Регистрация

Диагностика отношения ребенка к школе

  • 12 ноября 2009

Вхождение в школьную жизнь для многих детей представляет большие трудности. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования учителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам также предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Учитель начальных классов может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Мы предлагаем педагогу завести на каждого первоклассника «Диагностическую карту» (см. ниже), в которой представлены показатели адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления:  

  1. настроение ребенка (7 уровней проявления);
  2. контакты со сверстниками (6 уровней);
  3. познавательная активность (5 уровней);
  4. дисциплина (6 уровней);
  5. реакции агрессии, гнева (6 уровней);
  6. страх (5 уровней);
  7. двигательная активность на перемене (4 уровня);
  8. общее самочувствие (5 уровней);
  9. успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

Диагностическая карта

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ________________________

№ уровня показателя адаптации

Показатели адаптации и характеристика их различных уровней

Выбранный уровень
показателя адаптации

Примечание

Настроение ребенка

1

 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

 

 

2

 Эпизодические проявления снижения настроения

 

 

3

 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий

 

 

4

 Вялость, рассеянность

 

 

5

 Заторможенность, истерия, плач

 

 

6

 Выражение негативного отношения к школе

 

 

7

 Полное нежелание идти в школу

 

 

Контакты со сверстниками

1

 Легко и уверенно входит в коллектив

 

 

2

 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками

 

 

3

 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками

 

 

4

 Робок, малоинициативен, избирателен в общении

 

 

5

 Не поддерживает социальных контактов

 

 

6

 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

 

 

Познавательная активность

1

 На уроках проявляет активность и интерес

 

 

2

 Посещает все уроки без принуждения

 

 

3

 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

 

 

4

 Учится без видимого желания

 

 

5

 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

 

 

Дисциплина

1

 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

 

 

2

 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

 

 

3

 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности

 

 

4

 Требования учителя выполняет неохотно

 

 

5

 На уроках часто отвлекается

 

 

6

 Игнорирует требования учителя

 

 

Реакции агрессии, гнева

1

 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

 

 

2

 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

 

 

3

 

 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

 

 

4

 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

 

 

5

 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

 

 

6

 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

 

 

Страх

1

 Страх отсутствует

 

 

2

 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

 

 

3

 Робок, застенчив, легко теряется

 

 

4

 Указанные черты ярко выражены

 

 

5

 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

 

 

Двигательная активность на перемене

1

 Ребенок подвижен, активен

 

 

2

 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

 

 

3

 Двигательная активность низкая

 

 

4

 Двигательная активность всегда низкая

 

 

Общее самочувствие

1

 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

 

 

2

 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

 

 

3

 Периодически жалуется на недомогания

 

 

4

 Жалобы принимают устойчивый характер

 

 

5

 Проявление невротических расстройств

 

 

Успеваемость

1

 Хорошая

 

 

2

 Хорошая/удовлетворительная

 

 

3

 Удовлетворительная

 

 

4

 Удовлетворительная/плохая

 

 

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

9–17

Высокий

Условно благоприятная

18–24

Средний

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к «группе риска». На ребенка «группы риска» заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________

Дата _________________________________________________________

Трудности школьной адаптации

1. В поведении _________________________________________________

2. В учебной деятельности _______________________________________

3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________

2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)

Мать ________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________

4. Наличие других членов семьи ___________________________________

5. Материальные условия жизни семьи ______________________________

6. Жилищные условия ___________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________

8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком.

В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.

Автор: О.Ю. Простатина,
педагог-психолог, г. Москва

«Справочник классного руководителя»

4.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 18)
  • 12 ноября 2009
  • 13541
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!