Регистрация

Модель воспитательной системы класса: из опыта работы

  • 27 января 2016

Введение

В современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Что такое воспитание? В своей работе я руководствуюсь следующим определением: Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Что бы процесс воспитания проходил успешно, надо стать помощником ребенку в его жизненном самоопределении. И только совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащегося позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии детей, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.

Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

В составе детского коллектива 27 учащихся: 11 мальчиков, 16 девочек. Коллектив сформировался 1 сентября 2005 года. На начало обучения в 1 класс пришли 26 учеников, из них 15 девочек и 11 мальчиков. Все учащиеся были зачислены на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. 8 учеников во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготовленности к обучению в школе, 14 – средний и четыре ученика – низкий уровень подготовки. У большинства учащихся выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и моторики правой руки. При медицинском осмотре семнадцать детей были признаны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе. У них обнаружены заболевания: сердечно-сосудистой системы, сколиоз, органов дыхательных путей, нарушение зрения.

Не все дети посещали детский сад. Здесь я столкнулась со следующими трудностями. Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая это группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя-тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала!», «Ты, мама, ничего не понимаешь». Здесь важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Серьезной проблемой стало имущественное расслоение семей. Класс как бы поделился на детей из семей, имеющих большие материальные возможности, и из семей, менее обеспеченных. Дети поставлены перед выбором истинно культурных ценностей.

По желанию родителей учащиеся были определены в класс по развивающей программе на основе принципов системы Л.В. Занкова. В классе обучаются дети из четырех близлежащих населенных пунктов, 80% учащихся из поселка Агалатово.

До поступления в 1 класс 10 учащихся занимались в музыкальной школе, после прослушивания учащихся музыкальным руководителем дополнительного образования 90% учащихся было записано в школьную хоровую студию «Созвучие», а со второго класса этот состав учащихся стал заниматься в музыкальном театре.

Большинство детей отличаются высоким уровнем работоспособности и познавательной мотивации. На протяжении четырех лет обучения отличный уровень в учебе показывают 3 ученика. Хорошистами в нашем классе являются Жора Б, Лера Г, Максим З, Кристина К, Карина К, Рафаэль К, Полина С, Егор С, Настя С, Вика Т, Настя Т, Юля Ф, Лиза Ф, Миша Ч, Саша Ш, Антон Я, Аня Я, Лия Х.

Те ребята, у которых есть удовлетворительные отметки, стремятся изменить ситуацию к лучшему. Необходимо отметить ответственное отношение детей к выполнению домашний заданий, различных поручений, дежурству по классу. С 1 класса ведется работа над формированием классного сообщества. Одна из активно используемых форм работы – собрание классного коллектива. В 1 классе были выработаны и приняты основные правила жизнедеятельности в классе (см. приложение 1).

Системообразующим видом деятельности является классное самоуправление. Главное – помочь детям организовать его и научить в нем работать. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. В 2 классе родители предложили ребятам распределить поручения в классе. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу совет класса. В каждом секторе есть куратор (из числа родителей). Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности (см. приложение 2).

Большинство родителей постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. Из 26 семей учащихся класса шесть неполных, в них воспитанием занимается одна мать. Трое учащихся из многодетных семей. Детям созданы условия для учебного труда и отдыха. Социально неблагополучных детей и семей не выявлено. Анализируя психолого-педагогические характеристики учащихся и социальный запрос родителей, а также, принимая во внимание ресурсное обеспечение школы: материально-техническую базу, два бассейна, зал хореографии, музыкальный зал, актовый зал, 2 спортивных зала, инвентарь и оборудование, развитие системы дополнительного образования (15 кружков и секций), я поставила перед собой цель: Создать условия, где могут проявиться различные качества личности ребенка.

Для достижения этой цели, с моей точки зрения, необходимо для моего класса решить следующие задачи:

  1. Организацию жизни единого детско-взрослого коллектива осуществлять совместно с родителями учеников - именно так, чтобы она станет безопасной средой личностного становления каждого ребенка,
  2. Разработать программу Школы для родителей.

Свидетельством того, что происходит процесс становления и развития классного коллектива, является появление и поддержание классных традиций: день именинника, ежемесячные совместные выезды детей, родителей и учителей, совместные новогодние классные огоньки, ведение фотолетописи класса.

Анализ социометрических исследований показал, что каждый ученик класса принят, т.е. в классе нет ребят, которые входили бы в группу, так называемых «изолированных» Большинство ребят класса получает 3-4 выбора от своих товарищей. Есть в классе и группа явных лидеров. Это те ребята, которые получают наибольшее количество выборов (Даша Т., Вика Т., Алена Б., Рафаэль К., Вероника М., Юля Ф., Миша Ч.). Эти ребята являются и лидерами в учебе. С помощью анкеты «Мой класс» была исследована удовлетворенность учащихся сложившихся отношениями в классе. 84% учащихся удовлетворенны отношениями в классе. Ребятам также был предложен вопрос о том, с удовольствием ли они ходят в школу. Большинство из них ответило положительно.

Цель, задачи и принципы развития воспитательной системы класса

Цель: создать условия для становления опыта самопознания, самовыражения и достижения ребенком своего успеха. Механизмом достижения данной цели является сопровождение коллектива класса и всех участников воспитательного процесса.

Задачи:

  • вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая выступает системообразующим и системоинтегрирующим фактором воспитательной системы класса и способствует самопознанию и реализации ребенком возможностей и способностей;
  • своевременное выявление и решение учебных и социально-эмоциональных проблем учащегося с использованием психолого-педагогического инструментария;
  • вовлечение родителей учащихся в учебно-воспитательный процесс.
  • координация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей, специалистов школьной службы сопровождения);
  • создание системы традиций классного сообщества, содействие развитию культуры общения и построению межличностных отношений.

Принципы:

  1. Принцип «само», который реализуется через создание условий для формирования опыта воспитанника строить свою собственную деятельность, свой успех, быть ответственным за свой выбор;
  2. Принцип сотрудничества и сотворчества, который является основой взаимодействия всех участников образовательного процесса и предполагает опору на лучшие стороны партнера, доверительные и доброжелательные взаимоотношения, совместное принятие целей и правил, активное участие в совместной деятельности. Кроме того, познать и выразить себя можно только через взаимодействие с другими людьми, через сотворчество и сотрудничество;
  3. Принцип толерантности, который предполагает понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия;
  4. Принцип заботы, который лежит в основе воспитания человека;
  5. Принцип проектности, который формирует способность к осуществлению деятельности в «проектном режиме», формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию разных точек зрения и т.д.
  6. Принцип системности, который определяет целостность образовательного процесса: воспитательная работа органично сочетается с учебной деятельностью.

Прогнозируемый результат

Человек, овладевший культурой проектной деятельности - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», обладает качествами, в том числе:

  • владеет базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;
  • знает себя и умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;
  • владеет общеучебными умениями и навыками;
  • готов к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);
  • способен осмыслить, освоить, разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность.

Модель воспитательной системы класса: из опыта работы

Автор: Филатова Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 30 лет, МОБУ «Агалатовская СОШ», Ленинградская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Тарасова Ирина Викторовна 03.09.2018 в 18:15

Очень грамотно и увлекательно. Выстроена серьёзная модель жизнедеятельности класса на перспективу. Также актуальна проектная деятельность. Все тезисы обоснованны и отражают реалии сегодняшнего дня. Спасибо, взяла на заметку.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта