Регистрация

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников

  • 8 февраля 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
  2. рефлексия содержания учебного материала,
  3. рефлексия содержания деятельности,
  4. рефлексия результатов учебной деятельности.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.

Рефлексия содержания учебного материала на уроках английского языка требует учета специфики изучения предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Лист обратной связи», «Плюс – минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», и др.) можно применять приемы «Книжка-раскраска»,  «Строим дом», «Кирпичики», «Лесенка затруднений».

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе изучения английского языка, так как в условиях отсутствия языковой среды ребенку приходится осваивать лексические и грамматические основы иноязычной речи, непривычного фонетического и интонационного строя.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Синквейн», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Приемы «Бортовой журнал», «Критический анализ урока», «Мини-дневник» легко поддаются изменениям в соответствии со спецификой учебного предмета и наиболее эффективны на этапе совершенствования  рефлексивной деятельности.

Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности

Прием №1. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учащиеся прикрепляют к вазе красный цветок, если им понравилось на уроке, и они узнали что-то новое или синий цветок, если им не понравилось на уроке.

Прием № 2. «Мой город»

Подводя итог урока, класс «проектирует» на классной доске «город» из разноцветных домиков в соответствии со своим настроением: красный домик – если настроение в конце урока восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворительное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. На коллективном проекте прикрепляются солнышко (если настроение у большей части класса приподнятое), облака (если настроение неровное), Тучки (если настроение плохое). 

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания,  позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения. 

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

В данной статье речь шла только об индивидуальной рефлексии учебной деятельности. Однако не менее важным является применение на уроках английского языка приемов коллективной (групповой) рефлексии. Разумное сочетание этих форм приводит к формированию адекватной самооценки учебных достижений младших школьников при изучении английского языка.

В приложении представлены некоторые универсальные приемы рефлексивной деятельности.

«Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности

Автор: Никитина Светлана Ивановна, учитель английского языка МКОУ «Куртамышская СОШ № 1», Курганская область. Почетный работник общего образования.

5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Анна Сергеевна 08.02.2012 в 17:26

Светлана Ивановна, считаю Вашу работу очень полезной.

Svetlana Nikitina 09.02.2012 в 14:49

Спасибо, Анна Сергеевна! Всегда приятно общаться с единомышленниками!

08.02.2012 в 20:27

Хороший способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников не только на уроках английского языка. Приёмы рефлексии будут полезны педагогам в работе.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, Светлана Ивановна!
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

Svetlana Nikitina 09.02.2012 в 14:44

Спасибо, Светлана Александровна! Рада, что нашла единомышленников! И Вам - успехов!

Доркина Татьяна Николаевна 09.02.2012 в 16:20

Очень интересное направление в работе! Удачи!

Сивухина Елена Васильевна 10.02.2012 в 07:24

Интересная работа. Автору спасибо и удачи!

Наталия Васильевна 10.02.2012 в 12:25

Рада, что такая важная тема развития личности ребёнка рассматривается педагогом по английскому языку! Новые стандарты в действии!!! Спасибо!

Svetlana Nikitina 10.02.2012 в 19:04

Уважаемые коллеги! Большое спасибо всем за добрые слова!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!