Регистрация

Проблемы развития духовно-нравственной культуры школьников

  • 6 апреля 2010

Эссе

«Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги – ребята весело смеются».

– Да, ситуация непростая!

– Что вы можете сказать о таких мальчиках!?

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Вопрос духовно-нравственной культуры детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед нами – взрослыми. А что же явилось причиной столь неприятной обстановки? Возможно это – отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе; спад культурно-досуговой работы с детьми.

Считаю, что все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости, насилия. Дети, пришедшие за парты, уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. И, изучая все лучшее в них, необходимо попытаться воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает каждый человек.

Как часто я слышу от детей осознание своего нравственного образа «Я – хороший», «Я – не очень хороший». Так не это ли проблема? Ведь всего 6% выпускников стремятся «быть добрыми, дорожить дружбой», 9% школьников хотят быть похожими на учителя, 4% – на литературных героев (в основном это – былинные богатыри, сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков, говоря при этом: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути».

И только 14% детей в смысл будущей жизни включают бескорыстное несение блага другим, служение обществу. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, проявляются примеры негативного отношения к своему Отечеству, а представления детей о «должном» русском человеке приобретают критически-циничный оттенок. Как же воспитать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности? Будем искать.

Огромная роль в нравственном становлении личности ребенка принадлежит нам – учителям. Но если мы не будем обращать внимание на состояние души ребенка, то при всех наших замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Сейчас явно рождается интерес к религии и понимается ее необходимость, ведь без веры, без возникшей на ее базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Для меня, очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этому нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Вглядываясь в рисунки своей дочери, вижу: большое желтое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у моего ребенка, у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Автор: Вилачева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 128 г. Екатеринбург

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)
  • 6 апреля 2010
  • 5611
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!