Регистрация

Воспитание творческой личности в школе

  • 27 мая 2016

Вашими словами вы не обманете ребенка;
не слова ваши будет он слушать,
но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.
(В. Ф. Одоевский)

Не случайно эпиграфом к своей статье я выбрала именно эти слова. В начале своей деятельности классного руководителя я часто слышала: «Детям интереснее с молодым учителем, у Вас всё получится» и т.д. Да, действительно, сразу я столкнулась с тем, что мои воспитанники заинтересовались мной, стали прислушиваться ко мне и поддерживать мои идеи. В течение даже столь короткого времени мне стал виден их рост, изменение взглядов, внешности…

С момента постановки такой проблемной задачи, я решила поставить перед собой следующую цель: а что, если попробовать стать настоящим примером для детей? Попытаться вселить в них частичку себя, поделиться своим вдохновением, своей неудержимой энергией?

Подросток сейчас проходит крайне важный этап своей жизни. Я считаю, что именно сейчас он формируется как личность. И, если моя жизненная миссия состоит в том, чтобы воспитать этих детей; если случилось так, что мне доверили быть их классным руководителем, я попробую отдать им частичку своего духа. Вернусь к эпиграфу, который совершенно точно отражает мою нынешнюю позицию педагога-наставника, и попробую Вам доказать правильность подобранных мною слов.

Основной моей задачей не только как классного руководителя, но и как учителя является воспитание творческого человека, раскрытие его талантов, привитие каких-то абсолютно новых для него идей, и главное – дать ребенку хоть раз почувствовать себя гением.

Став классным руководителей, я сразу столкнулась с недопониманием главного, на мой взгляд, в воспитании ребенка со стороны родителей. Заполняя графу «Кружки, секции» в классном журнале, мне пришлось поставить прочерк напротив фамилии нескольких детей. «Как же, никуда не ходите?» – с недоумением неоднократно спросила я своих учеников. В ответ я увидела лишь робкое недоумение на лице моих воспитанников.

Получается, что из того массового обилия предлагаемых секций, мастер-классов, кружков, занятий как школьного, так и городского уровня, ребенок не посещает… ни одного! И моей целью стало показать, чем же сейчас можно заниматься, помимо компьютерных игр и бесполезного шатания по улице. Можно, например, заняться изобразительным творчеством, изучать английский язык на сайте http://www.windsor.ru/spb/, увлечться спортивными занятиями. 

Итак, кто же этот современный творческий человек?

Концепцию моей работы можно выразить следующим тезисом: «Я не стремлюсь дать миру нового Леонардо да Винчи, но попытаться это сделать мне никто не запрещает». Современные дети порой даже сами не подозревают, что их интересует, поэтому и не знают, что бы им такое попробовать, где бы себя реализовать?

Мне очень нравится работать по современным стандартам. Они направлены на творчество! Мы не должны учить, мы можем придумать сами. Мы не должны использовать заданное, мы можем выбрать сами.

Да, у меня нет четко расписанного на несколько лет плана работы над воспитанием творческой личности, частично от того, что само творчество – процесс спонтанный. Я думаю, что, как и в любом другом деле, данная система должна выстраиваться годами. А пока назовем начало моей системы работы «наработками», которые я постараюсь доходчиво изложить.

Целью моей педагогической деятельности является эстетическое воспитание и образцовое воспитание разносторонней личности, достигаемое в творчестве.

В результате поставленной цели я определила для себя несколько направлений работы:

1. Направление «Эстетическое воспитание школьника».

Главной целью направления является воспитание эстетического идеала, эстетического вкуса.

2. Направление «Воспитание культурной личности».

Главной целью этого направления является познание культуры родной страны, уважение к народным традициям и русскому языку. Попутно воспитывается интерес к культуре других народов, знакомство с мировой литературой и привитие интереса к чтению, театру, мировому искусству.

3. Направление «Воспитание милосердия».

Главной целью этого направления является воспитание таких ушедших на второй план в современном мире качеств, как толерантность, милосердие, доброта к ближним и к «братьям нашим меньшим».

4. Направление «Развитие творческого потенциала личности».

Целью этого направления является реализация творческих проектов учащихся, раскрытие талантов, умений школьников.

Эти направления я считаю не только ведущими в моей педагогической деятельности, но и вообще в жизни человека.

Заниматься эстетическим воспитанием своих учеников я начала еще с, казалось бы, очень простого, – проведения чаепития в классе. Мы учились тому, как правильно вести себя за столом, познавали этикет чайной церемонии. Впоследствии возникла идея проводить тематические чайные церемонии: английскую, японскую. Это развивает детей, вызывает любознательность по отношению к окружающему миру. Сейчас ни один наш классный час не обходится без чаепития. Я считаю это важной деталью, которая впоследствии может превратиться в семейную традицию моих воспитанников.

Под словами «Воспитание культурной личности» можно понять очень многое… Точного определения «культурной личности» в нашем обществе нет. Но, если у меня есть хоть небольшой шанс не выпустить из школы подростка, который в магазине обругает бабушку матом или пройдет мимо нуждающегося в помощи, я постараюсь его использовать. Тематические беседы и мероприятия о сквернословии и его последствиях проходят у нас чаще всего. Это и напрямую связано с моей специальностью – русский язык и литература. Прислушавшись однажды к совету своей коллеги, которая призывала меня не жалеть пяти минут своего урочного времени на такие беседы, я навсегда запомнила его и стараюсь следовать этому совету. Далее такие пятиминутки превратились в классные часы, где мы составляли антирекламу сквернословия, рисовали плакаты и разыгрывали обыденные ситуации, от которых даже самый последний хулиган решил задуматься о своем поступке.

Важной частью моей деятельности является работа с родителями. Проводя родительские собрания, я всякий раз стараюсь подчеркнуть, как важно заниматься развитием своего ребенка. «Нельзя отдавать своего ребенка даже в самые хорошие руки», – под таким девизом прошло мое последнее в этом учебном году собрание. Обязательно на собраниях я демонстрирую заранее смонтированный видеофильм или презентацию, где показываю достижения детей, краткий обзор всех мероприятий, которые у нас проходили. Я считаю важным призывать родителей к тому, чтобы способствовать творческому и культурному развитию своего ребенка, предлагаю разные виды творчества. Каждый родитель в конце собрания обязательно получает памятку по теме собрания с советами психологов, которые я заранее для них готовлю.

В настоящем учебном году мы впервые праздновали «День театра» в своем небольшом классном коллективе. К сожалению, даже при большом желании не всегда получается организовать поездку в театр или интересный музей, поэтому теперь неотъемлемой частью наших классных часов является виртуальная экскурсия, которую представляют многочисленные интернет сайты. Мы уже побывали в музее-усадьбе А.П. Чехова, заповеднике С.А. Есенина, в музее-квартире А.С. Пушкина и т.д. Это замечательная возможность узнать столько всего интересного! За один урок недавно мы прошлись по всем улочкам Коломны с помощью виртуальной панорамы и даже начали знакомство с Москвой!

Часто я со своими ребятами устраиваю литературные вечера, где дети читают заранее подготовленные отзывы о своих любимых книгах, делятся впечатлениями о прочитанном. На собственном опыте проверено, как показательный опыт привлекает начинающих читателей! С этого всего начинается наше знакомство с мировой культурой и историей.

Но не всегда наше приобщение к мировой культуре носит научный характер. Последнее наше знакомство с чарующей Мексикой носило характер настоящей вечеринки, с коктейлями, национальными танцами и развлечениями. Дети заранее готовили костюмы, небольшие выступления и сообщения. Мероприятие получилось очень насыщенным и интересным. Такие вечеринки я теперь буду стараться проводить чаще. Современные дети сильно загружены учебой и различными секциями, да и шесть дней находиться в эмоциональном напряжении им очень сложно. Такие развлекательные и в то же время познавательные мероприятия способствуют благоприятной эмоциональной атмосфере как ребенка, так и его классного руководителя.

Важную роль в своей работе я также отвожу воспитанию милосердия. Каждый год мы проводим акцию в нашем классе по сбору помощи бездомным животным и отдаем все собранное волонтерам из содружества «Руки и лапы» г. Коломны. В прошлом году волонтеры пришли на наш тематический классный час о милосердии, некоторые их истории даже вызвали слезы на глазах не только детей, но и взрослых. Такие мероприятия, реальные, настоящие, показывающие реальную действительность, крайне важны и никого не оставляют равнодушными.

Практически ни одно наше внеурочное занятие не проходит без коллективного творчества. Все плакаты, коллажи мы делаем вместе и стараемся каждый раз проявить оригинальность. Помимо обязательных заданий я взяла за правило каждый год всем коллективом делать открытку папе на 23 февраля и маме на 8 марта. Вместе мы освоили технику оригами и квиллинг. Творчество проявляется и на уроках. Я стараюсь как можно чаще давать детям творческие задания, ведь им это очень интересно! Творчество – это не только создание какого-либо творения своими руками, но и множество идей, рождающихся в голове, и реализация их в разных областях жизни.

Как я уже ранее говорила, пока у меня нет целостной системы воспитания моих учеников, но я работаю над составлением такой системы, своего проекта, возможно, самого главного в моей деятельности. Единственная проблема, с которой я столкнулась на данный момент, – это невозможность заинтересовать сразу всех своих воспитанников. Но я работаю над этой проблемой, изучая психологию ребенка, и пытаюсь найти индивидуальный подход.

Сейчас о нас в школе говорят: «Самый дружный класс». Но не каждый знает, что для того чтобы добиться такой сплоченности, я разработала свою систему разнообразных приемов, направленных на развитие толерантности у подростков. Часто я провожу со своими детьми психологические тренинги (по системе А.Г. Асмолова «Искусство жить с непохожими людьми»), в результате которых каждый ребенок познает себя и окружающих, скромный – раскрепощается, лидер – прислушивается к другим и т.д. Также я считаю необходимым завести традицию коллективного обсуждения общих проблем и достоинств (например, в виде «Свечки»), коллективный просмотр фильмов (например, таких, как «Чучело») и т.д.

Подводя итоги, я еще раз подчеркну, что главное в человеке – творчество! Творчество в своей жизни, профессии, в своих детях. Отдавая частичку себя, через несколько лет я с гордостью смогу сказать о них: «Это мои ученики!»

Автор: Юдакова Анастасия Игоревна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Радужненская СОШ».

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!