Регистрация

Формирование экологической культуры у младших школьников

  • 19 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает начальная школа, призванная заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

 Исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

 Экологическое воспитание в начальной школе включает в себя следующие компоненты:

  • Теоретические знания о природе
  • Практическая связь с природой
  • Экологическое воспитание:
    • Воспитание добрых чувств
    • Физическое совершенствование
    • Воспитание экологического мышления

Свою работу по формированию экологической культуры строю через учебно-воспитательный процесс.

Актуальность в выборе данной темы возникла на одном из уроков по ознакомлению с окружающим миром после заданного мной вопроса «Чем мы можем помочь окружающей среде дома, на улице, совместно с друзьями?». Ответы ребят были простыми: «Не бросать мусор», «Не ломать деревья».

Чтобы расширить знания детей разработала практико-ориентированный проект «Я и природа». Работа велась в течение всего второго года обучения включая и родителей моих обучающихся.

Цель проекта: учить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность.

Задачи:

  • приобщение ребят к валеологической культуре;
  • дальнейшее накопление экологически значимого позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой;
  • развитие интереса к познанию природы, формирование ценностного отношения к ней;
  • укрепление взаимодействия родителей и детей;
  • формирование умения пользоваться дополнительной литературой и другими источниками.

Методика работы с детьми строится в направлении личносто-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Проект состоит из трех разделов. В каждом разделе несколько тем, которые соответствуют данному возрасту детей.

К каждой предложенной теме формировала у ребят готовность – установку. Проводила «стартовую беседу», в процессе которой ставила вопросы по конкретной теме (Зачем умываться? Что произойдет, если пить грязную воду? и т.д.). Беседа не занимает более 10 минут и не содержит ответы на все вопросы.

В течение месяца ребята совместно с родителями ищут ответы на поставленные вопросы. Находят интересные факты по предложенной теме. Для этого целесообразны различные приемы – от самого простого (найдите загадки или пословицы о воде и т.д.) до более сложных (запишите свои рассуждения на тему «Если б не было воды», «Зачем мне нужны овощи» и т.д.).

Подводя итоги по каждой теме проводилась рефлексия (Что получилось? Чья работа запомнилась? Что можно сделать по другому?). Старт к новой теме предлагала и на уроке и на прогулке.

1. Сохраняем и бережем.

№ по порядку

Тема

Цель

Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности.

Форма

Участие родителей

1.1

Открываю мир

Формирование экологически значимого, позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой.

 Бережно использовать воду, дисциплинированность, критически оценивать свое поведение, поведение других людей по отношению к природе.

Мини - газета

Помощь в поиске материалов.

1.2

Воздух в нашей жизни

Развивать простейшие навыки исследовательской деятельности.

Исследовать и оценить экологическое состояние отдельных компонентов природы.

Операция «Исследуем воздух»

Беседа «Где лучше гулять?»

1.3

Весенняя капель

Совершенствовать знания о сезонных изменениях в природе весной

Подбор загадок, пословиц, описаний природы, интересных фактов в данное время года

 

Создание фенологического календаря.

Помощь в поиске материалов.

2. Пути – дороги в мир здоровья.

2.1

Движенье - жизнь

Углублять знания о режиме дня и его пользе; самостоятельно заниматься физическими упражнениями; приобщать ребят к занятиям в различных секциях.

Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, участие в спортивных мероприятиях, определить с помощью взрослых свой спортивный интерес; освобождаться от стрессов, преодолевать страхи.

Комплекс утренней гимнастики.

Сбор – разговор «Поделись с другом», «Мой режим дня».

Рекомендации по закаливанию.

Составление индивидуальной программы по самооздоровлению.

Составить режим дня.

 

2.2

В единстве с природой.

Углублять знания о пользе овощей и фруктов в нашей жизни, лекарственных растениях.

Включать в свой рацион как можно больше фруктов и овощей; ориентироваться в лесу.

«Устный журнал»

Беседы

Опасно – безопасно.

3.1

Я шагаю по улице

Научение детей основам безопасности жизнедеятельности.

Предупреждать опасность для себя и для окружающих. Разумно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Беседа «Легко ли быть пешеходом».

Экскурсии.

Письмо водителю.

Рекомендации родителей.

3.2

Опасность в доме

Расширить представление об источниках опасности в доме

Разумно пользоваться бытовыми приборами, знать простые правила техники безопасности.

Деловая игра «Скорая помощь».

Письмо – пожелание.

Не создавать экстренных ситуаций.

Наиболее интересной в 1 разделе стала работа по созданию фенологического календаря весны. Ребята подбирали загадки, пословицы, народные приметы. Материал представили в виде мини-газет «Весенняя капель».

Во 2 разделе по предложенной теме «В единстве с природой» ребята подбирали материал о пользе овощей, фруктов и лекарственных растениях, который представили на открытом внеклассном мероприятии в форме «Устного журнала».

3 раздел включал в себя практические занятия по темам «Я шагаю по улице», «Опасность в доме». Занятия реализовывались через экскурсии в городской парк, на набережную, по улицам города, деловые игры.

Результатом работы над проектом по желанию ребят стало оформление сборника творческих работ.

Формируя экологическую культуру, применяю современные формы работы: комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры.

Например, на уроках русского языка включаю диктанты познавательного характера, используя материалы О.В. Узоровой «500 контрольных диктантов по русскому языку», в написании сочинений использую репродукции картин художников. По развитию речи составила темы сочинений связанные с экологией: «Сказка об осеннем листике Шустрике», «Зимние игры», «Если ты сорвешь цветок» и другие.

На уроках математики использую задачки в стихах на экологическую тему, сделав подборку из журналов «Начальная школа». Применяя в работе материалы М.В. Беденко из «Сборника текстовых задач по математике» включаю задачи по разным темам: про грибы, про снег и лед, цветочные задачи, на экскурсии в парке и другие. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, внимание, но и способствует экологическому образованию.

Учебник Л. Ф. Климановой «Родная речь» включает в себя раздел «Люблю природу русскую». Анализ стихотворений позволяет провести этические беседы о красоте природы, о бережном отношении к ней. Ребята выполняют творческие работы в виде рисунков.

По предмету «Окружающий мир» включаю сказки на экологическую тему, кроссворды. Предлагаю ребятам задания творческого характера: найти дополнительный материал по определенной теме (растения, животные), подобрать загадки, интересные факты.

Для полноценного экологического развития необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, к внутреннему состоянию. В своей практике использую тематические беседы по здоровому образу жизни, пользуясь материалами Л.А. Обуховой «135 уроков здоровья», провожу физкультминутки, а также упражнения на релаксацию.

Познавая себя, ребенок осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребенок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих ребят слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.

Для меня природа является неотъемлемым компонентом в моей жизни. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу северную природу, но и боль за маленькое озеро Янтарное, на берегу которого часто устраивают свалки мусора, за наш парк и состояние улиц нашего города. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет Родины.

Целенаправленная работа по формированию экологической культуры показала:

  • учащиеся ответственно для своего возраста относятся к природе;
  • в соответствии с возрастной нормой сформированы важнейшие представления об уникальности, сложности жизни, ее хрупкости и ранимости; о взаимосвязях и взаимозависимости; полезности всех природных объектов;
  • экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию.

Уровень воспитанности качеств личности по методике Н.П. Капустина доказала результативность и необходимость работы в данном направлении.

Итак, целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы. 

Литература

  1. Беккер И.Л. Времена года. – Москва, 2001.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – Москва, 2004.
  3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» – 2006.
  4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания. – Волгоград, 2007.
  5. Горькова Л.Г. Сценарии по экологическому воспитанию. – Волгоград, 2005.
  6. Зотов В.И. Лесная мозаика. М.: «Просвещение» – 1993.
  7. Кломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. М.: «Сфера» – 2005.
  8. Молова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: «Просвещение» – 2003.
  9. Новолодская Н.Г. Методика развития экологической культуры. – Волгоград, 2005.
  10. Плешаков А.А Первые уроки экологической этики. – Москва, 2001.
  11. Федотов А.М. Экологическое воспитание в детских учреждениях. – Пермь, 1990.
  12. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.: «Просвещение» – 2003.
  13. Шоригин Т.А. Путешествие в мир природы. Развитие речи. Москва –2000.

Формирование экологической культуры у младших школьников

Автор: Федярина Анжелика Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ № 2, город Надым Тюменской области, стаж работы 25 лет, наставник молодых специалистов.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (14)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Анатольевна 21.01.2013 в 14:20

Ваша работа понравилась, спасибо за кропотливую работу.

Федярина Анжелика 22.01.2013 в 18:55

Спасибо большое!

Федярина Анжелика 22.01.2013 в 18:55

Спасибо большое!

Ирина Николаевна 21.01.2013 в 19:37

Уважаемая Анжелика Евгеньевна! Ваш материал заслуживает пристального внимания. Подробная, содержательная статья иллюстрирована качественной презентацией, где чётко видны этапы деятельности и её положительные результаты ! Отлично!

Федярина Анжелика 22.01.2013 в 18:54

Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо большое за Вашу оценку!

Ирина Владимировна 24.01.2013 в 07:29

Уважаемая Анжелика Евгеньевна!Учить детей жить в гармонии с окружающей средой через собственную деятельность-очень важная цель. Проект ваш интересный,продуманный до мелочей.Вы представили качественно подготовленный материал на конкурс. Творческих успехов Вам в вашей работе!

Федярина Анжелика 24.01.2013 в 15:29

Уважаемая Ирина Владимировна! Большое спасибо за Вашу оценку!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 07.02.2013 в 02:51

Действительно, качественный материал. И интересный. Вы вовремя взялись за воспитание экологической культуры детей. Но я бы еще включила большой блок по привычкам экологически ответственного человека - экономию ресурсов и правильное обращение с мусором. Удачи в конкурсе!

Федярина Анжелика 07.02.2013 в 15:48

Большое спасибо за Ваш комментарий. Учту Ваши пожелания!!

Елена Ивановна 09.02.2013 в 09:12

Уважаемая Анжелика Евгеньевна! Меня заинтересовал текст Вашей статьи и презентация. Многие формы работы приемлемы и для дс. Вам 5 баллов ! Приглашаю познакомиться с моим опытом.

Федярина Анжелика 10.02.2013 в 09:04

Уважаемая Елена Ивановна! Рада, что работа Вас заинтересовала. Надеюсь, что представленный материал Вам пригодится. Спасибо за приглашение. Обязательно ознакомлюсь с Вашим опытом.

Светлана Евгеньевна Первенецкая 14.03.2013 в 05:47

Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю с выходом в финал!

Ирина Владимировна 15.03.2013 в 19:01

Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю Вас с выходом в финал!Удачи!

Валентина Ивановна 16.03.2013 в 16:13

Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю Вас с выходом в финал! Удачи и творческих успехов!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!