Регистрация

Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников

  • 30 сентября 2009

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как в системе образования, так и в системе воспитания подрастающего поколения. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, его социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – личность, которой присуща высокая социальная активность.

Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)

Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

При данном подходе к обучению и воспитанию основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: проектно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой, и др.

Итак, проектно-исследовательская деятельность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В нашей школе в проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Так 2007 год был юбилейным для нашей школы. Мы отмечали её 30-летие. На уроках русского языка дети писали сочинения о школе, пробовали писать стихи. Некоторые из них были опубликованы в школьной газете.

Все участвовали в конкурсах рисунков и поделок, посвященных юбилейной дате. Собирали материал о выпускниках. Участвовали в подготовке праздничного концерта.

На страницах устного журнала «Школа, время, мы» родители-выпускники  (а таких оказалось немало) поделились воспоминаниями, какой была школа, дети рассказали, в какой школе они учатся сейчас.

Прошла презентация, подготовленного учащимися, фотоальбома «Как много в этом слове – школа!».

Итогом всей проделанной работы была защита проектов «Школа будущего», в которой участвовали как ребята, так и их родители.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного.

В 2007-2008 годах в нашей стране проходили выборы (сначала выборы в Государственную думу, а в марте 2008 г. – выборы президента). Эти события широко обсуждались в СМИ. На уроках окружающего мира в этот период изучались темы из раздела «Человек – член общества».

Ученик 2 класса, Балаев Анатолий, заинтересовавшись, решил провести исследование. Узнать ответы на вопросы: «Что такое выборы, голосование?», «Почему это важно для всех взрослых?», «И важно ли это для детей?». Чтобы было всем детям понятно, как проходят выборы, что происходит в это время в нашей стране, Толя решил провести небольшие выборы в школе, представив, что школа – это сказочная страна.

В голосовании участвовали учащиеся начальных классов.

Кандидатами в президенты сказочной страны были: Человек-паук

Кукла Братц

Смешарик Лосяш.

После подсчёта голосов победила кукла Братц. И вся жизнь в сказочной стране на год была определена.

Итогом данной работы стало понимание, почему необходимо иметь активную жизненную позицию, и что от голоса каждого человека зависит, какой будет наша жизнь.

Балаев Анатолий занял первое место в районном конкурсе «Хочу стать академиком» и представлял свою работу на городском конкурсе.

Ещё одна интересная работа Барышниковой Анны (победитель районного конкурса «Хочу стать академиком») – «Мы – патриоты».

Аня рассказала об организации юных следопытов, членом которой она стала, об истории следопытского движения, о том, как проходило посвящение. Для этого она исследовала историю следопытов, узнала о скаутском движении в России. Подробно рассказала о символике, законах, атрибутах.

Выполнив данный проект, Аня поняла, какие изменения произошли в её жизни, в её мироощущении.

В течение всего учебного года ежемесячно в нашей школе проходят сборы макулатуры. Ребята разных классов соревнуются. Награждаются победители. Чеблаков Владислав решил исследовать, в чём заключается важность сбора макулатуры.

В своей работе он рассказал о возникновении письменности, о том, что использовал человек для письма до появления бумаги. Далее в домашних условиях изготовил бумагу из макулатуры, подробно описав этот процесс. В результате работы Владик сделал вывод о том, что новую бумагу, так необходимую всем, можно получить, не нанося вред окружающей природе.

Из 25 работ 17 посвящены темам патриотизма, гражданственности и нравственности. И это не случайно.

В программу развития школы до 2011 года включён проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков», результатом внедрения, которого должно стать формирование у подрастающего поколения системы ценностей гражданского общества.

Чувство гражданственности и патриотизма у младших школьников формируется не только в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также через игровую деятельность. Ребята участвуют в различных играх и конкурсах: «Зарничка», «Спартакиада», «Игра на местности», «Путешествие по Уралу», «Символика России», ролевая игра «Ваши права», конкурс «Наши корни», развлекательно-познавательная игра «Вечер в деревне», фестиваль-конкурс патриотической песни «Салют Победы», конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей». В них они не раз занимали призовые места.

Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Автор: Е.А. Волынчикова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Екатеринбурга

3.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 17)
  • 30 сентября 2009
  • 16783
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена 30.09.2009 в 22:44

Очень интересный и полезный материал! И самое главное - чувствуется, что в работе есть система. Верится, что у такого педагога вырастут умные и ответственные дети.

Светлана 01.10.2009 в 04:25

Какую полезную работу ведет учитель! Успехов в воспитании детей!

Ольга 30.11.2009 в 15:18

Всё замечательно! Есть система, а также талант педагога... Беспокоит одно, как можно воспитывать патриотов родной страны на примерах супергероев комиксов другой (страны, культуры)?! Заранее прошу прощения, но это явная несуразица! Уверена, можно найти и в отечественной культуре достойные объекты для подобных методических приемов...

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!