Регистрация

Общешкольный урок «Юные защитники в Первой мировой войне»

  • 10 февраля 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация  «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Основной задачей нашего государства в отношении детей и подростков является формирование таких поколений, которые разделят традиционно - нравственные ценности, готовы встать на защиту нашего Отечества. Развивать ответственную личность в российском государстве нужно через привитие любви к родному языку, русской культуре, к культурным ценностям народа, к памяти отцов и дедов, к каждому факту и дате отечественной истории. Ответственность за формирование позиции личности в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениямгосударство, прежде всего, возлагает на образовательную систему России, так как школа является индикатором нравственно-ценностного состояния общества и государства. Именно в образовательном учреждении сосредоточена ин­теллектуальная, духовная и культурная жизнь обучающихся. Основная роль в «перестройке потребностей и побуждений», переоценке ценностей обучающихся в любом возрасте отводится учителю.

Как организовать образовательный процесс, который обеспечит формирование у обучающихся мотивации к получению новых знаний по истории своего Отечества, к осознанию национальной идентичности, ценности других людей, человеческой жизни, гражданского самоопределения? Традиционной и действенной формой гражданско-патриотического образования школьников в нашем образовательном учреждении особое место занимают Уроки Мужества или Уроки гражданственности, которые в свою очередь является частью государственной программы по «патриотическому воспитанию граждан РФ».

В этом году Российским военно-историческим обществом совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Министерством образовании и науки Российской Федерации было инициировано проведение Всероссийского открытого урока, посвященного 100-летию Первой мировой войны. Мероприятия, приуроченные к юбилею этого исторического события, отразились в плане работы школы. Мне было поручено разработать и провести общешкольный Урок мужества в начальной школе.

Цель проведения Всероссийского урока была определена так: способствовать развитию гражданского самосознания у молодежи России, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к предкам.

Передо мной встал вопрос о наполнении таким содержанием урока, который бы вызвал не только интерес к познанию истории Родины у младших школьников, но и придал значимость историческому факту. Необходимо было содержанием урока донести до каждого учащегося начальной школы связь поколений, передать характер русского народа, донести ответственность каждого человека России за его прошлое, настоящее, будущее.

Данные факторы помогли мне определить тему общешкольного Урока мужества так: «Юные защитники в Первой мировой войне».

Цель проведения мероприятия была сформулирована так: создание условий для осознанного понимания значимости для России участия детей в Первой мировой войне.

Задачи, запланированные и реализованные в процессе урока:

  • познакомить с историей начала военных действий в 1914-1918 годах;
  • обозначить причины и участников военных действий в Первой мировой войне;
  • назвать юных героев Первой мировой войны и их героические поступки;
  • формировать чувство сопричастности граждан России к судьбе своей страны на примере подвигов юных героев Первой мировой войны.

Отличительной особенностью урока могу отметить включенность многих учащихся классов в его качественное проведение. Дети стали активными участниками: искали информацию, знакомились с историческими фактами Первой мировой войны, готовили выступления, вступали на уроке в полилог, высказывали свое отношение к событиям разрушающего характера.

Индикатором качества проведения Урока мужества «Юные защитники в Первой мировой войне» является атмосфера сопереживания, сопричастности к происходящему и услышанному, интереса, активного взаимодействия в процессе анализа исторического события.

Педагогическую ценность проведения общешкольных Уроков мужества/Уроков гражданственности я вижу в создании у младших школьников образа героического прошлого нашей Родины, осознанию себя частью страны, наследниками и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.

Презентация к уроку

Урок «Юные защитники в Первой мировой войне»

Автор: Адамбаева Людмила Анатольевна, учитель МБОУ Школа № 5, МО г. Ирбит Свердловской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (21)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 10.02.2015 в 17:02

Здравствуйте,Людмила Анатольевна.Честно говоря,для меня почему-то не то что неприемлемы,но кажутся какими - то наигранными вот такие уроки-утренники.Детям раздали слова,они их рассказали в нужной очерёдности -как правило,не дети выбирают нужный материал,особенно стихи.Как мне представляется,учебная задача - это разрешение какой-то проблемы,незнания,а Вы преподносите задачей ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(хотя как можно прогнозировать то,что уже случилось)причин начала войны.Но большая часть занятия посвящена рассказу о детях-героях.И открытие детьми новых знаний - это не просто получение новой информации,ведь на уроке знакомство с новым произведением не есть новые знания.Ну и,соответственно,остальные этапы - включение в систему новых знаний и первичное закрепление - как то всё это "притянуто за уши".Навряд ли дети вот так слёту запомнят имена героев и их героические поступки. Рефлексия для 1 и 4 класса существенно отличается,да и какая- то она нечёткая,расплывчатая.Да,в конспекте присутствуют "фгос-ские" этапы урока,но они не отражают должного значения.Что понравилось - это сама задумка "общешкольного"урока,но урока - увы! - не произошло. Как воспитательное мероприятие - да,имеет место быть,хотя для младших классов "легче" материал о ВОВ.Хотя,несомненно,и знания о первой мировой лишними не будут.

Адамбаева Людмила Анатольевна 10.02.2015 в 19:07

Добрый вечер, Любовь Владимировна. Ну, по поводу наигранности, я с Вами не соглашусь. Форма "урока - утренника" давно ушла в бытность. Работала я не со своим классом, а с учащимися всей школы. Отличительной чертой наигранных уроков является их отрепетированность. В нашем случае, а именно, в моей педагогической практике, я репетицию любого урока не приемлю. Хочется напомнить, что проведение урока, посвященного этой юбилейной дате, инициатива высших органов. Познакомить детей младщего школьного возраста с данным фактом российской истории учителям начальной школы было необходимо. Такой сложный материал освоить малышам, начиная с первых классов - не по силам. Учитывая данный факт, мною и было решено использовать учащихся 1- 4 классов для представления исторической информации. Что касается решения задачи, то мы действительно прогнозировали (в конспекте это четко обозначено), только не свершившиеся факты, и причины начала Первой мировой войны. В общих задачах урока слово "прогнозирование" не употреблялось. По поводу "открытия детьми новых знаний". Действительно, на уроке литературного чтения знакомство с новым произведением не есть новые знания, как и на проведенном мероприятии знакомство с самим фактом военных действий в 1914 - 1918 годах, вполне возможно, тоже не есть новые знания. А вот содержание нового произведения и позиция автора к этому произведению - новые знания, как и на общешкольном уроке - участие детей в этой войне и позиция юных защитников к происходящему. их патриотимз - есть новые знания, новая область познания для каждого младшего школьника. Конечно, разве можно запомнить "так с лету" имена героев, которым более 100 лет! Но, если работать с такой позиции, тогда зачем учить и воспитывать? Ведь не все "так с лету" можно запомнить! А урок получился! На нем присутствовали родители, администрация, учителя (для многих из них тоже было много "открытий"), да и дети с таким интересом и "большими" глазами слушали и смотрели на все происходящее, что моя уверенность в ценности проведения общешкольных уроков данной направленности выросла. Спасибо за конструктивное общение. С уважением, Людмила Анатольевна.

Любовь Владимировна 10.02.2015 в 20:26

Спасибо за развёрнутый ответ!Тем не менее - прогнозирование и предположение - вещи не идентичные.Как Вы сами это представляете - "дети ПРОГНОЗИРОВАЛИ причины начала Первой мировой войны"?О новых знаниях - как бы Вы сами сформулировали поточнее -какие именно новые знания "открыли"дети?Я не делала упор на то,что дети многого не запомнят и поэтому не имело смысла рассказывать об этом.Я хотела Вам сказать,что Вы попытались "втиснуть" данное мероприятие в фгос-овскую оболочку,и этим сделали хуже,а не лучше.Тем более,почему-то не обратили внимание на остальное документальное оформление.Ведь технологическая карта - тоже инициатива вышестоящих органов,а Вы её,получается,игнорируете.Об уроках-утренниках:Вы ведь знали заранее,какие будут у детей слова,так ведь?То есть,большей частью план данного урока - тот же сценарий утренника,естественно,дети хорошо отрепетировали свои слова,ну если не с Вами,так с другими учителями или родителями.Ничуть не сомневаюсь в ценности проведения общешкольных мероприятий данной направленности!И очень интересно -"для многих из них тоже было много "открытий" - это об учителях?И какие именно открытия подразумеваются?Ещё раз - спасибо за идею общешкольного урока!Но как на практике это реализовать(именно урок)-пока не представляю!Может быть,попробовать в параллели?Удачи и новых идей!

11.02.2015 в 04:39

Доброе утро, Любовь Владимировна. Прогноз (от греч. πρόγνωσις — предвидение, предсказание) — предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания/https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E3%ED %EE%E7. Синонимы к слову «предположение» - прогнозирование /http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/предсказание. Я думаю,что здесь вопрос снят. По поводу "открытия детьми новых знаний". Вы считаете из представленного конспекта урока, что новой информации не было.? Познакомьтесь, пожалуйста, еше раз с представленным материалом. У Вас уверяю, что для учащихся 1-4 классов абсолютно новой информации по данному историческому факту ОЧЕНЬ МНОГО. По поводу оболочки. Да, коспект урока (его еще никто не оменял) написан в соответсвии с новой структурой урока. Кстати, технологическая карта данного урока имеется, но, на многих сайтах приложением всегда просят коспект или сценарий. Предвидев данный риск, я посчитала воможным представить именно данную форму урока. И здесь никакого несоответсвия просто быть не может. Еще раз обозначаю, что уроки - утренники, в том смысле, в котором Вы их понимаете, ушли в прошлое. Ни один педагог, сейчас этого себе не позволит. А проект урока, конечно, знала только я, и только я. Дети и учителя, очередность, узнали перед самим уроком, что ни в коем случае не позразумевает отрепетированность. "Человек живет, пока он учится". Я рада за Вас, что Вы всю историю России, а может быть и мировую, запоминаете "так с лету". Но и для меня было много новой инфоомации в процессе подготовки. Это я "об открытии новых знаний" самими учителями. Радует, что хоть идея Вам понравилась. Спасибо за пожелания.

Любовь Владимировна 11.02.2015 в 09:25

Приятно с Вами беседовать,Людмила Анатольевна.Для меня вопросы сняты при первом прочтении Вашего урока и Ваших комментариев.Конечно же,о синонимах спорить смысла нет,но "предсказания БУДУЩЕГО с помощью НАУЧНЫХ МЕТОДОВ" на данном уроке не было.О знаниях - информации,действительно,было предостаточно. Но вот идёт следующий этап урока - включение в систему новых знаний и первичное закрепление - ведь это подразумевает,что дети эту информацию каким-либо образом используют в практической работе,закрепляют их(знания) в своей деятельности. как на данном уроке,так и на последующих.Здесь мы никогда не поймём друг-друга - наверное,нас учили по-разному.Может,название "урок-утренник" и ушло,но используемые подходы - остались,разве нет?И многие учителя это позволяют. Разве главное в том,что дети не знали последовательность выступления?Ведь они ГОТОВИЛИ эти выступления заранее.А на уроке дети сами должны открывать знания.У ВАС ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ! На данном сайте даже приветствуется именно технологическая карта,хотя её отсутствие лично мне никак не мешает в восприятии Вашей работы.А историю я тоже не очень хорошо знаю,но мне кажется,как-то стыдно об этом вот так вслух сказать про многих учителей,тем более были представлены достаточно известные факты.А идеей Вашей я очень вдохновилась,уже кое-что придумала.Постараюсь реализовать на практике и конспект урока (+ техн.карту) разместить на следующем этапе данного конкурса.Спасибо за диалог!

Адамбаева Людмила Анатольевна 11.02.2015 в 17:56

Добрый вечер, Любовь Владимировна. Да, употребление синонимов создает иногда спорные ситуации, но богатство русского языка позволяет ими свободно пользоваться участникам речевого взаимодействия, что, в принципе, я и сделала. Действительно, вопрос снят. Тип урока, согласно все тем же современным требованиям, позволяет видоизменять структуру урока. Этап включения в систему новых знаний и первичное закрепление на уроке имел место быть, и закрепление новой информации прошло в устной форме, при которой возможно получение обратной связи. А почему бы и нет? Охват обучающихся на уроке не позволил использовать групповую работу или командную работу, хотя я не берусь этого утверждать. Все зависит от опыта, креативности, профессионализма учителя. С Вашим мнением по поводу уроков - утренников позволю себе не согласиться. Уже довольно продолжительное время я такой формы проведения урока не наблюдаю, что и вызывает мое несогласие. Теперь о стыде... Какой стыд? "Стыдно не знать, стыдно не учиться!!!" Мне, например, не стыдно спросить, если я и чего - то не знаю, а знать все просто невозможно, даже и у молодого педагога. Известные факты... Именно многие факты данного исторического события до недавнего времени представлялись совсем по - другому. Я для себя сделала сколько открытий! И мне не стыдно! "Плох тот учитель, который перестает учиться". Очень порадовал тот факт, что Вы, Любовь Владимировна, вдохновились проведением общешкольного мероприятия, а именно, УРОКА. И я готова и у Вас учиться, делать для себя новые "открытия"! Полезно было с Вами побеседовать. Спасибо,

Марьяна Богдановна Муравлева 11.02.2015 в 23:30

Уважаемая Людмила Анатольевна, тема правда актуальная! Мне понравилась и задумка и реализация. Желаю Вам удачи в конкурсе и творческих успехов!

Адамбаева Людмила Анатольевна 12.02.2015 в 16:46

Добрый вечер, Марьяна Богдановна. Спасибо за интерес к работе и отзыв! Я с удовольствием участвую в конкурсах, где идет общественная экспертиза. Комментарии коллег - это рефлексия, работа над ошибками и перспектива саморазвития и самосовершенстования! Пожелания приняла, благодарю!

Олеся Викторовна 12.02.2015 в 19:51

Уважаемая Людмила Анатольевна.Работа очень значимая, дата действительно знаменательная ,приобщение к истории и развитие чувства патриотизма это одна из задач в работе учителя. Но вот несколько вопросов все же возникло. А зачем было привлекать всю начальную школу сразу? Все таки мышление первоклассника и четвероклассника очень отличаются. Логичнее было бы провести это мероприятие по параллелям. И я не оговорилась , именно мероприятие, потому что представленный вами конспект- это не урок. В начале вы предлагаете коллективно-групповую работу, а каким образом она у вас проходит если присутствует вся начальная школа? Каким образом вы делите их на группы? Этап первичного закрепления в чем заключается?. В прослушивании монолога учителя?ообще не вижу смысла делить это мероприятие на этапы. И сразу бросилась в глаза фраза "какой символ несут голуби"- голуби ЯВЛЯЮТСЯ символом мира, а вот нести они могут , например, ветку оливы. И вот по поводу вашего спора с Любовью Владимировной о синонимах.Например красный и алый тоже синонимы. Но мы же не говорим Дед мороз-алый нос, скоморох и артист -синонимы, но мы не называем того же Андрея Миронова великим скоморохом.Так что синонимы необходимо подбирать тоже аккуратно.Спасибо за работу. Удачи!

Адамбаева Людмила Анатольевна 13.02.2015 в 18:45

Добрый вечер, Олеся Викторовна. Спасибо, что работу оценили. Отвечаю на вопросы. Действительно, привлечена была вся начальная школа. Решение это возникло не просто так, Конечно, мышление первоклассника и четвероклассника даже очень отличаются. А материал сложный, как для первоклассника, так и для четвероклассника. Его надо было так переработать, чтобы и одной и второй возрастной категории он стал понятен, интересен и оставил свой след в душе ребенка. По параллелям можно было сделать, но опять ссылаясь на сложность восприятия материала, необходимо было выдавать информацию устами детей. Не каждый информационный блок на уроке, я подчеркиваю, на уроке могли выдать первоклашки или второклассники. Это во - первых. Во - вторых, существует разница в переработке материала учителем со стажем и молодым педагогом. Для молодых специалистов - это сложная форма урока, Урока - мужества, образец которого они должны видеть и набираться опыта. После таких уроков обязательно проходит рефлексия, независимо от того, кто его ведет: учитель со стажем или молодой педагог. Далее, групповая работа была. Дети сидели зонами: 1 - ые классы, 2- ые классы и т.д., что позволило объединяться для работы. С оговоркой "несут" я согласна. Вы правы, несут голуби оливковую ветвь, а являются символом мира. Учту обязательно на будущее. Теперь по поводу спора с Любовью Владимировной. Мы не спорили, а конструктивно общались. В данном диалоге каждый высказывал свою точку зрения. на которую имеет право. На то и общественная экспертиза. Ваш пример синонимов "красный - алый" не совсем подходит к линии нашего диалога (это цвет, тут уж не поспоришь), "скоморох - артист" - все синонимы к месту по содержанию материала или действия. В моем случае - употребление слова "прогнозирование" не испортило урок, не изменило его содержательную направленность, не сказалось на достижении цели. Но об аккуратности использования синонимов я с Вами согласна полностью. Спасибо за интерес к работе и возможность сделать работу над ошибками.

14.02.2015 в 15:43

Увлекательность прений по поводу работы прямо-таки затмевает саму работу. По поводу спора с Любовью Владимировной...Позволю себе подлить масла в огонь: "Спор — столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны" (из Википедии). Так что вы именно спорили...конструктивно.

Любовь Николаевна 12.02.2015 в 21:17

Уважаемая Людмила Анатольевна! Тема актуальная, в свете нынешних событий, когда возрождается патриотизм молодого поколения, чувство гордости за свою страну и её прошлое! Замечательная презентация! На фотографии увидела заинтересованные лица ребятишек, значит им все нравилось! Это Вам награда за кропотливую работу по подготовке материала.
Удачи, интересных творческих находок на педагогическом поприще!

Адамбаева Людмила Анатольевна 13.02.2015 в 18:46

Любовь Николаевна, благодарю за поддержку!

людмила березняк 13.02.2015 в 23:02

спасибо

Адамбаева Людмила Анатольевна 15.02.2015 в 10:25

Благодарю за поддержку!

Галина Викторовна 16.02.2015 в 23:37

Поздравляем!

Адамбаева Людмила Анатольевна 20.02.2015 в 17:18

Галина Викторовна, благодарю Вас за поддержку. Посмотрела Вашу страничку - КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ!!! Очень приятно познакомиться с творческим педагогом и активным участником портала "О детстве". Спасибо!

Олеся Викторовна 18.02.2015 в 08:02

Уважаемая Людмила Анатольевна! Поздравляю Вас со званием лауреата. Путь к успеху не легок, но результат того стоит. Спасибо за развернутые комментарии. Успехов в дальнейшей работе!

Адамбаева Людмила Анатольевна 20.02.2015 в 17:24

Олеся Викторовна, путь к звездам всегда тернист, но он того стоит. "Движение - это жизнь", а в нашей профессии остановиться в самосовершествовании невозможно. Буду творить, пробовать, идти к результату и участвовать в конкурсах на портале "О детстве". Мне доставляет удовольствие общение с Вами и коллегами. Благодарю за взаимодействие.

Любовь Николаевна 21.02.2015 в 13:37

Уважаемая Людмила Анатольевна! Искренне и большим удовольствием рада поздравить Вас выходом на 2 этапе конкурса в качестве лауреата! Желаю терпения, процветания, расти, добиваться высоких позиций на любых уровнях Вашей деятельности!

Адамбаева Людмила Анатольевна 21.02.2015 в 16:39

Любовь Николаевна, благодарю за поздравления и пожелания. Особая благодарность Вам от меня за чуткость, понимание, профессионализм. Всего Вам доброго!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!