Регистрация

Организация информационной деятельности учащихся начальных классов

  • 22 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Система образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, стратегических направлений систем образования, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества.

Что значит работать с информацией? Это означает, прежде всего, уметь оценить её значимость для решения той или иной проблемы, уметь анализировать информацию, выявлять с её помощью всё новые проблемы в конкретной области знаний, выдвигать гипотезы их решения, определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем.

В настоящее время в начальной школе определены два структурных подхода к организации информационной деятельности учащихся.

1. Информатика изучается как отдельный предмет, предусмотренный в школьном компоненте учебного плана. Уроки проводятся учителем информатики в компьютерном кабинете с делением класса на подгруппы.

Урок в компьютерном классе

Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики  в формирование современной научной картины мира;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий  в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе, проектной деятельности.

2. Включение информационной деятельности в предметное обучение.

Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки, наглядные интерактивные модели упрощают понимание предмета, использование текстового редактора помогает организовать коллективную работу над текстом.

Учителя начальных классов применяют ИКТ в следующих режимах:

  • в обучении;
  • в иллюстрации изучаемого материала;
  • в тренировочном, для отработки умений и навыков после изучения темы;
  • для диагностического тестирования качества усвоения материала;
  • в режиме самообучения;
  • в работе с отстающими учениками;

Выступление с опорой на мультимедиа – презентации используется не только учителями, но и учащимися. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука, помогает учащимся начальной школы организовать свои мысли и речь.

Урок с использованием интерактивной доски

В процессе обучения в начальной школе с помощью информационно-коммуникационных технологий ученики узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяют свой кругозор. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы.

Информационная среда может расширяться за счёт использования различных источников информации:

  • ресурсы библиотечного фонда;
  • экскурсии;
  • музейная педагогика;
  • исследовательская деятельность;
  • возможности сети Интернет.

Традиционным стало проведение в начальной школе конкурсов исследовательских проектов. Проектная деятельность требует от учащихся умения находить и извлекать информацию, усваивать её в виде новых знаний, применять на практике.

Интеллектуальная игра

В заключении отметим, что организация информационной деятельности в начальной школе даёт учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые применяются при изучении различных предметов. Главное – не только компьютеры и другое оборудование, а идеи и учителя, способные и желающие эти идеи реализовывать. Компьютеры постепенно приходят во все школы и во многие квартиры учеников, и задача педагогов уже в начальной школе сформировать умения и привить желание их правильно и содержательно использовать.

Автор: Ирина Александровна Рабченок, учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 города Екатеринбурга

Фото автора

Irina

3.5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 28)
  • 22 сентября 2010
  • 7515
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!