Регистрация

Деятельность логопедических служб в условиях ФГОС

  • 15 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Деятельность логопедических служб наших школ в 2011 – 2012 учебном году была направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы в школах была своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.  Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это высказывание лежит в основе нашей логопедической работы, мы старались придерживаться этого направления. 

Успешность коррекционно-развивающей деятельности школ № 13 и № 34 города Старый Оскол Белгородской области в новых условиях ФГОС обеспечивалась реализацией следующих принципов:

1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу мы проводили обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяли цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом мы осуществляли постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связных высказываний ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Для реализации этих задач мы провели  следующую работу:

  • скомплектовали группы учащихся  в соответствии с логопедическими заключениями;
  • составили расписание занятий с учетом основного расписания и посещения учащимися ГПД;
  • составили календарно-тематическое планирование коррекционной логопедической работы с каждой группой, исходя из специфики речевых недостатков детей и особенностей программ по русскому языку и чтению. 

Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводили в течение учебного года. Количество обучающихся с нарушениями звуковой стороны речи неуклонно повышается, что связано с ухудшением экологии, ослабленным здоровьем детей, хроническими заболеваниями родителей. В связи с этим, диагностическое направление работы в наших школах включало обследование речи младших школьников в начале и в конце учебного года, а также в течение учебного года по запросам учителей. Логопедическую помощь оказывали всем, нуждающимся в ней.

2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляли лексико-грамматические категории, развивали связную речь, упражнялись в правильном звукопроизношении. Дети получали хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда также способствует реализации этого принципа. В наших логопедических кабинетах большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

В своей работе мы использовали различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, в качестве оргмоментов на занятиях. Все дидактические игры и пособия очень нравились детям, они с большим интересом ждали новых занятий, т.к. на логопедических занятиях ребёнок получал возможность самореализовываться в учебной деятельности. 

4. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволял нам использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия, рисование манной крупой, кодирование слов «Шифровка», пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

С этой целью проводилось  консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков учащихся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях. В октябре, апреле были проведены родительские собрания 1-х классов: «Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения».

Работая в школе, мы убедились в необходимости учета обозначенных принципов, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволил обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. В конце года мы отметили положительную динамику в развитии связной речи, звукопроизношения, усвоении лексико-грамматических категорий на 75 – 80% у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы. 

Использованная литература.

  1. Планируемые результаты начального общего образования. Пособие для учителей под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М., Просвещение, 2009 г.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей под ред. А.С. Асмолова, М., Просвещение, 2008 г.

Приложение: Презентация.

Автор: Шопина Анна Викторовна, учитель-логопед МБОУ «ООШ № 13», стаж работы 5 лет; Гусарова Светлана Григорьевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 34 с УИОП», стаж работы 15 лет, г. Старый Оскол Белгородской области.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 21)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 16.01.2013 в 20:43

Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Развитие речи учащихся - важная составляющая работы по ФГОС. Ваша инициатива помогает детям, а положительный результат работы - лучшее доказательство её необходимости. Желаю вам успехов!

Ирина Владимировна 24.01.2013 в 07:21

Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Развитая речь-основа успешной личности, а ФГОС призывают развивать личность каждого учащегося.Успехов вам и положительной динамики результативности вашей работы !

Светлана Евгеньевна Первенецкая 08.02.2013 в 09:21

Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Опыт вашей работы, безусловно, значим. Успеха вам!

Еськова Светлана Геннадьевна 12.02.2013 в 21:38

Пять баллов! Очень нужную и важную работу вы ведете! Желаем Вам дальнейших успехов. Приглашаем познакомиться с нашим опытом...

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!