Регистрация

Метод учебных исследований в ДОУ

  • 24 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познании мира, он хочет его познавать.

В наше время, когда происходит активное проникновение научно-технического прогресса, во все сферы жизни человека возникает необходимость выбирать более эффективные средства при развитии познавательной активности детей и формированию у них навыков исследовательской деятельности.

Метод учебных исследований, который предлагает А.И.Савенков – это путь ребёнка к знанию через свой собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Особое внимание в обучении при применении исследовательского метода уделяется фактам действительности и их анализу. А слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Знакомство детей с исследовательским фартуком, в нашем детском саду,  позволило удовлетворить стремления, желания и потребности детей в способах познания мира природы.

Уголки экспериментирования, расположенные рядом с уголками природы пополнились новым оборудованием. Там появились весы, лупы, микроскопы, колбы, песочные часы. А объекты  неживой природы, которые пополнялись совместно с детьми и родителями дополнили коллекции  камней, ракушек, семян, листьев, веточек.

Воспитатели в группах изготовили несложное специальное оборудование: «исследовательский фартук» и карточки- методы будущих исследований.

Коллективные  занятия позволили  детям приобрести некоторый опыт исследовательской работы, которая включает в себя следующие этапы:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Сбор материала.
  4. Обобщение полученных данных.
  5. Подготовка материалов исследования к защите.
  6. Защита исследования.

Предлагаю рассмотреить конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Можем ли мы беречь воду?» по технологии А.И.Савенкова «Я исследователь».

Попова Раиса Игнатьевна

Автор: Попова Раиса Игнатьевна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад №25» г. Нефтеюганск Тюменской области, стаж работы по специальности  20 лет.

Раиса Игнатьевна является лауреатом всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» в номинации: Инновации в содержании, формах, методах и средствах  дошкольного образования. (HJVFIRF)

Конспект занятия в подготовительной к школе группе 

4.4 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 48)
  • 24 января 2011
  • 15346
  • 10

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Сергеевна 24.01.2011 в 19:35

Очень интересное занятие! Оно действительно поможет развить у детей познавательную активность, любознательность. Обязательно использую эту технологию и занятие в своей работе с детьми.

Елена Дмитриевна 24.01.2011 в 19:55

Занятие грамотно составлено с учетом возрастных особенностей детей. На таком знакомом материале, педагог использует нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми.

Елена Дмитриевна 24.01.2011 в 20:45

При помощи "исследовательского фартука" дети учаться рассуждать. анализировать. делать выводы. рекомендую в практику работы.

Александр Сергеевич 25.01.2011 в 06:41

Прочитал с большим интересом. Думаю моему ребенку тоже было бы интересно на таком занятии. Все познается только через практику.

Юлия Николаевна 25.01.2011 в 07:11

Занятие очень понравилось! В своей работе я тоже использую эту технологию. Подобные занятия нравятся детям, они чувствуют себя маленькими исследователями.

Любовь Владимировна 25.01.2011 в 20:05

Скажите, что это за "исследовательский фартук" , при помощи которого ребёнок развивает мыслительные операции? Я сама работаю по программе (в том числе и пособиям) Савенкова и не согласна с тем, что за небольшое время занятия старший дошкольник может организовать и самостоятельно провести исследование на довольно расплывчатую тему, тем более проведя эксперимент (какой?).Вы в совместной работе достаточно понаблюдали , провели опыты - и это здорово!

марина харчева 26.01.2011 в 09:34

интересное занятие, главное в нем экологические воспитание, что сейчас актуально в дошкольном воспитании

ольга фёдоровна 26.11.2011 в 17:52

Очень интересная статья и конспект. Обязательно использую конспект занятия в своей работе. Желаю автору творческих успехов.

Татьяна Александровна 05.01.2012 в 22:39

Добрый вечер, Раиса Игнатьевна, занятие очень интересное.Желаю удачи!

Никитина Ева Владимировна 08.01.2012 в 21:24

И в самом деле, что это за "исследовательский фартук"?
Занятие рассчитано на то, чтобы дети сами добывали информацию - такой подход радует.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!