Регистрация

Дидактическая игра в начальной школе: основные положения

  • 20 октября 2009

В современной начальной школе не обойтись без дидактических игр. Чтобы эффективно использовать их в учебном процессе, учителю нужно знать о структуре учебной игры, о правилах проведения игры на уроке, об условиях использования дидактических игр. В помощь педагогу определим самые важные положения игрового метода.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Задачи учебной игры

  • стимулирующие (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);
  • образовательные (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);
  • развивающие (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);
  • воспитывающие (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);
  • релаксационные (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);
  • диагностические (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем приобретенных умений и навыков).

Структурные компоненты игры

Дидактическая (обучающая) задача игры формулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности школьников. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется в игровой деятельности, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия (операции) составляют основу игры. Игра – всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действия в игре – это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры – предписания, устанавливающие логический порядок игры. Через правила учитель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры. Их содержание и направленность обусловлены задачами, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, направляют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, придумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

Этапы технологии учебного процесса на основе игры

1. Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения.

4. Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии – анализу своих собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира природы (социума).

Условия эффективности дидактических игр

1. Соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно прежде всего отражать учебный материал урока.

2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:

  • уровень познавательной деятельности учащихся (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
  • уровень коллективности класса (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);
  • характер организации игры (от организации игры учителем до самоорганизации).

3. Определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.

4. Активная творческая позиция каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.

5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель – привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.

6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

7. Подготовка учителя к руководству игровой деятельностью и обучению младших школьников умению играть.

Автор: Н.А. Родионова,
учитель начальных классов
МОУ «Школа-интернат №53» г. Новоуральск

3.5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 21)
  • 20 октября 2009
  • 18810
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 14.12.2009 в 17:42

Сведения очень полезные. Надо предложить студентам для ознакомления.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!