Регистрация

Возможности применения технологий развивающего обучения в коррекционной работе логопеда

  • 7 июля 2016

Система развивающего обучения – это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Развитие достигается на основе реализации всего комплекса составляющих ее компонентов, определяющих и образующих процесс обучения, – целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также особой атмосферы обучения, организационных форм и учета его результативности. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу. Её можно использовать и на коррекционных занятиях.

Создание гуманистической школы изменило ценностные ориентации: обучение переакцентировано с усвоения готовых форм знаний и воспроизводящих видов деятельности на активизацию поисковых форм работы, связанных с процессом получения знаний. Согласно исследованиям психологов, при такой переориентации воспитанник становится субъектом полноценного развития, активно включается в процесс самостоятельного добывания знаний в коллективно-распределённых формах деятельности, в совместной работе с учителем и имеет возможность более ярко проявить свои творческие способности.

Центральной задачей в рассматриваемой системе обучения является общее психическое развитие ребёнка – развитие его ума, воли, чувств. Всё это создаёт надёжную основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс обучения не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся, является базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика в обучающем процессе, актуализацию процессов смыслотворчества.

Предполагаемые результаты технологии развивающего обучения – обеспечение совместной или самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой учащиеся сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Разные виды обучения вызывают различные сдвиги в в развитии. Это может быть:

  • частично развивающее (традиционное) обучение – усвоение детьми новых знаний;
  • развивающее – овладение обучающимися способами активной деятельности;
  • кардинально развивающее – перевод обучающихся на новые стадии интеллекта (от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению, от эмпирического к теоретическому);
  • развитие, опережающее обучение – в ходе специальных упражнений раскрываются обучающимися их дальнейшие возможности и перспективы.

Показатели реализации современных образовательных технологий

№ п/п

Образовательные и воспитательные технологии

Показатели   реализации

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология, «Педагогика сотрудничества», технология рейтинговой оценки уровня обученности учащихся)

Нравственное и эмоциональное воспитание личности, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. 

Создание комфортных условий на занятиях через объективное оценивание достижений обучающихся.

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, технология педагогической мастерской,)

 

 

Игровые – формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Проектные – формирование навыков проектной деятельности (долгосрочное планирование преподавания предмета, отчёты-презентации). Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к  профессиональному и социальному самоопределению.

Проблемное обучение – создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Технология педагогической мастерской – введение учащихся в процесс познания, в поиск знаний. Проблема ставиться учениками, сочетание индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества.

3.

Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (индивидуализация обучения, программированное обучение, групповые технологии, новые информационные технологии обучения,  тестовые технологии, технологии уровневой дифференциации)

 

Групповые – обеспечение активности учебного процесса (работает каждый ученик). Достижение высокого уровня усвоения содержания. Использование метода взаимного обучения и формы динамических пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.

Информационные – формирование умений учащихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование умений принимать оптимальные решения. Изменение и неограниченное обогащение содержание образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

Технологии уровневой дифференциации – повышается уровень мотивации учения. Каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются  в своих способностях. Слабые получают возможность испытать учебный успех.

Тестовые технологии – проверка значительного по объёму учебного материала, возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником.

4.

Педтехнологии развивающего обучения (технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личностно-ориентированное развивающее обучение)

Технология развивающего обучения – обеспечение совместной или самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при которой учащиеся сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

5.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Их использование позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. Это даёт положительные результаты в обучении направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных. Л.В.Занков подчеркивал: «Обучение соотносится с ходом общего развития обучающихся не по отдельным дидактическим принципам, а как система, которая приводит к определенным результатам в целостном общем развитии школьников».

В основу разработки дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова положены следующие теоретические положения из психологического наследия Л.С. Выготского:

  • обучение должно идти впереди развития:
  • правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. В центре внимания при обучении по новой системе – растущая и развивающаяся личность младшего школьника;
  • система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера;
  • педагогика должна ориентироваться на завтрашний день детского развития;
  • обучение должно идти в «зоне ближайшего развития», а не актуального.

Целесообразна логопедическая коррекция с опорой на ЗБР. Определяется основа для компенсации, выявляется, на какие сохранные качества ребёнка можно положиться (на широкий запас знаний или на положительную мотивацию к учению).

Развитие должно осуществляться на базе сотрудничества. Особая доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов, продвижение детей в развитии. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.

Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания. В ней поставлена задача – дать общую картину мира на основе науки, литературы и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, т.к. идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников – их тяге к познанию мира.

Наряду с преподаванием предметов в классе большое внимание уделяется экскурсиям, наблюдениям за жизнью людей и природы в городе и деревне. Поэтому в системе уделяется такое большое внимание личным наблюдением обучающихся за окружающим миром.

Самим методам обучения по всем предметам свойственна многогранность. Методы на логопедических занятиях направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены к пробуждению не только ума, но и эмоциональной сферы. Это отражено

1) в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Подобный подход определяет богатство предметного содержания образования в системе Л.В. Занкова, многообразие различных активных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. В данной системе методике присуще свойство вариативности, а организационным формам учебных занятий – динамичность и гибкость. Одна из важнейших задач учителя –  создание благоприятной, психологически комфортной обстановки в классе как условия активного включения учащихся в процессе усвоения и присвоения учебной информации, самостоятельного добывания знаний.

2) в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Другим направлением в разработке Л.С.Выготского является исследование под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. «Ребёнок является не объектом воздействия учителя, а субъект учения». Обучение на высоком уровне сложности – предлагается выполнить задание, которое он сам осуществить не может, но такое, чтобы обучение было возможным. Тогда ребёнок переходит на более высокий уровень. Другим условием является использование дозированной помощи, системы подсказок. Количество подсказок определяет величину ЗБР. Умственное развитие и обучаемость фиксируется по трём показателям:

  • активность – пассивность;
  • способность к логическому переносу – его отсутствие, «частичный» перенос;
  • восприимчивость к помощи.

3) в личностно-ориентированном обученим И.С.Якиманской. По И.С.Якиманской функция учебной деятельности не должна сводиться к овладению теоретическими знаниями. В процессе обучения у детей должны формироваться практические навыки и умения. «Без этого знания не могут быть ни усвоены, ни правильно использованы». 

4) в использовании положительных эмоций и мотивов в обучении и развитии В.Ф.Шаталова. Формирование мотивации – создание обстановки психологической безопасности для ребёнка, стимулирование самооценки, создание возможности выбора в занятиях, повышение личной ответственности ребёнка.

5) в правильно организованном обучении Г.Лозанова. Правильное организованное обучение Г.Лозанова предполагает установку логопеда или дефектолога на резервные возможности ученика, широкие вариации условий обучения, ситуацию свободного общения на занятиях. Выявляются скрытые резервные возможности памяти. Запоминание приближается к непосредственному в момент спокойной предметно-игровой деятельности путём многократного повторения. Роль неосознанного велика, так как оно разгружает сознание ученика.

Большинство авторов показатели умственного развития не сводят к знаниям, а привлекают внимание к активности, инициативе учащихся в ходе приобретения и применения знаний. На основе их учений можно сформулировать общие принципы развивающего обучения:

1) Ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (усвоение материала от абстрактного к конкретному)

 Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип предполагает, что обучающиеся в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Как показывает практика обучения по данной системе, школьники любят исследовательско-поисковую работу, им нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений.

2) Обучение на высоком уровне трудности

«Если учебный материал таков, что перед школьниками не возникает препятствий, то развитие идёт вяло». Но здесь подразумевается доступный уровень трудности для детей с речевыми нарушениями. Формирование навыков происходит на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений зависимостей.Предъявляются задания , «нащупывающие» верхний предел возможностей. Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, соотнесение слов к группам. Принцип более высокого уровня трудности в обучении нельзя понимать прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных для ребенка, таких, которые идут в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы.

3) Осознание школьниками процесса учения (анализ, планирование, рефлексия)

 Осознание учеником процесса познания: что нового он узнал. Принцип осознания процесса учения не отрицает и не противостоит принципу сознательности. Принцип сознательности связан с пониманием сообщаемых знаний, он направлен на объект познания. Ведь ребёнок порой не знает, что ему надо исправить, над чем надо поработать и каким образом. Использование разнообразного и разностороннего содержания приводит к непрерывному обогащению ума. На коррекционных занятиях должна исключаться однотипность упражнений при прохождении одной темы.

4) Изучение материала быстрым темпом 

 Принцип прохождения материала более быстрым темпом противостоит топтанию на месте. Такой подход к деятельности обучающихся определяет количество заданий: они должны давать пищу для ума.

5) Систематическая работа над общим развитием как сильных обучающихся, так и слабых 

Это подтверждается и теорией Л.С.Выготского, который считал, что развитие происходит из сотрудничества разных по уровню развития детей. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс – это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало.

Поэтому такое большое внимание Л.И.Занков отводил наблюдения учителя за всеми учениками, указывая, чтобы он уделял особое внимание к проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечал у детей самый незначительный успех в работе, вселял в них уверенность в своих силах. Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем. Чтобы вызвать радость успеха, надо уметь найти, за что похвалить ребенка – даже за правильно написанную букву, т.к. положительные эмоции вызывают деятельное состояние клеток коры головного мозга. Любое негативное чувство угнетает, затормаживает движение клеток, сковывает человека. Доверительная атмосфера снимает психологический барьер и между учащимися и учителем, и между самими учениками.

Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих обучающихся. Дети не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы. Ум и душа школьника на занятиях и дома должны трудиться.

Для новой системы характерен другой путь познания – «от учеников». Идти «от учеников» в процессе познания – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет и ведет учеников в их поиск. Выражая свои мысли и чувства, свое отношение к изучаемому, они проживают свое учение. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.

Предлагаемая система носит примерный характер и зависит от состава учащихся и степени выраженности дефекта, предполагает творческое использование в логопедической работе:

1. Используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-путешествие, урок-праздник, урок-игра, урок-спектакль и др.

2. Наряду с коррекционными и развивающими задачами решаются воспитательные.

3. Участие в мероприятии принимают все учащиеся класса (или классов), где обучаются дети, занимающиеся на логопункте.

4. Проводится предварительная подготовка, которая включает организацию и проведение конкурсов по теме занятия, разъяснение детям целей мероприятия.

5. Каждый участник подготовки мероприятия получает поощрение.

6. Создаётся ситуация успеха, которая позволяет учащимся, занимающимся на логопункте, продемонстрировать свои достижения.

7. Выбирается единый сюжет, который объединяет все этапы занятия.

8. Прослеживаются все этапы работы по коррекции речи с данной группой детей.

9. Переход от одного этапа к другому осуществляется через создание проблемных ситуаций

10. Присутствует планирование деятельности и рефлексия.

Стратегия развития понимается как раскрытие творческого потенциала ребёнка, усиление заложенных в нём возможностей, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, т.е. развитие, идущее изнутри. Формирование предполагает направленное воздействие на ребёнка, не нарушающее внутреннего развития ребёнка, учитывающие его индивидуальность, предоставлять ему право выбора.

Практика показывает, что необходимо разумное сочетание, диалектическое единство в формировании продуктивных и репродуктивных компонентов мышления. Репродуктивное мышление играет немаловажную роль в коррекционной, познавательной и в практической деятельности: хорошо осознанные и закреплённые знания составляют фонд действенных знаний. Как справедливо отмечает известный психолог З.И.Калмыкова, отсутствие в массовой школе прямой установки на прочность из-за боязни зубрёжки приводит фактически к отсутствию у школьников необходимого фонда знаний.

Выход заключается в системе личностно-ориентированного обучения, которое направлено не развитие самостоятельной познавательной активности обучающегося, изменяющей характер его деятельности при овладении умениями и навыками.

Система развивающего обучения доступна всем, кто хочет работать по-новому и не идти по наезженной колее старых приемов и методов, старых подходов. Это доказал массовый эксперимент, который проводился без отбора учителей и классов.

Используемая литература

1. Развёрнутое тематическое планирование. 1-2 классы. Образовательная система Л.В.Занкова/авт.-сост. Г.Н.Белова, Е.М.Елизарова, А.Н.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

2. Стручаева Т.М. Новые технологии обучения младших школьников: Учебное пособие. – Издательство Белгородского государственного университета, 1998. – 112с.

3. Обучаем по системе Л.В.Занкова: 1 год обучения: Книга для учителя. – М.,1991.

4. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование./Под ред. Л.В.Занкова. – М.,1975.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.,1986

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.,1979

7. КобзареваЛ.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.., 2006. – 217 с.

Автор: Шипилова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБОУ ОО Каплинская школа, г. Старый Оскол, стаж работы 24 года.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!