Регистрация

Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей

  • 15 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Актуальность темы

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны. 

Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребенок». Основным ее направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии. На сегодняшний день группу посещают 8 детей, 4 из которых имеют статус инвалида, это дети, имеющие сложные нарушения в развитии – детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, задержка психоречевого и моторного развития. Группа работает по выходным дням с 10 до 13ч. Занятия в этой группе проводится логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, психологом.

До сих пор встречаются родители, у которых слово «гормоны» вызывает ужас. Им кажется, что от выписанных врачом-эндокринологом препаратов дети покроются волосами или сильно прибавят в весе. В действительности, эндокринолог в детской поликлинике, наоборот, поможет ребенку справиться с ожирением – которым страдают уже 15% детей-горожан. Кроме того, эндокринолог не всегда назначает таблетки. В некоторых случаях бывает достаточно массажа, курса ЛФК, правильного питания.

Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.

Цель сопровождения: Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
  • Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
  • Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
  • Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:

  1. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в группе кратковременного пребывания.
  2. Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции, психологической поддержки.
  3. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений.
  4. Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

2 этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексностипсихологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми

  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  • Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Работа с детьми

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Деловые игры.
  • Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Работа с родителями

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:

  • публикуем статьи в районных газетах о работе нашей группы;
  • сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц.защита);
  • участвуем на районных семинарах-практикумах для психологов района;
  • делимся опытом перед коллегами ДОУ;
  • используем презентации;
  • проводим «Дни открытых дверей».

Библиография:
1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146 с.
2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с.
3. Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236 с.
4 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь», 2008, 286 с.
5. Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
6. Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
7. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь», 2007, 112с.
8. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2008, №7.
9. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь», 2006, 142 с.
10. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
11. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
12. Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
13. Фопель К. «Привет, ножки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
14. Фопель К. «Привет, глазки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
15. Фопель К. «Привет, ушки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
16. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс», 2006, 75 с.
17. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.

Автор: Галина Михайловна Бакаева, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №1 д/с «Дружные ребята» города Поронайска Сахалинской области, стаж работы – 22 года. (Психолог на группах кратковременного пребывания «Особый ребенок» первой квалификационной категории, стаж – 11 лет.)

Об авторе: Дипломант областных педагогических чтений – 2009г, победитель муниципальных педагогических чтений – 2010г, победитель областного конкурса инновационных проектов 2009г, победитель муниципального конкурса инновационных проектов 2010г. дипломант Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. 2010г.

Фото автора

Галченок

3.8 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 38)
  • 15 сентября 2010
  • 77100
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!