Регистрация

Формирование познавательной деятельности с помощью курса «Основы логики»

  • 28 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Мой педагогический стаж 28 лет. Каждый новый учебный год мною начинается с нового поиска на заданный вопрос, как научить ребёнка учиться? Много пришлось мне поработать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, осмысленно выполнять логические операции, делать правильные выводы, рассуждения, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Чтобы дети правильно  мыслили необходимо ребёнку знать, понимать приёмы логического  мышления, и умело ими оперировать в нужной ситуации.

И вот я вышла на идею создания своего учебного курса, который оказывает мне и моим ученикам большую помощь в учебно-воспитательном процессе. Необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.

Школьники должны ясно осознавать мыслительные задачи, знать основные пути их реализации. Я разработала курс «Основы логики».

Формирование познавательной деятельности учащихся.

Задача курса:     

  1. Формирование мыслительной деятельности учащихся начального звена.
  2. Раскрытие конкретного смысла понятий модели мыслительной деятельности.
  3. Повышение логической грамотности учащихся.

Цели:

  • развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением формальной логики, используя подходы:
  • алгоритмический подход к решению задач (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение последовательности действий);
  • объектно-ориентированный подход (умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами, умение описывать предмет по его признакам, свойствам, функциям);
  • системный подход (рассмотрение объектов от простого к сложному);
  • формирование навыков решения логических задач и ознакомление их с общими приёмами решения задач: «с чего начинать рассуждать?» (поиск закономерностей, рассуждение по аналогии, по алгоритму, развитие воображения);
  • расширение кругозора учащихся в области математики, русского языка, окружающего мира.

Психологи считают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте с 5 до 11 лет. И мой курс рассчитан с 1 класса по 4 класс. Материал разделён по классам, по четвертям. Обучение происходит в занимательной и игровой форме. Каждая тема заканчивается диагностической работой, которая мною составлена. Совместно с психологом провожу контрольные срезы в виде тестов 3 раза в течение учебного года.

Содержание урока логики связано с предметными и метапредметными знаниями учащихся. Пробовала я соединять содержания урока основы  логики и урока математики, казалось бы, они взаимосвязаны, но такой эффективности понимания материала учащимися не произошло, какой я получаю сейчас.

На отдельном уроке логики больше времени отводится на понимание содержания каждого понятия и умения применить его на других уроках. Дети выполняют мыслительные операции не на уровне интуиции, а осмысленно, с пониманием. Работая с группой учителей, я обмениваюсь своим опытом работы. Давала открытые уроки по «основам логики» учителям, завучам школы, района, края.

Работала я с детьми, обучающимися по разным программам: развивающее обучение, традиционная школа. Везде прекрасно приживается урок логики. Какая огромная помощь в учении оказали мои уроки ребятам из класса коррекции. Дети научились учиться. Результат моей многолетней работы по созданию, апробированию курса «Основы логики» – повышение интеллекта ученика, повышение качества обученности.

Результатом  моей работы стали работы учеников. Диагностические работы провожу совместно с психологом по методике Равена.

В процессе обобщения важную роль играет абстрагирование, а результатом является понятие. Чтобы приобщить какой-либо предмет к тому или иному роду, необходимо не только изучить его всевозможные признаки и сравнить их с признаками других предметов, но и установить существенные признаки, абстрагируясь от других и находя общее, указать род данного предмета.    

Формирования логических навыков учащихся представляет особо важную проблему. Логика необходима там, где имеется потребность привести в порядок эмпирические знания. Обеспечивает взаимопонимание учителя и учащихся, помогает развитию творческого мышления.

Диагностические  методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы.

Учащиеся, в которых классах я вела свой курс «Основы логики», не потеряли интерес к учебным занятием в среднем и старшем звене. В данном классе было много медалистов. От учителей-предметников множество благодарностей было получено в мой адрес за внедрение моих идей. Дети умели самостоятельно организовывать учебный процесс.

Я очень рада, что спустя 17 лет, мои труды не прошли даром. В новых стандартах второго поколения включена программа по формированию логического мышления. Я согласна, что ребёнка надо «учить учиться».

В настоящее время я имею возможность поделиться  с коллегами своим опытом по формированию логического мышления учащихся через учебно-воспитательный процесс (на примере урока логики в 1 классе).

Тема урока: формирование логического приёма – обобщения.

Цели урока:

1. Формирование мыслительной деятельности учащихся через средства, логические приёмы: сравнение, анализ, абстрагирование и выход на обобщение, используя общие (сходные) признаки предметов данного множества.

2. Совершенствование знаний, умений, навыков определять закономерность, по заданной закономерности выполнять задание, строить логические квадраты, используя свою закономерность.

Автор: Сутугина Надежда Александровна, учитель начальных классов, высшая  квалификационная категория, МОУ Шушенская СОШ № 3, п. Шушенское, Красноярского края, стаж работы по специальности 28 лет.

Надежда Александровна – руководитель ШМО, руководитель ТГ «Внедрение новых ФГОС», участвует в конкурсах совместно со своими учениками: ее ученик занял 3 место в России в дистанционной викторине «День Математики в Сказочной стране» и т.д. Фото автора логика

Приложение: План урока логики в 1 классе. Диагностическая  работа. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу начальной школы.

3.1 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 44)
  • 28 января 2011
  • 7566
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 29.01.2011 в 21:46

Уважаемая Надежда Александровна! Ваша работа напечатана? Очень хотелось бы с ней познакомиться. Я тоже в ГПД провожу занятия клуба "Логика", использую работы А.З.Зака, Л.Ф. Тихомировой .

Sergejs 19.04.2011 в 13:04

Zdraste, ja iwu Andreja Pavlovi4a, vi znaete takova? imu 40 let zivjot v gorode Kohma. Imu do4ka est ejo imja est Lubov. eta ne vi?

Sergejs 19.04.2011 в 13:11

Skype SergejsAntonovs Piwite esli wtota znaete.

Ольга Александровна 03.02.2011 в 21:15

Надежда Александровна, Вами проводится очень нужная и важная работа. Логическое мышление - это основа для развития всех мыслительных процессов. Успехов в работе!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!