Регистрация

Гиперактивный ребёнок в школе. Признаки, следствия, рекомендации

  • 17 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Учитель набирает новых первоклассников. И вот среди них встречаются самые настоящие «живчики». Они непоседливы, импульсивны, не умеют сосредоточиться, отвлекают на себя внимание соседа, а иногда и всего класса. Психологи называют их гиперактивными. Специалисты называют такое поведение – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Гиперактивный (в переводе с греч.) – действенный, деятельный. Гиперактивность – синдром дефицита внимания, но у ребёнка младшего школьного возраста – это и отвлекаемость, и неусидчивость, и импульсивность, иногда граничащая с агрессивностью.

Каковы психологические особенности, трудности таких детей? Какие они, эти «шустрики», не подчиняющиеся общим законам воспитания? Как решать проблемы, возникающие в ходе обучения и воспитания таких детей? Ведь ни для кого не секрет, таких учеников становится с каждым годом всё больше и больше.

Традиционные формы учебно-воспитательной работы в данном случае оказываются неэффективными. Учитель должен знать и объяснить родителям ребёнка, что гиперактивность маленького непоседы – это не его вина. Строгость в требованиях, наказания, авторитарность здесь не помогут, а вызовут бурю негативных эмоций. Необходимо проявить максимум терпения и немало времени, чтобы минимизировать последствия гиперактивности.

Признаки гиперактивности:

– ребёнок находится в постоянном движении и не умеет себя контролировать;
– задаёт кучу вопросов, часто не дослушивает ответы на них;
– говорит много и сбивчиво;
– поведение неуправляемое, ребенок не понимает, что такое запрет;
– частое переключение внимания с одного вида деятельности на другой;
– ведёт себя агрессивно, провоцирует конфликты с окружающими;
– мешает и отвлекает одноклассников во время урока;
– теряет личные вещи или забывает их;
– отсутствие аккуратности, небрежность;
– капризен, обидчив, плаксив.

Следствия гиперактивности:

– низкая самооценка;
– плохая успеваемость.

Рекомендации для учителя:

– такие дети должны всегда находиться на глазах у учителя;
– расписание уроков должно быть постоянным;
– нельзя перегружать домашними заданиями;
– частое включение на уроке физ.минуток, гимнастики для пальцев, для глаз;
– оказание помощи в случае затруднений;
– привлечение к общественно-полезному труду;
– частая похвала за достигнутые успехи;
– использование на уроках соревновательных моментов, игровых технологий;
– постоянный контроль над выполнением заданий;
– включение в учебный процесс упражнений на развитие внимания, памяти, воображения;
– воспитание навыков самоконтроля.

Упражнения на развитие внимания, сосредоточенности

1. «Ладошки»

Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей (правую ладонь на левое колено соседа справа и наоборот). Ладошки должны поднимались поочередно. Ладошки, не поднятые вовремя, выбывают из игры.

2. «Съедобное – несъедобное»

Учитель показывает картинки или муляжи овощей, фруктов. Если то, что показал учитель съедобное, дети встают, если нет – присаживаются на корточки.

3. «Летает – не летает»

Учитель называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки вверх, если нет – руки вниз. Учитель может «ошибаться» – это будет ещё занимательнее, а дети будут внимательнее.

Летает - не летает

4. «Построй колодец»

Детям раздаются счётные палочки. Задача выстроить колодец, чем «глубже», тем лучше и, при этом, не сломать постройку.

Литература:
Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат, 1992
Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
Психология: словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: ЭКСМО, 1990
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 т. – М.: Владос, 2000
Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Автор: Надежда Викторовна Болутанова (Надежда Викторовна), учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Тресвятская СОШ» Новоусманского муниципального района Воронежской области, стаж работы по специальности – 15 лет.

О себе: Работаю учителем начальных классов, по совместительству проработала педагогом-психологом 6 лет. Увлекаюсь чтением книг по детской психологии.

Фото автора

4.1 из 5 звезд
(голосов: 30, сумма баллов: 122)
  • 17 сентября 2010
  • 6026
  • 22

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (22)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


каусария гаязовна 17.09.2010 в 23:54

Публикация мне понравилась. Многому можно научится. Особенно , учителям начальных классов. Молодец.

Болутанова Надежда Викторовна 18.09.2010 в 00:52

Каусария Гаязовна, спасибо большое за отзыв, за добрые слова поддержки!

Тамила Николаевна 19.09.2010 в 10:54

Надюша, спасибо за очень полезный материал для нас, учителей начальных классов. В это сумбурное время дети в основном гиперактивные и приходится очень много работать, чтобы хоть как-то направить их энергию в еужное русло. Твой материал как раз кстати. С удовольствием беру его и буду использовать в своей работе со своими девчонками и мальчишками - ветерками.

Болутанова Надежда Викторовна 19.09.2010 в 18:21

Тамила Николаевна, спасибо за комментарий! Рада, что мой материал Вам пригодится! Удачи!

Людмила 21.09.2010 в 19:06

Уважаемая, Надежда Викторовна, спасибо за интересный материал. Ваша работа доступна для каждого учителя! Замечательно!!!

Болутанова Надежда Викторовна 21.09.2010 в 22:28

Людмила, спасибо за отзыв о моей работе!

Татьяна Михайловна 22.09.2010 в 19:00

Надежда Викторовна, постоянно слежу за Вашим творечством. Восхищаюсь разносторонними интересами, Вашей активностью. Так держать!

Болутанова Надежда Викторовна 22.09.2010 в 23:15

Татьяна, спасибо за комментарий и за слова поддержки!

Анна Пономаренко 28.09.2010 в 22:16

Замечательная работа!

Болутанова Надежда Викторовна 28.09.2010 в 22:51

Анна, спасибо за комментарий!

Ирина Адриановна 03.10.2010 в 12:54

Хорошие рекомедации для коллег. Хотелось бы познакомиться с более развернутыми разработками автора статьи.

Болутанова Надежда Викторовна 03.10.2010 в 23:10

Ирина Адриановна, спасибо за комментарий! А с более развёрнутыми наработками постараюсь познакомить читателей. Описать подробно, как работать с каким ребёнком - это индивидуальная, долгая и кропотливая работа! Я постаралась дать рекомендации возможных вариантов работы. Но, конечно, они не применимы для всех "живчиков". Повторюсь, здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку и учёт его психологического портрета.
С уважением, Надежда.

Любовь Владимировна 03.10.2010 в 13:46

Позволю себе опровергнуть пару фактов из статьи - низкая самооценка не обязательно следствие гиперактивности , чаще всего у таких детей самооценка завышена. И из рекомендаций для учителя только три момента имеют практическую направленность для таких детей - "такие дети должны всегда находиться на глазах у учителя;
расписание уроков должно быть постоянным;постоянный контроль над выполнением заданий;" а остальные рекомендации должны быть реализуемы для всех детей класса, это норма в работе учителя.Конечно было бы интересно узнать, "воспитание навыков самоконтроля" - как Вы работаете в этом направлении с такими детьми? Ведь эти традиционные игры -«Съедобное – несъедобное»,«Летает – не летает»- это мизер для такой работы. И не принимайте близко к сердцу моё мнение - это всего лишь мнение.Но я думаю, что содержание статьи скорей теоритическое,чем практическое .Всего Вам доброго в Вашей работе!

Болутанова Надежда Викторовна 03.10.2010 в 23:31

Любовь Владимировна, спасибо Ваше мнение! Конечно, Вы в праве опровергать что-то в статье! Я исхожу из опыта работы, но никак не теории.
Низкая самооценка - это не обязательно следствие гиперактивности. Причин низкой самооценки очень много. Согласна с Вами, но опять же из опыта работы отмечу, что такое вполне возможно. У меня в классе 5 человек СДВГ и у 3-х - заниженная самооценка. Причина: родителям не хватает терпения с такими детьми, их наказывают, даже применяют рукоприкладство. А дети, в свою очередь, отвечают вспышками ярости и негативизма. На уроках не поднимают рук, с одноклассниками почти не общаются. Они боятся, что ответят не правильно, что их прогонят одноклассники и т. д., т. п.
Навыки самоконтроля прививать тяжело, но хвалю за каждое слово, хороший поступок: "Ты сам нашёл ошибку? Какой ты умница! Я горжусь тобой!" и так далее в этом направлении: завязал сам шнурок - "Молодец", полил цветок - "Молодец", помог Ане собрать карандаши - "Молодец"
Традиционные игры, хоть и кажутся "мизером", но они превосходно помогают сконцентрировать внимание детей!
С гиперактивными детьми и родителями работают и учитель, и психолог, и социальный педагог. А я показала только варианты работы в классе, которые, безусловно, не могут быть применимы ко всем подряд!
С уважением, Надежда.

Любовь Владимировна 04.10.2010 в 01:50

Надежда Викторовна, я очень переживала из-за своего комментария. 4 года я вела проект "Формирование самооценки на основе рефлексии" , отсюда и мои выводы.Спасибо Вам за понимание. С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ!!!

Болутанова Надежда Викторовна 04.10.2010 в 07:25

Любовь Владимировна, Вы высказали своё мнение, написали хороший комментарий к работе! Не переживайте, я адекватно отнеслась к комментарию. Поэтому и постаралась дать более полный ответ (на сколько это возможно!) С наступающим праздником! Творческих Вам успехов и вдохновения в работе!

вера Васильевна 05.01.2011 в 14:22

НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА! с наступившим новым 2011 годом! Успехов в работе с детьми! Я свами согласна, что детей надо хвалить, использовать соревновательные моменты, и обязательно контролировать выполнение заданий. С уважением!

Болутанова Надежда Викторовна 05.01.2011 в 14:56

Спасибо, Вера Васильевна, за комментарий! Ждём Ваших разработок!

20.09.2011 в 22:38

Помогите мне пожалуйста! Мой сынок 8 лет учится во втором классе. Он гиперактивный, не поседливый, ругается матом, и тд. Учителя и директор против такого ребенка , отказываются от него, хотят лешить меня родительских прав, или отправить ребенка в спец школу. Успеваемость в школе нормальная, только бывает ленится. Помогите мне, к кому мне надо обратиться, что бы мне помогли, что бы не разлучили меня с сыном. Может какие лекарства есть???

Болутанова Надежда Викторовна 09.10.2011 в 01:41

Уважаемый автор (к сожалению не знаю имени), помощь по переписке оказать очень сложно! Необходимо полное обследование ребёнка. Если Вам нужна обычная, общая консультация, то напишите мне по адресу bolutanova@mail.ru или через форму обратной связи на персональном сайте http://bolutanova.ucoz.ru/index/obratnaja_svjaz/0-34

Валентина Алексеевна 13.10.2011 в 18:07

Надежда Викторовна! Спасибо за предоставленный в работе материал. Хорошая работа, нужный материал. В моём классе есть такой мальчик. Как с Вами связаться для более подробной информации и конкретной помощи? Нуждаюсь в квалифицированной помощи педагога-психолога.

Болутанова Надежда Викторовна 13.10.2011 в 22:08

Валентина Алексеевна, конечно, попытаюсь Вам помочь, но повторюсь, что по переписке это крайне сложно. Обращайтесь по адресу bolutanova@mail.ru или через форму обратной связи на персональном сайте http://bolutanova.ucoz.ru/index/obratnaja_svjaz/0-34

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!