Регистрация

Школьный кабинет – пространство для творчества и общения

  • 6 ноября 2009

Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности во многом зависит от культурного потенциала образовательной среды. Учебный кабинет как творческая мастерская учителя, как образовательное пространство, в котором учащиеся берегут традиции своей культуры, позволяет реализовать тот потенциал педагога, который представит его как человека, охраняющего своё жилище, свой храм. Творить в таком храме одно удовольствие.

Чем для педагога является школьный кабинет: местом трансляции обязательных ЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счёте, все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: для кого учитель создаёт и развивает предметный кабинет?

Этот вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Иногда учитель очень грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъективность ученика, но продолжает быть верным традициям фронтальной работы, и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует чаще всего, насколько удобно в нём преподавать. В то же время вопрос – насколько удобно и комфортно в этом кабинете учиться – вызывает порой у учителя раздражение, так как многие, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмета, забывая разрабатывать или систематизировать ресурсы предметного кабинета.

В процессе своей педагогической работы я поняла, что учебный успех каждого ученика нужно понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, а кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика.

Работая с детьми, всегда стараюсь увидеть интересы ребёнка. Ведь интересы – всегда признак стоящей за ним способности, они показывают уровень развития, которого ребёнок достиг. А чтобы их распознать, надо не забывать себя в детстве, надо уметь смотреть на мир глазами ребёнка. Только тогда можно будет точнее определить, к чему ребёнок готов, с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать. Единственная возможность научить человека жить в существующих условиях, это, во-первых, создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями; во-вторых, позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают цивилизацию тем, что она есть.

Главные направления работы в кабинете

Раскрытие творческого потенциала личности ученика осуществляется в кабинете в процессе урочной и внеклассной работы.

Содержание работы кабинета:

– научно-исследовательская деятельность учащихся (работа с одарёнными детьми);

– развитие у учащихся литературно-художественных способностей (литературный альманах);

– пробуждение творческого поиска учащихся (проектная деятельность – театр изнутри);

– развитие простейших сочинительских и сценических умений (разработка сценариев);

– экологическое образование: (разработка факультативов «Экология речи», «Экология языка»; участие в конкурсе «Зеленая волна»).

Любимое занятие школьников – самостоятельное сочинение. Подростки с большой радостью откликаются на предложение придумать сказку, написать рассказ под впечатлением сюжета изучаемого или прочитанного дома литературного произведения.

Опыт преподавательской работы с учащимися 5-11 классов по развитию их творчества убеждает в том, что эффективность её во многом определяют позиция учителя, отбор методов обучения, стимулирующих детское мышление, речь, фантазию. В ходе осуществления творческой деятельности человек проявляет способности к постановке цели творчества – созданию новых субъективных образов желаемого результата, новых идеальных моделей – психических образов, получаемых в результате отражения человеком внешнего мира.

Кабинет как литературная гостиная

Цель, которую я преследую – сделать творчество стилем деятельности учащихся, формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению. Так родилась идея создания литературной гостиной. Начальным этапом работы в моей практике стало формирование у подростков непроизвольного интереса к творчеству, преодоление страха перед собственной неумелостью.

Для того чтобы обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, стимулировать развитие художественных способностей я использую эмоциональное и эстетическое воздействие театра. Различные виды творчества образуют своеобразный синтез впечатлений, усиливающий общее эстетическое и духовное восприятие замысла автора.

Литературный текст пьесы, живописное оформление спектакля, музыка и танец – таков художественный сплав, который предлагает ребёнку театр, именно здесь дети находят особенно сильный источник вдохновения.

Так родилась идея эстетической концепции моего кабинета – литературной гостиной. «Театр начинается с вешалки…» – так и наш кабинет, по мнению детей, начинается с вешалки. Функциональный задник может служить выставочным пространством кабинета, а может быть декоративным его элементом.

Театральный занавес – это особый элемент, который используют учащиеся в проектной деятельности. Постановку какого-либо произведения (например, «Белая гвардия» М. Булгакова) начинаем с прочтения. Так же, как в театре, у нас есть актёры, читающие свои роли, есть роль режиссёра, звукооператора, костюмера, директора-распорядителя.

Занавес создаёт необходимую атмосферу духа театра, наличие двух фантазий – литературной и театральной – создаёт необходимое противопоставление образов, пробуждает детское воображение.

Проект принадлежит трём движущим силам, преобразующим кабинет: ученикам – «театр начинается с вешалки»; родителям – занавес и его многофункциональность; педагогу, умеющему правильно направить две предыдущие силы и показать детям, что невозможного нет.

Очень важно, когда тебя понимают, принимают твои замыслы и помогают воплощать их в жизнь. Результат – 1 место в районном конкурсе «Учебный кабинет», 2 место в городском конкурсе «Учебный кабинет» в номинации «Кабинет литературы».

Кабинет как родной дом

Учебный кабинет является и классной комнатой 9 класса «В». Вместе с детьми мы храним традиции класса, стараемся сделать наше образовательное пространство родным домом, в котором зачастую мы проводим большую часть дня. Информативное пространство – наш классный уголок, именно он позволяет нам вспомнить наиболее яркие события четверти, года.

Как учитель русского языка и литературы, как классный руководитель, я уверена, если мы оберегаем свой дом, свой классный дом, если храним традиции, облагораживаем среду, в которой находимся – то будет мир в нашей душе, в нашей школьной семье.

М.Б. Ткаченко,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 г. Новосибирска

5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 40)
  • 6 ноября 2009
  • 9438
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!