Регистрация

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

  • 22 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования  к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива – с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Автор:  старший воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86 «Колокольчик» города Якутска, педстаж – 17 лет, стаж по специальности – 3 года.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования  к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива – с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1.     Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2.     Раскрыть метод игрового моделирования.

3.     Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

        Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо­вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,  В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,  В.А. Трайнева и др.

                                Общая характеристика методов активного обучения

        Методы активного обучения - совокупность педагогиче­ских действий   и приемов, направленных на организацию учеб­ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив­ному                                    и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности                   (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти­визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ­ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу­ется                                    с экспериментальными данными, которые свидетельству­ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%  информации, при самостоятельной работе                                   с литерату­рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг­ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи­ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива­ют значение из-за низкой                      эффек­тивности и недостаточной обрат­ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе­дагогов в активную учебно-позна­вательную деятельность с приме­нением приемов  и методов, полу­чивших обобщенное название «активные методы обучения».

 Активными называют методы, при использовании которых учеб­ная деятельность носит творчес­кий характер, формируются позна­вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ­ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу­тях решения той или иной пробле­мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями   в про­цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак­тивные методы обучения характе­ризуются высоким уровнем                     актив­ности как обучающих, так и обуча­емых. Возможности разных методов обучения                      в плане активизации учебной и профессиональной дея­тельности различны и зависят от природы   и содержания  соответ­ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру­ет умения и навыки профессиональ­ной деятельности, при этом развива­ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации   и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

 К воспитательным задачам ак­тивных методов обучения отно­сятся: развитие самостоятельнос­ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз­витие коммуникативных качеств, умения работать                    в коллективе. Целью активных методов обу­чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти­мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето­ды обучения - это обучение в деятельности.                            Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится                      и к методичес­кой работе  с педагогами.               

Классификация методов активного обучения

      Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения.                       Н.Н. Козленко к актив­ным методам обучения относит дело­вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро­лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче­ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

       При использовании метода ана­лиза конкретных ситуаций обуча­емым предъявляется ситуация, свя­занная с некоторым моментом функ­ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето­дам относится решение педагогичес­ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей   и родителей, детского поведе­ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп­лекс является динамичной системой,   в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура  и пара­метры игрового комплекса. Для ро­левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю­щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание»  пе­дагогом организации занятия с деть­ми, роли которых выполняют воспи­татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе­мая роль, не моделируется деятель­ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита­телей в чрезвычайных обстоятель­ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност­ные игры применяют для решения сложных социально-производствен­ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм­мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет­ных ситуаций                           и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ­ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето­дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»                     Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази­рующиеся на имитации профессиональной деятельности,  и неимитационные. (рис.1)

 Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом                          к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты                       руково­дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

              деловые игры;

              дидактические или учебные игры;

              игровые ситуации;

              игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

 

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

 

Мозговой штурм

 

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

 

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

                                Рисунок 1. Методы активного обучения

 

      При этом к игровым процедурам и приемам относят сред­ства реализации отдельных, единичных принципов, в  первую очередь различные формы активизации лекций и других тра­диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис­пользованием метода анализа конкретных ситуаций в виде  ил­люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию                                                               с запла­нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек­цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус­сию,  лекцию - беседу - реализующие принцип диалогового  об­щения. 

      Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо­ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис­куссионные занятия, проводимые                    в развернутом виде, с неза­планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри­тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,  театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

       К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа­лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для                   ме­тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти­вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио­нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт­роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов). 

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про­цессов и структур; проектировании   и конструировании объек­тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон­фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи­ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания,                       вы­думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

      По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола­гающие работу участников в диадах и триадах.                     По месту проведения различают аудиторные  и внеаудитор­ные, выездные, экскурсионные.  По принципу использования вычислительной техники выде­ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая игра  в педагогической системе

      После рассмотрения все­го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час­то используется  в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

      Теоретические основы и прак­тическое применение деловых игр   изложены в работах Г.С. Абрамо­вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн,  В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,  В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз­ных языках соответствует понятиям  о шутке, смехе, легкости                       и указывает на связь с положительными эмоция­ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру­жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо­собствующие возникновению игро­вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз­можностей как игрока, азарт ожида­ния непредвиденных игровых ситу­аций, удовлетворение от успеха,  ко­рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо­вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира­ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп­ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра                        в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес­ких решений в различных произ­водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита­ет, что деловую игру можно рас­сматривать как новую область деятельности и научно-техничес­кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения,                          ис­следования и решения  производ­ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате­ли называют деловой игрой ими­тацию  на модели производствен­ной, хозяйственной и организаци­онной деятельности в учебных                                 и исследовательских целях. Дело­вая игра - это имитация реаль­ных производственно-экономичес­ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае­мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркивает  С.Н. Павлов, активный метод обу­чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея­тельности в роли лица, принима­ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос­тей деловых игр.                    В первом подчер­кнута роль компьютера, во вто­ром - не только учебная,                                          но и ис­следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле­ния,                                  в четвертом - ролевая осо­бенность деловой игры и отнесе­ние  ее к активным методам                    обуче­ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се­минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.                                                     

                                 Структура метода игрового моделирования

      Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат­ривать весь комплекс методов  активного обучения,                  то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2.   Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определении и распределении ролей,

3.        Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей­ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно или  в сценарии игры. Условия,                      в которых осуществ­ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов­кой.

4.        Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин­ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти­ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже­ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают   ус­пешность игрового действия и поэтому  в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг­ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

 

Метод игрового моделирования  как элемент деловой игры

 по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

 

        Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки                                    к очередному  методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветы                                     и консультации элементы деловой игры – такие как  - метод игрового моделирования.

       Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например,                   в нашем ДОУ  частью педагогического совета на тему: «Игра – это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

       Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов    и состоянием воспитательно-образовательного процесса.

         Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный       рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний                                 в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

         Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

       

                           Список использованной литературы

1.     Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.:Политиздат,1996. 123 с.

2.     Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. – СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3.     Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4.     Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia, 2003. 144 с.

5.     Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1995.

6.     Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. –. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7.     Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. – Изд. 2 –е, перер. и дополн. – Ростов н/Д.:  «Феникс», 2010.-  250 с.

8.     Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. – Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9.     Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Методические рекомендации

                       по использованию метода игрового моделирования

 

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования  включа­ет в себя следующие этапы:

·          создание проекта;

·          описание последовательности действий;

·          описание организации проведения игры;

·          составление заданий для участников;

·          подготовка оборудования.

Проект

1.    Название игры, ее цели.

2.    Состав участников.

3.    Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

      в   целом.

4.    Суть проблемы, подлежащей решению.

5.    Состояние исследуемого вопроса.

6.    Руководство игрой.

7.    Перечень необходимого оборудования, литература для предва­рительного

      изучения.

Для разработки метода игрового моделирования  необходимо создать имитацион­ную и игровую модели, которые должны органически наклады­ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет­ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы­работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор­ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен­ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

       Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте­но, где, когда, кем  и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

 

 

 

 

                                                      Приложение 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                           Приложение 2                                                                                                                         

От «28 « ноября 2009 г.                 Протокол № 2

 

Игра – это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель: систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в  ДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. – Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3.  Сообщения из опыта работы:

- Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4. Игровое моделирование  «Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

                                              Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. – Т.И.Никифорова

     На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении и  постоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

      Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики                     в поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную                             и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту                                и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

      В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитатель                  в соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды                         в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержанием                  и новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу.  (слайд-шоу)

4. Деловая игра  «Игра – это серьезно!»

Цели: в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии                            и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,  культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

    Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1.     Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),  2. восхваление лучших черт  человека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2.     Великие имена – великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

 1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры – значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)         

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:                                                           

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский                                                                                                                              

3. «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе – час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы – богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.) 2 –вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию; - близость с природой. Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская) 3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог  и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6. «Ты мне – я тебе»  Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос:  В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос:  В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8.    Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.  

Что в огне не горит, в воде не тонет (лед), спортивный инвентарь для катания на льду (коньки), игра со снегом (снежки), отпечаток ноги на снегу (след,. героиня русской сказки, девочка из снега (снегурочка), сильный ветер со снегом (метель), самый короткий месяц (февраль), прибор для измерения температуры (термометр), дубовый лес (дубрава), прибор для измерения давления (тонометр), квартирный петух (будильник),  что делает ветер (воет, дует, срывает листья),  домашний Дед Мороз (холодильник), что идет, не двигаясь с места (время), домашняя машина, которая никуда не ездит (стиральная машина),  кто полгода сидит без обеда (медведь), личный транспорт Бабы Яги (ступа), внучка Деда Мороза (Снегурочка), речь одного человека (Монолог), человек, не верящий в светлое будущее (Пессимист), человек, трезво смотрящий на жизнь (Реалист), игра с одиннадцатиметровыми. (Футбол.) Пушкинское дубовое украшение. (Цепь.)  Самая колючая жена. (Ежиха.) Тунеядец по природе. (Паразит.) Привыкание организма к новым условиям. (Адаптация.) Разговор двух лиц. (Диалог.) Первый банкрот Поля чудес. (Буратино) Любимое блюдо доверчивых женщин, (Лапша) Сын анархии. (Порядок) Самая тонкая часть женского гардероба. (Колготки, чулки) Способ проверки надежности друга. (Разведка) Предельный уровень влюбленности. (Уши.) Средство вскрутить голову. (Бигуди, щипцы.) Назовите слово, близкое по значению словам «стужа»,

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий) 

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За­висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по­мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра­жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп­тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех­нической.) Человек,  который  может свернуть горы  ради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованный    образец,    которому   слепо    подражают. (Шаблон)

Работа жюри, подсчет голосов, определение победителя, награждение.

4.     Решение педагогического совета

1.     Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v    пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,  срок – в течение года); 

v    оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные – заведующая, ст.воспитатель; срок – в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов – ежемесячно)

 

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь:

 

 

4.3 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 26)
  • 22 января 2011
  • 34484
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 22.01.2011 в 17:27

К сожалению, плохо разбираюсь в заявленной технологии,наверное поэтому никак не смогла понять - где именно Вы использовали метод игрового моделирования в этой деловой игре? Почему-то моделирование мне представляется иначе.Поясните, пожалуйста!

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:55

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!