Регистрация

Методическая разработка «Реализация этнокультурной составляющей в организации образовательной деятельности дошкольного образования»

  • 15 ноября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

«Алтай многолик», — писал П.Кучияк. Проблема изучения и знакомства с родным краем отражена в программе по реализации этнокультурной составляющей в дошкольном образовании.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из целей: «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…», также определены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются учёт этнокультурной ситуации развития детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Реализация этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Алтай.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, НОД и занятия, музейную педагогику.

План введения этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Пояснительная записка

В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Однако прежде чем стать патриотом России, надо уважать и любить свою семью, знать свой город, свой поселок, традиции своего края.

В нашем детском саду «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ» мы, педагоги, формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков; любовь к родному краю; воспитываем гордость за культуру алтайского народа, желание ее сохранять; воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины и Республике Алтай. Это является одним из значимых направлений развития образования дошкольников.

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание этнокультурной составляющей в дошкольном образовании призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.  Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования; 
  • создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; 
  • рганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

Содержание для включения в рабочую программу направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

  • формирование любви к родному селу, Республике Алтай, чувства гордости за неё;
  • формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, о растительном и животном мире Республики Алтай);
  • формирование общих представлений о знаменитых людях-земляках;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края. 

В дошкольном учреждении мы развиваем знания детей:

  • о природе Республики Алтай (географические, климатические особенности);
  • о животном мире Алтая (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности их внешнего вида, питания, размножения; 
  • о растительном мире Алтая (деревья, кустарники, травы, грибы и др.);
  • о культуре и быте народов Алтая (быт, традиции и обычаи, национальные праздники, игры).

Также развитию способствует произведения устного народного творчества коренных народов: легенды и мифы, сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Решение задач по реализации и освоению содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие» (народные игры), «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Щербакова Вера Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ», Республика Алтай. Интересы: книги, творчество, история родного края.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 15.11.2016 в 21:31

Уважаемые коллеги! Интересен ваш опыт по приобщению дошкольников к культуре и традициям родного края. Мне осталось лишь непонятным, почему в таблице «познавательное развитие» и «познаём родной край» находятся в разных строках. Если вы хотели отделить ФЭМП, ознакомление с социальным миром и окружающий мир, то я лично не увидела этого разделения: например, «март. познавательное развитие — «домашние животные республики», познаём родной край — «загадки о домашних птицах». И не совсем ясно, для чего вторая пояснительная записка, она относится к НОД? (может, это лишь технические ошибки?).

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!