс «Кроссворд» (слайд 25)

№1 «Волшебные предметы»

1) …-невидимка
2) …-самобранка
3) …-самогуды
4) …-самолёт
5) …-кладенец
6) …-семицветик
7) …-скороходы
8) В выделенных клетках волшебная-… (шапка, скатерть, гусли, ковёр, меч, цветник, сапоги, палочка).

№2 «Тайна чудища»

1) Материал, из которого был изготовлен подарок для старшей дочери купца: фарфор, стекло, золото.
2) Место, где рос аленький цветочек: лес, луг, сад.
3) Чудище подарило купцу волшебный: башмачок, перстень, колпачок.
4) Старшая дочь купца просила привезти ей: венец, ковёр, рубин.
5) В чудище злой волшебницей был превращён: барон, князь, принц.
(Ответы: золото, сад, перстень, венец, принц, ларец).

6. Конкурс «Герои сказок» (слайд 26)

Вспомнить как можно больше героев сказки за определённое время.

1) Городок в табакерке.
2) Аленький цветочек.
3) Сказка о жабе и розе.
4) Серебряное копытце.

III. Подведение итогов.

Вот и кончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведём итог игре.

 Подсчёт Х и О. Награждение победителей.

Литература:

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,М. Просвещение, 2011

2. Поурочное планирование к учебнику Л.Ф.Климановой, И.В.Клюхина, М.Вако, 2007

3. Начальная школа №6, 2006.

Приложение: Презентация к уроку

Автор: Менджул Зинаида Алексеевна, учитель начальных классов высшей категории, МОУ «Чисменская ООШ» Волоколамского района Московской области, стаж 16 лет.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 14)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!