Регистрация

«Школа молодого воспитателя» – эффективная форма методической помощи начинающим педагогам

  • 30 октября 2021

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

 «Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,

стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.

Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и важным звеном дополнительного педагогического образования остаются районные методические объединения. Вместе с тем возникает очевидная потребность в переосмыслении походов к информационно-методическому сопровождению профессиональной деятельности педагогов ДОУ в рамках РМО и усилении эффективности работы последних для развития методического потенциала системы образования района.

Информационно-методическое сопровождение предполагает специальное взаимодействие руководителя РМО и педагогов, направленное на создание условий, способствующих возникновению и нормальному протеканию процессов развития образования, оказание поддержки педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем.

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.

Анализ педагогических кадров Омутнинского района показал увеличение процента педагогов пенсионного возраста (32,3 %) и увеличение притока молодых специалистов (10,1%). Исходя из анализа педагогических кадров, возникла необходимость работы районного профессионального объединения «Школа молодого воспитателя».

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через:

  • наставничество;
  • оказание помощи в самообразовании через подборку методической литературы, периодических изданий по интересующим вопросам;
  • стимулирование молодых специалистов к изучению опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • усиление организации адресной методической помощи в организации воспитательно-образовательной работы.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса. Однако в ДОУ работа по оказанию помощи начинающим воспитателям в установлении эффективного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса не ведётся вообще. В то время как идеи педагогики сотрудничества и взаимодействия получили стремительное развитие.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной разработке проблем педагогического общения, показал, что вопросам педагогического общения уделяется большое внимание. Стили общения учителя с учащимися рассматривают А.Т.Курбанова, Ф.Н. Рахматулина, И.В.Страхов. Обоснованию необходимости социально-психологического тренинга как предпосылки развития общения учителя с учащимися посвящены работы Д.П. Петровской, процесс формирования культуры педагогического общения исследуют И.Ф. Комогорцева, А.М. Левашова, Н.Е. Щуркова. С точки зрения решения коммуникативных задач анализирует педагогическое общение учителя с учащимися И.А.Зимняя и др.

Полезные занятия по повышению квалификации педагогов смотрете на сайте http://www.danco.com.ua/VEDrus.html

В психолого-педагогической литературе педагогическое общение анализируется преимущественно как способ коммуникации педагога с ребёнком. Между тем, опыт подсказывает, что его правомерно рассматривать как способ сотрудничества между всеми участниками целостного педагогического процесса: с детьми, их родителями, администрацией и коллегами. От того, как будет строиться система взаимодействия будет зависеть желание и умение молодого педагога работать в детском саду.

Поэтому реализация Программы работы с молодыми специалистами «Учимся эффективно взаимодействовать» строится с учетом трех аспектов деятельности педагога:

«Молодой специалист коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.

«Молодой специалист ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.

«Молодой специалист родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями;

Отсюда вытекает цель программы: помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).

Для реализации цели поставили ряд задач:

  • способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности;
  • формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
  • совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;
  • способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений;
  • предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей;
  • мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
  • обучить навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.

В профессиональное объединение включаются молодые педагоги, которые:

  1. испытывают потребность в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности;
  2. хотят научиться решать профессиональные задачи в условиях профессиональной деятельности;
  3. хотят научиться успешно строить взаимодействие со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса;
  4. стремятся научиться проектированию и организации процесса самообразования воспитателя.

Работа по программе рассчитана на 3 года, в связи с чем разрабатываются методические темы на каждый год.

Методическая тема: «Установление взаимоотношений «молодой специалист - коллега»

Знания:

Умения:

– этапы адаптации молодого специалиста;

– ступени профессионального мастерства;

– имидж педагога;

– общение и виды общения;

– речевая культура воспитателя;

– понятие стресса;

– пути преодоления стрессовых ситуаций.

– организация работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов;

– планирование работы по самообразованию;

– тактичное ведение диалога и навыков работы в команде;

умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же явление с разных сторон;

– преодолевать утомление и избегать стрессовых ситуаций.

Методическая тема «Установление взаимоотношений «молодой специалист - ребёнок»

Знания

Умения

– технология предъявления требования;

– педагогическая оценка в её современной модификации;

– создание ситуации успеха.

– грамотно предъявлять требования ребёнку и давать педагогическую оценку в контексте личностно-ориентированного подхода.

Методическая тема «Установление взаимоотношений «молодой специалист - родитель»

– нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями;

– пути решения конфликтных ситуаций с родителями;

– стили воспитания в семье.

 

– находить пути решения проблем во взаимоотношениях с родителями;

– строить беседу с родителями;

– разрабатывать конспекты проведения мероприятий с семьёй.

В рамках профессионального объединения проводится по 3 заседания в год, каждое из которых имеют следующую структуру:

1 часть: организационная

Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению:

– регистрация участников профессионального объединения;

– сообщение темы и плана предстоящего заседания;

– игра с педагогами социально-эмоционального содержания;

– представление материалов, наработанных членами творческой группы;

– диагностическая деятельность (анкетирование, тестирование, направленное на выявление затруднений или на выявление степени сформированности  тех или иных качеств).  

2 часть: основная

Цель: совершенствование профессиональных умений по взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса:

– наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме;

– теоретический обзор рассматриваемого вопроса через использование интерактивных методов обучения педагогических кадров;

– проведение психологического тренинга педагогом-психологом (тренинги «Эффективное общение», «Приёмы саморегуляции» и др.)

Заседания проводятся в соответствии с программой с использованием интерактивных форм и методов:

Формы:

Методы:

  • лекция – беседа,
  • семинары-практикумы;
  • психологические тренинги,
  • проблемно-проектный семинар,
  • круглый стол и др.
  • игровые ситуации,
  • диагностика,
  • разыгрывание ролей,
  • мозговой штурм,
  • диалог,
  • методы проблемного обучения
  • эвристическая беседа,
    исследовательский метод,
  • метод «Шесть шляп»

3 часть: заключительная

Цель: подведение итогов заседания профессионального объединения, мотивация участников к самообразованию:

– заполнение листа рефлексии участниками профессионального объединения;

– домашнее задание поисково-творческого характера;

– оценка деятельности профессионального объединения, выработка решений и рекомендаций.

Такое построение работы профессионального объединения способствует формированию оптимального педагогического общения начинающего специалиста с членами педагогического коллектива, с детьми и их родителями, включает эффективные условия для успешного профессионального становления молодого педагога:

1. Вовлечение молодого специалиста в активное профессиональное сотрудничество с членами педагогического коллектива.

2. Вооружение молодого педагога опытом профессионального сотрудничества.

3. Создание «оптимистически гуманной атмосферы» для педагогической деятельности молодого педагога.

В результате планируется наработать практический материал в виде: «Этического кодекса молодого специалиста», памятки для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ», рекомендаций «Культура речи педагога», разработки нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй. Итогом работы будет проведение профессионального районного конкурса «Молодой педагог – успешный педагог».

Таким образом, работа профессионального объединения будет способствовать развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности молодого специалиста.

Школа молодого воспитателя

Список используемых источников:

Люкина, Н.Н. Информационно-методическое сопровождение деятельности районных методических объединений педагогических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Люкина// Методист. – 2009. – № 8.

    Автор: Олеся Владимировна Чушникова, старший воспитатель второй квалификационной категории МДОУ общеразвивающего вида № 16 «Малыш» города Омутнинска Кировской области, стаж работы по специальности – 2 года.

    О себе: Творческий, коммуникабельный, стремящийся к самосовершенствованию педагог. Углублённо прорабатываю тему «Формирование  профессиональной компетентности молодых специалистов ДОУ», опыт работы был представлен на всероссийском конкурсе «Методист-новатор – 2009» (проект инновационной деятельности с педагогическими кадрами дошкольного учреждения «Повышение профессионализма молодых специалистов ДОУ»: диплом участника конкурса за подготовку проекта «Профессиональная помощь педагогическим кадрам»). С 2009 г. являюсь руководителем районного методического объединения «Школа молодого воспитателя».

    Фото автора

    :)

    3 из 5 звезд
    (голосов: 9, сумма баллов: 27)
    • 30 октября 2021
    • 50377
    • 0

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (0)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!