Регистрация

Проект «Создание портфолио учащегося первого класса как средство развития рефлексии участников образовательного процесса»

  • 12 ноября 2018

В этом учебном году мы начали работу с параллелью первых классов. Придя в школу, дети не были знакомы друг с другом. Мы не знали особенности семей, не знали особенности характера учеников, их увлечения. У детей обнаружились проблемы с недостаточным освоением средств и способов взаимодействия с миром. Детям было тяжело работать в коллективе.

И перед нами встала задача, как можно быстрее создать детскую общность. Мы должны были научить детей находиться в школьном коллективе, научить учитывать желания друг друга, слышать друг друга.

Наш проект разработан в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Проект «Создание портфолио учащегося первого класса как средство развития рефлексии участников образовательного  процесса»

Основные цели внедрения портфолио:

  • отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся,
  • повышение образовательной активности школьников,
  • создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

Основными задачами применения портфолио являются:

  • повышение качества образования в школе;
  • поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
  • систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
  • развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
  • формирование у учащегося умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки).

Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

Участники проекта

Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.

Гипотеза проекта

Мы предполагаем, что в настоящее время, кроме оценки предметных знаний, умений и навыков, необходимо выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни: тетради открытий, портфели достижений, презентации, выставки.

Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

Что может представлять собой портфолио и зачем оно нужно в начальной школе? Портфолио – это индивидуальный портфель образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Учебное портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

За отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, порой невозможно разглядеть личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится историей успеха, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика), отвечающую целям и задачам её создания.

Портфолио учащегося начальной школы оформляется титульным листом и состоит из нескольких разделов. Количество и название разделов согласуется между учителем и учеником, в зависимости от увлечений ребенка.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Первое что мы сделали – это попросили детей представиться друг другу. Дальше попросили взрослого написать все самое хорошее о своем ребенке. Историю его имени, происхождение фамилии, лучшие черты характера. Все это мы поместили в индивидуальное портфолио каждого ученика.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника

Важно помнить: когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Так каждая семья создала первый титульный лист. Дальше появились рассказы о любимых бабушках и дедушках. К дню матери появились рассказы о маме. Дети делились друг с другом своими увлечениями.

В портфолио будут включены и отзывы об экскурсиях и грамоты учащихся.

ДЕВИЗОМ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖНА СТАТЬ ФРАЗА: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

И, конечно же, ребенку надо пояснить, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и грамотами. А что это процесс участия в учебной и творческой работе.

Достоинства портфолио 

Дается качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов.

Портфолио помогает фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения школьника в определенный период его обучения.

Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом ориентированного подхода к образованию.

В результате нашего педагогического проекта в классе начала создаваться и развиваться детско-взрослая общность, включающая детей, их родителей и педагогов, которая является полноценным субъектом развития наших учеников. Очевидны результаты и в развитии детей, изменения в отношениях педагогов и родителей учеников.

В дальнейшем мы планируем продолжить нашу работу по развитию детской общности. Развивать собственную профессиональную субъектность в процессе реализации педагогического проекта.

Выводы

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения. 

Автор: Королева Елена Михайловна и Сухарчук Ирина Владимировна, учителя начальных классов ГБОУ ЦО 1474 г. Москва.

1 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 1)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта