Регистрация

Проект «Ребёнок с особыми образовательными нуждами и его окружающий мир»

  • 28 ноября 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я, учитель-дефектолог, работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью, хочу представить для своих коллег педагогический проект: «Ребёнок с особыми образовательными нуждами и его окружающий мир».

Номинация проекта: интегрированные формы работы с детьми с особыми образовательными нуждами по социальному развитию и ознакомлению с окружающим.

Целью проекта является:

  • Построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и социально-бытовой адаптации детей с особыми образовательными нуждами.
  • Формирование представлений о многообразии окружающего мира: учить смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
  • Совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
  • Формирование адекватного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Использование интегрированных форм работы с «норганизованными детьми-инвалидами» и учащимися коррекционной школы 8-го вида.
  • Обозначив цель проекта, определили участников: это дети, посещающие ДОУ для детей с нарушением интеллекта, родители, педагоги ДОУ, социальный педагог и учащиеся начальных классов коррекционной школы 8 вида № 113 (выпускники ДОУ), председатель общества инвалидов кировского района г. Перми, «неорганизованные дети-инвалиды» и их родители.

Проект «Ребёнок с особыми образовательными нуждами и его окружающий мир»

Данный проект рассчитан не на один год и работа ведётся в нескольких направлениях: 

  1. Коррекционно-образовательная работа с детьми ДОУ по указанным разделам.
  2. Работа с «неорганизованными» детьми-инвалидами, не посещающими ДОУ.
  3. Сотрудничество с педагогами и учащимися коррекционной школы 8 вида № 113, которая находится в Кировском районе г. Перми.

Для реализации любого проекта необходимы условия: в ДОУ была создана творческая группа, которая работала над разработкой и созданием их. Проектная деятельность – это нетрадиционная деятельность, в ходе неё должны возникать различные варианты, решения поставленных задач и т.д. Участники проекта должны быть мотивированы. Нужно умело сформулировать причину, по которой они включаются в проектную деятельность, то есть поставить проектную задачу. Этим занимается творческая группа. Составлен план мероприятий реализации проекта по следующим блокам:

  1. аналитико-диагностический блок;
  2. планово-прогностический;
  3. организационно-исполнительский;
  4. контрольно-диагностический.

Прогнозируемый результат:

  • Формирование достаточных ЗУНов для адекватной ориентировки в окружающей среде и социально приемлемого поведения ребёнка дома, в детском саду, на улице, школе.
  • Умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  • Тесное сотрудничество с педагогами коррекционной школы 8 вида № 113 (СКОУ).
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Традиционное проведение ежегодных праздников с участием «неорганизованных детей-инвалидов», не посещающих ДОУ.

В ходе проект был продуман мониторинг формирования социального опыта у детей с особыми образовательными нуждами, социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях в ДОУ.

Анализ мониторинга позволяет сделать выводы, что проводимая работа актуальна. Результаты контрольно-учётных занятий по разделам «Социальное развитие и ознакомление с окружающим» в выпускных группах показали положительную динамику позитивной социализации детей с нарушением интеллекта. Результаты анкетирования проводимого среди родителей подтвердили значимость проводимой работы (из 60% опрошенных родителей, все дали положительную оценку).

В ходе проекта была разработана модель содействия развитию позитивной социализации детей с нарушением интеллекта в процессе интегративной направленности деятельности. В ней были выделены приоритетные направления:

  • Занятия и дидактические игры по социальному развитию и ознакомлению с окружающим, через которые идёт формирование знаний, умений и навыков, а также способов умственной деятельности (использование элементов поисковой деятельности, создание проблемных ситуаций).
  • Организуются совместные (учитель-дефектолог с воспитателем) прогулки и экскурсии. Преимущество их в том, что удаётся дольше удерживать детей в своём пространстве и использовать больше активных приёмов. Это хорошая преемственность в системе единого коррекционного воздействия.
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия, где формируются способы усвоения общественного опыта, умение контактировать и общаться со сверстниками, идёт формирование ЗОЖ.
  • Познание мира через художественно-эстетический блок. Это различные театрализованные представления, в которых мы проецируем те нормы и то поведение, которое нам нужно сформировать у детей, имеющих отклонения в умственном развитии (эта форма работы наиболее эффективна).
  • Также в этот блок входят: тематические выставки-вернисажи продуктов изобразительной деятельности и использование художественного слова (материал предварительно адаптируется к условиям работы с детьми, имеющих отклонения в умственном развитии).
  • Индивидуальные формы работы, где формируется умение вести диалог, закрепляются нормы социального поведения и реализуется индивидуальный образовательный маршрут. Педагогами группы составляется единая сетка индивидуальной коррекционной работы, в которую включены те виды деятельности, которые направлены на реализацию задач.
  • Совместные мероприятия с ученикамиСКОУ №113. Организация совместных выставок-вернисажей, которые в свою очередь имеют огромную ценность в образовательном и личностном развитии ребёнка с особыми образовательными нуждами (повышается мотивация деятельности). Организация совместных праздников также способствует развитию положительных эмоций у детей и повышает их самооценку. 

В перспективе мы планируем тесную взаимосвязь в работе с учителями начального звена: взаимопосещение уроков и занятий, «Круглые столы» и другие виды деятельности.

Проект «Ребёнок с особыми образовательными нуждами и его окружающий мир»

Автор: Сорокина Юлия Георгиевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МДОУ ЦРР - Детский сад №137, город Пермь.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 45)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Людмила Ивановна 29.11.2011 в 18:18

Юлия Георгиевна, у Вас замечательный опыт работы. А самое главное - очень необходимый для детей с особыми образовательными нуждами. Хочется выразить слова благодарности, за ваш неоценимый труд!!! Успехов в конкурсе и новых творческих находок!

Людмила Ивановна 29.11.2011 в 18:20

И,конечно, оценка 5+ Удачи!!!

Наталия Васильевна 29.11.2011 в 23:49

ОТличная работа! Юлия Георгиевна, спасибо, что поделились своим бесценным опытом!!! Проект, безусловно заслуживает большого внимания и значимой оценки! Чувствуется Ваш высокий профессионализм и творческий энтузиазм)) Радостно, что такие классные специалисты работают с детьми, имеющими отклонения в развитии, отдают им свою любовь и душу! Удачи Вам и дальнейших успехов в нелёгком, но благородном деле!!!

Сивухина Елена Васильевна 02.12.2011 в 16:18

Замечательный опыт работы. Видно, что педагог творчески подходит к своей работе, ищет нестандартные решения и делает все, чтобы добиться лучших результатов, а самое главное, чтобы ребятам было интересно. Спасибо большое за ваш труд!

Доркина Татьяна Николаевна 03.12.2011 в 10:58

Хорошая. серьезная работа1 Успехов!

Любовь Владимировна 04.12.2011 в 22:56

Здравствуйте!Может, я ошибаюсь, но в этой части документа прописано то, что и должно быть в любом ДОУ, тем более в детском саду компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью.Может, размещение плана мероприятий реализации проекта было бы полее полезным и для Вас,и для коллег. Жаль, что при внедрении проекта взаимосвязь в работе с учителями начального звена всего лишь в перспективе...

Никитина Ева Владимировна 08.12.2011 в 23:30

Действительно, выложенный материал не относиться к такой форме работы как проектная деятельность. Это, скорее, освещение некоторых программных задач, направлений и форм работы в детском саду компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью,

Елена Ивановна 11.01.2012 в 12:54

Молодцы! За внимание к детям только 5!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 07:47

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Дёмина Елена Игоревна 14.01.2012 в 17:30

Отличный проект! Ставлю 5!!!

Светлана Крюкова 14.01.2012 в 22:58

Мне хотелось бы увидеть практическую часть предложенной работы.

irinapetrovna 22.02.2012 в 15:59

Здравствуйте, Юля Георгиевна. Проект замечательный, нужный, работа по социализации детей с ОВЗ всегда востребована. Ставлю 5.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!