Регистрация

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

  • 29 декабря 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта: Групповой «Неизведанное рядом».

Цель проекта: Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Методы обеспечения:

  • Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
  • Проведение опытов (практических).
  • Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

  •  Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
  •  Диагностика.
  •  Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

  • Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
  • Практическая часть:

а) Занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Детство»)

б) Связь с другими видами деятельности: Игровая, Продуктивная, Познавательно-исследовательская (опыты), Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), Учебная  речевое развитие, рисование, лепка), Релаксация.

в) Организация кружка « Неизведанное рядом».

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Механизм выполнения проекта

  1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
  2. Составление плана по кружковой работе.
  3. Кружковая работа по экспериментированию.
  4. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
  5. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
  6. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
  7. Экскурсии в парк.
  8. Посещение живого уголка в Центре Детского Творчества.
  9. Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой».
  10. Конструктивные беседы.

Новизна разработки

В своем проекте я применяла новый  методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности,  использовала творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

 Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Продолжение: Занятие по теме «Царица – водица».

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.
  9. Газета «Дошкольное образование».
  10. Журнал «Дошкольное воспитание».
  11. Журнал «Обруч».

Автор: Кривохижина Лариса Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «ЦРР – ДС «Аленка» г. Абаза, Республика Хакасия, 19 лет педагогического стажа.

Лариса Сергеевна увлекается разведением комнатных растений, но главное ее увлечение – это фотографировать природу животных, а особенно птиц. В ДОУ она является  руководителем мини-центра «Экомир».

Фото автора

Природа

4.6 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 74)
  • 29 декабря 2010
  • 53909
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана Александровна 29.12.2010 в 18:07

Интересный рассказ об опыте работы в рамках проектной деятельности, лаконичный и доступный. В приложение можно было бы поместить практические материалы (планирование работы кружка "Неизведанное рядом", конспект занятия по экологии...) в целях повышения практической значимости Вашей работы. В целом работа хорошая, современная, грамотно оформленная, чувствуется компетентность автора в теме... Спасибо и удачи!

Любовь Владимировна 29.12.2010 в 22:04

Замечательно представлен теоретический материал. Конечно же,практические наработки были бы очень кстати. Спасибо, что приобщаете дошколят к исследовательской деятельности! Удачи Вам!

Лариса Сергеевна 30.12.2010 в 12:48

Спасибо большое за ваш интерес к моей работе! Практический материал в небольшом количестве отправлен, обещали его разместить попозже. Буду очень рада если он вам будет полезен.

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:25

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Лариса Сергеевна 01.01.2011 в 12:17

Мягкой поступью кошачьей
К нам приходит Новый год...
Счастья, радости, удачи,
Сытой жизни без хлопот!
Чтобы денежка - в кармане
И в делах сплошной ажур,
Хвост в тепле, усы в сметане,
А на сердце - "мур -мур - мур!"

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:28

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!